Актуальные проблемы экономической безопасности страны. Проблемы экономической безопасности российской федерации

Прежде чем определим некоторые проблемные аспекты в сфере обеспечения безопасности, необходимо выделить уровни возникновения данных проблем.

Первым уровнем является глобальная экономическая безопасность, то есть восприимчивость России к угрозам со стороны глобальной экономики третьих стран. Данный уровень имеет также название международная или внешняя безопасность, однако более точным в научной литературе считается определение указанного уровня через термин «глобальный». В качестве второго уровня безопасности выступает региональная безопасность.

К третьему уровню можно отнести внутреннюю безопасность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим проблемы глобальной экономической безопасности России.

Проблемы глобальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи с задачами гармонизации сфер экономики. В качестве одной из основных причин мирового финансового кризиса можно назвать существенное увеличение количества финансовых инструментов, а также снижение отражения данными инструментами процессов, происходящих в реальном секторе экономики. В центре кризисных явлений оказалась финансовые и банковские институты, с накопительными и процессами использования остатков денежных средств на банковских, государственных и счетах предприятия и т.д.

Процесс гармонизации уравновешивает основные сферы и секторы экономики между собой.

Равновесие может быть лишь при масштабном росте внутригосударственных объемов массового производства. При этом обязательна обеспеченность достаточно высоких темпов роста промышленных отраслей производства, в том числе и топливно-энергетического комплекса.

Важно осуществить решение проблемы внедрения в производство конкурентоспособных передовых технологий.

По оценке специалистов, наибольший потенциал в производстве имеют ресурсодобывающие отрасли производства, однако существенное отставание наблюдается в его перерабатывающих и обрабатывающих секторах, а также на низком уровне находится машиностроительная отрасль.

Заметным приростом в последние девятилетие отличились отрасли связи и транспорта.

По мнению некоторых ученых, определение конкурентоспособности отдельных отраслей экономики возможно благодаря повышенному уровню новизны технологий. Таким образом, несмотря на достижение темпов роста по отдельным видам продуктов в России в последние годы от 15 до 20% в год, на мировом рынке уровень продаж остается на показателе не выше одного процента.

В России наблюдается зависимость технологического уровня экономики от таких основополагающих факторов как инновации и инвестиции. В сфере инвестиций в России наблюдается существенный спад ввиду санкций, введенных в 2014 году США и странами Евросоюза. В сфере инноваций в России также не наблюдается особого прогресса - их доля по состоянию на 2015 года не выше 10%.

Таким образом, можно констатировать присутствие конкурентоспособных технологий, машин и оборудования, включая импорт, на уровне такого же удельного веса и в технологической базе государства.

Еще одной проблемой России является проблема продовольственной безопасности.

Наблюдается неэффективное использование сельскохозяйственных угодий: на Россию приходится примерно 10% мировых их запасов, а доля страны в мировом агропромышленном производстве не поднимается выше 1,34%.

Основной причиной данной проблемы является бесхозность и неиспользование около 30% пахотных земель. При наличии в России около 250 млн. га сельскохозяйственных угодий, доля производства необходимого населению страны продовольствия составляет не выше 65%, когда как в Европе лишь около 100 млн. га угодий, которые при полном использовании обеспечивают ее население продуктами питания. В Японии всего около 5 млн. га угодий, которые обеспечивают питанием примерно на 80% 122 млн. граждан страны. В настоящее время наблюдается незначительное повышение производства российских продовольственных товаров ввиду введения экономических санкций, однако для достижения более высоких результатов России необходимо и увеличение инвестиций и инноваций в сельское хозяйство.

К еще одной из проблем экономической безопасности относится сокращение трудовых ресурсов. По мнению некоторых исследователей, в 2025 г. может произойти существенное сокращение трудоспособного населения на 17 млн. человек, и, напротив, увеличение количества граждан пенсионного возраста на 7 млн. человек. Специалисты ООН также бьют тревогу, прогнозируя стремительный демографический спад.

По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных граждан может снизиться на 42-43%, т.е. на 40 млн. человек.

Специалисты предлагают лишь один выход из сложившейся ситуации, - существенное как минимум в 4-5 раз увеличение производительности труда. К приоритетным направлениям развития экономики, необходимым для совершения прорыва и многократного увеличения производительности труда, обеспечения конкурентоспособности российской продукции важно отнести разработку и реализацию национальных инновационных программ и проектов. Программы должны быть адресными и обеспеченными реальными ресурсами.

По мнению некоторых исследователей подобный инновационный процесс должен разрабатываться профессиональными инженерами. При правильном выборе принципов инновационного развития государства, они смогут дать подтолкнуть российскую экономику к прогрессу.

В настоящее время наблюдается весьма низкие показатели интеллектуальной составляющей всех отраслей российского производства - не выше 1 %, когда как в западных странах она может достигать 25-30%. Причина заключается в резком снижении, по сравнению с СССР, регистраций патентов на изобретения - не более 20 тыс. в год, из которых только 5% используется в промышленности. Преодоление данной проблемы возможно в случае разработке Министерством образования необходимых образовательных программ для подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере промышленности.

В качестве одной из причин экономического отставания России можно назвать отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии страны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» в России была принята Концепция национальной безопасности государства. Указанный документ сформулировал приоритетные принципы политики государства, направления национальных интересов, виды угроз национальной безопасности в Российской Федерации.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года должна мобилизовать все факторы развития национальной экономики, способствовать улучшению качества жизни людей, обеспечению политической стабильности, укреплению обороны страны, повышению уровня безопасности и правопорядка, конкурентоспособности и росту международного престижа Российской Федерации.

Важно также осуществить обеспечение единства государственной политики в системе управления решением стратегических задач. Необходимо создание специального органа управления, способного на научной основе определить объемы ресурсов страны, оценить возможности науки, внедрить и отладить систему натуральных и стоимостных балансов. Построение комплексной стратегии долгосрочного развития страны возможно, на наш взгляд лишь при четком соблюдении вышеперечисленных условий.

Генеральный директор ООО «Винтери»

Аннотация:

В современном мире экономическая безопасность занимает особое место при определении национальной безопасности любого государства. Уклонение от уплаты налогов способно непосредственно влиять на экономическую и национальную безопасность. Для совершенствования современного российского налогового законодательства рассматривается налог как правовая категория, указываются юридические признаки налога. В современной науке сформулированы три основные концепции: концепция налога как процедуры, концепция налога как материального объекта, концепция налога как правовой формы возложения обязанности. Проанализированы концепции для определения налога как правовой формы. Наиболее актуальной и значимой считается концепция налога как материального объекта . Близка и позиция к этой концепции и Конституционного суда Российской Федерации. В настоящей статье автор критически рассматривает различные аспекты данной проблематики.

Ключевые слова:

экономическая деятельность, экономическая безопасность, национальная безопасность, теневая финансовая система, налог как правовая категория, юридические признаки налога, концепция налога как процедуры, концепция налога как материального объекта, концепция налога как правовой формы возложения обязанности.

Для стабильного развития любого государства мирового пространства важным фактором является национальная безопасность в соответствии с социально-экономической политикой той или иной страны. Важная составляющая в ХХI веке – финансы государства, как предмет правовой регламентации. Особое место в структуре национальной безопасности занимает экономическая безопасность в связи с тем, что все существующие виды безопасности не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения государства.

Эксперты известных международных организаций заявляют о «процветании» преступности в финансовой и экономической сферах», вышедших на международный уровень и представляющих реальную угрозу уже в мировом масштабе. В современной Европе для борьбы с отмыванием нелегальных доходов и совершенствования налогообложения в Европарламенте принят промежуточный проект Специальной комиссии по организованной преступности, коррупции и отмыванию денег, что позволяет сформулировать новые правовые нормы и разработать механизмы в этой сфере на международном уровне. Предложено, например, отменить банковскую тайну, т.к. «непрозрачность» вкладов дает повод скрывать доходы, полученные преступным путем.

По данным исследований организации Global Financial Integrity 859 млрд. долларов незаконных финансовых потоков уходят каждый год из развивающихся стран, а 25-30% всех финансовых потоков в мире составляют доходы организованной преступности. Главным посредником считается теневая финансовая система в мировом масштабе. Эта финансовая система состоит из тайных юрисдикций и «налогового рая» в оффшорных зонах, фиктивных компаний, банков, фондов над которыми не установлены механизмы контроля. Актуальность проблемы состоит в необходимости решить вопросы об обмене информацией в налоговой сфере между государствами, выработать международные стандарты по борьбе с этими проблемами и транснациональной организованной преступности, получающей доходы в сотни миллиардов долларов каждый год.

Что касается современной России, то разработка «Правовой концепции экономической безопасности в Российской Федерации» решает проблемы для преодоления саморазрушения государства и противостояния его к экономическим кризисам, проявляющимся регулярно в условиях рыночных отношений. Отметим, что кризис 1998 года и 2008 года показали необходимость и актуальность исследований по совершенствованию законодательства для преодоления существующих противоречий в современной России.

Многие российские исследователи отмечают, что в Российской Федерации существует серьезная проблема массового ухода предприятий от налогов, сопровождаемого вывозом капитала, возникшая в начале 90-х гг. ХХ века в результате реформ, происходивших при слабой государственной власти и политической нестабильности в России. Существующая слабая законодательная база позволяла без всяких последствий выводить значительные финансовые средства в оффшорные зоны, обеспечивающих высокий уровень конфиденциальности и низкие налоговые ставки, а также свободу инвестирования капитала в любое государство мирового сообщества.

Назрела необходимость серьезно рассматривать эти вопросы и разработать на государственном уровне эффективные меры борьбы, в том числе и на законодательном уровне. Актуальность этих вопросов подтверждаются, например, исследовательской и правозащитной организацией Global Financial Integrity, указывающей, что объем теневой экономики в России составляет в среднем 46% ВВП. Другой пример, по представленным данным Всемирного банка за 1999-2007 гг., Россия по объему теневой экономики значительно опережает другие государства. Так, в 2011 г. в Российской Федерации объем теневой экономики составил 19 трлн. рублей. Рост теневой экономики на всего на 1 % увеличивает размер незаконных финансовых потоков на 7% из страны . Приходится говорить о сокращении налоговой базы, а слабость законодательства значительно облегчает деятельность преступных структур и стимулирует их значительные финансовые потоки за пределы страны.

Развитие любого государства тесно связано с экономической его основой и сферой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В соответствии с ст. 71 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации относится обеспечение национальной безопасности, направленное на защиту национальных интересов и национальных ценностей. Обеспечение национальной безопасности, в том числе и экономической безопасности, должно быть направлено на осуществление комплекса мер, а также выработку современных методов контроля и противодействия практике ухода от налогов и вывоза капитала из России с использованием правовой базы.

Изучение вопросов экономической безопасности в Российской Федерации в области права обусловлено изменением характера правового воздействия на экономические отношения в обществе, где важную роль в современной России занимают вопросы налогово-правового регулирования, которые могут эффективно разрешать наиболее сложные правоприменительные проблемы. Проблемы налогообложения, налогово-правового принуждения и налоговой ответственности в Российской Федерации нуждаются в совершенствовании. Возникает необходимость рассмотрения указанной проблемы в первую очередь через призму защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В работе сделана попытка изменить традиционный подход к экономической безопасности как к экономической категории и рассмотреть экономическую безопасность как правовую категорию. Существующая государственно-правовая система обеспечения экономической безопасности нуждается в совершенствовании. Особую актуальность приобретает изучение налогового законодательства, которое имеет пробелы и позволяет «законно» вывозить средства в оффшорные юрисдикции и экономить на уплате российских налогов. Отсутствие антиоффшорного законодательства в Российской Федерации приводит к тому, что не облагаются налогами и не регламентируются зарубежные доходы резидентов, в т.ч. и в оффшорных компаниях.

В рыночных условиях экономическая безопасность как правовая категория имеет свой предмет и специфические методы исследования.

Правовые принципы экономической деятельности в России содержатся в четырех важнейших конституционных нормах:

  1. свобода экономической деятельности;
  2. единство экономического пространства;
  3. многообразие и равноправие различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предпринимательства;
  4. защита конкуренции .

Конституция Российской Федерации устанавливает основы развития социально-рыночной экономики, закрепляя основные права и свободы гражданина такие, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ст. 34); частной собственности (ст. ст. 35,36); свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37); на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27); на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8); на интеллектуальную собственность (ст. 44); на свободу договора (право заключать гражданско-правовые сделки (ч. 2 ст. 35), на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34); на возмещение государством ущерба (ст. 53). Следует отметить, что многие конституционные нормы, конкретизируются большим числом законодательных актов и особо детализируются в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Правовые принципы представляют собой основные начала юридической регламентации государственного регулирования деятельности по обеспечению экономической безопасности страны. Они должны распространяться и учитываться во всем законодательстве страны для того, чтобы защищались права и свободы граждан, повышалась эффективность правовой деятельности по обеспечению безопасности экономических отношений в Российской Федерации по вопросам налогового регулирования.

Налог играет основополагающую роль в любом государстве. Рассмотрим налог как правовую категорию и его юридические признаки.

При рассмотрении налога как правовой категории, посредством которой определяется круг налогообязанных лиц, устанавливаются их соответствующие обязанности. Понимание налога, как правовой категории, возложения обязанности по участию физических лиц и организаций в формировании бюджета, по мнению И.И. Кучерова , в наилучшей степени отражает его сущность. Он определил налог как правовую форму, возложенную на физических лиц и на организации, основанной на законе и обеспеченной силой государственного принуждения обязанности по участию в формировании публичного фонда денежных средств (бюджета) для покрытия общественно значимых расходов на условиях индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.

Понятие налога в современной науке многозначительно. Д.В. Винницкий считает, что налог можно понимать как совокупность норм, правовой институт или как налоговое обязательственное правоотношение .

Известны и распространены три концепции:

  • концепция налога как процедуры,
  • концепция налога как материального объекта,
  • концепция налога как правовой формы возложения обязанности.

Концепция налога как процедуры определяет это понятие через порядок действий, включая конкретные действия, как взимание или уплата налога. И.И. Кучеров определяет налог как некое действие, которое совершается в связи с исполнением налоговой обязанности. При этом в определении налога присутствует указание как на действие государства, осуществляющего его взимание, так и на действия самого налогоплательщика его уплачивающего . При этом подразумевается передача или изъятие денежных средств, в результате происходит переход права собственности на них от налогоплательщика к государству или муниципалитету. С.Г. Пепеляев определил налог как установленную законом форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти .

В Налоговом Кодексе (ст.8 п.1.) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований .

Концепция налога как материального объекта рассматривает налог как часть имущества налогоплательщика, некая денежная сумма, которая и передается последним субъектам публичной власти в рамках исполнения налоговой обязанности. Представителем этой концепции является М.В. Карасева, которая исходит из того, что налог – объект финансовых правоотношений. Нельзя рассматривать налог как результат действий, который проявляется в процессе их совершения, т.к. этих действий не существует. Одной из главных черт налога является то, что он представляет собой часть собственности налогоплательщика, которая должна передаваться на основании законов субъектам публичной власти (бюджет или государственный внебюджетный фонд) при наступлении определенных сроков . Налог как платеж рассматривает В.А. Соловьев , связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному праву, при этом плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него.

Не менее важна концепция налога как правовой формы возложения обязанности предусматривает налог как юридическую конструкцию, составленную из ряда элементов, в соответствии с которой на тех или иных лиц возлагаются обязанности по участию своим имуществом в финансировании субъектов публичной власти, посредством установления налога осуществляется формализация таких обязанностей . Такой подход в определении налога обусловлен взглядами ряда правоведов, например Н.И. Химичевой , которая считает налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж физических и юридических лиц, установленный законодательным органом государственной власти или местного самоуправления для зачисления в государственную или местную казну с определением размера и срока уплаты. В финансовом праве определение налога трактуется как обязательного индивидуально-безвозмездного денежного платежа в бюджет и государственные внебюджетные фонды, взимаемого с плательщика в законном установленном порядке и размерах . В данном утверждении элементы налогообложения (срок, размер и ставка налогов) представлены как элементы юридической конструкции налога.

Определение налога с позиций права предполагает выделение его важных юридических принципов. В современной научной юридической литературе существуют разные точки зрения определения юридических признаков налога.

Д.В. Винницкий относит к неотъемлемым юридическим признакам такие как:

  • установление налога представительным органом власти;
  • ограничение права собственности или иного законного владения путем отчуждения части материальных благ в пользу фиска;
  • социальная обусловленность;
  • безвозвратность и безвозмездность;
  • стоимостный характер (денежный);
  • соответствие принципам всеобщности, равенства, соразмерности.

Возникают разные мнения в отношении признака социальной обусловленности как юридического. В пользу этого юридического принципа можно отнести положение ст.7 Конституции Российской Федерации и указывает, что Российская Федерация – социальное государство.

Ю.А. Крохин предлагает рассматривать как юридические признаки налога обязательность, безвозвратность и индивидуальную безвозмездность, денежный характер и публичное предназначение.

Н.П. Кучерявенко выделяет следующие юридические признаки:

  • закрепленность актом компетентного органа;
  • индивидуальная безоплатность;
  • безусловный характер, нецелевой характер;
  • поступление в бюджет соответствующего уровня;
  • обязательный характер и безвозвратный характер;
  • денежная форма платежа.

Наиболее подробно юридические признаки налога изложены и описаны И.И. Кучеровым, который выделил следующее:

  • публичность;
  • законность установления;
  • обязательность;
  • принудительность взимания,
  • процедурный порядок уплаты;
  • имущественный характер;
  • абстрактность (нецелевой характер);
  • индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность);
  • безвозвратность.

Таким образом, проанализированы различные концепции для определения налога как правовой формы. Наиболее актуальной и значимой можно считать концепцию налога как материального объекта. Близка позиция к этой концепции и Конституционного суда Российской Федерации к этой научной концепции. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. №20-П «По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой статьи 11 ФЗ РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» говорится, что «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства» .

ЛИТЕРАТУРА:

Эй Джей Фейган. Экспертиза / Огонек №29. 2013.
Конституционное право России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2005. С. 338; Конституционное право России./ Под ред. А.Е. Постникова. – М.: Проспект, 2009.
Конституция Российской Федерации.- М., 2013.
Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): Монография. – М.: ЗАО «ЮрИнфоР» 2009.
Кучеров И.И. Новый концептуальный подход к определению налога. // Финансовое право, 2008. №1.
Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. М., 2002.
Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб, 2003.
Налоговое право: Учебное пособие. Под ред. С.Г. Пепеляева. М, 2000.
Налоговый Кодекс Российской Федерации (Ч.1) от 31.07. 1998. № 146-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»..
Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997.
Соловьев В.А. О правовой природе налога// Журнал российского права. 2002. №3.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

(Финансовый университет)

Кафедра "Микроэкономика"

Дисциплина "Микроэкономика"


Курсовая работа на тему:

"Проблемы экономической безопасности в современной экономике "


Выполнил: студент группы ОиУС1-1

Чан Нгок Лонг

Проверил: д. э. н., проф. Вафина Н.Х.


Москва - 2013


Введение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2


Введение


Любая деятельность в экономической среде связана с опасностью, формирующей угрозу стабильному функционированию экономических структур. Вот почему на протяжении всего периода экономической формации повышение безопасности в сфере экономической деятельности всегда было и остается одним из ведущих мотивов деятельности человека. По мере развития экономических систем влияние различных факторов, угрожающих существованию этих систем, приводило к качественным изменениям, в результате которых росла и их защищенность.

Одним из важных условий устойчивого развития хозяйствующих субъектов в ходе рыночных преобразований, формирования высоких результатов производственно-хозяйственной деятельности является эффективная система обеспечения и постоянного совершенствования их экономической безопасности. Состояние макроэкономической безопасности страны во многом зависит от того, как решаются проблемы безопасности на уровне отдельно взятой фирмы, где собственно, и воплощаются стратегические цели и задачи экономической политики государства.

Изменение экономики под воздействием рыночных механизмов выделило систему экономической безопасности хозяйствующих субъектов в особый объект управления.

В условиях рыночной экономики, для которой характерно быстрое протекание процессов и их высокая изменчивость, как для отдельных предприятий, так и дл крупных экономических систем принципиальной является способность накапливать "стратегический запас" конкурентоспособности, позволяющий устойчиво проходить изменения конъюнктуры.

На состояние безопасности фирмы, как известно, оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. В условиях глобализации она постоянно меняется, остается нестабильной и рисковой. Берем на себя смелость утверждать, что ныне обеспечить устойчивое, безопасное развитие фирмы - не менее сложная и важная проблема, чем решение этой же задачи на макроуровне.

Новая обстановка обусловила необходимость по-иному оценить и исследовать, казалось бы, известные проблемы. Например, спад производства в целом по стране, изменение экономических функций государства, которое уже перестало быть основным инвестором и потребителем продукции, заставили посмотреть гораздо шире на проблему обеспечение экономической безопасности фирмы на различных этапах и уровнях ее производственной деятельности, а также на основные принципы, направления и этапы реализации мер безопасности.

Особую актуальность в новых условиях приобретает малоизученная проблемы рисков. межу тем, от умения управлять рисками зависит не только положение в самой фирме, но и нередко благополучие клиентов (вкладчиков), доверивших ей свои финансовые средства. В свою очередь квалифицированное управление невозможно без понимания природы рисков, умения их квалифицировать, оценивать соотношение отдельных составляющих, а также правильно планировать свои действия.

экономическая безопасность национальная россия

§ 1. Характеристика экономической безопасности


1.1 Понятие, свойства и функции экономической безопасности


Понятие "безопасность" неразрывно связано с такими понятиями, как "устойчивость", "развитие", "уязвимость" и "управляемость".

Развитие , является одним из компонентов системы экономической безопасности. Если система не развивается, не приобретает новизну, то у нее резко снижается возможность выживания, сопротивляемость и приспосабливаемость к внутренним и внешним деструктивных факторам, характеризующим опасность, и условиям, влияющим на ее устойчивость.

Устойчивость и безопасность являются важнейшими характеристиками любой системы, в том числе направленной на функционирование и развитие экономической, коммерческой или предпринимательской деятельности. Устойчивость отражает стабильность и надежность структур и элементов системы.

Уязвимость системы - показатель, характеризующий степень его подверженности внешним и внутренним опасностям, т.е. степень его незащищенности. В более широком понятии: "уязвимость можно рассматривать как свойство любого материального объекта природы, техники или социума утрачивать способность к выполнению естественных или заданных функций в результате негативных воздействий опасностей определенного происхождения и интенсивности".

Управляемость системы представляет собой комплексную характеристику ее способности реагировать на целенаправленное воздействие с учетом антиципации на изменяющиеся характеристики внешней и внутренней среды.

Экономическая безопасность в широком смысле слова представляет собой многоуровневую структуру, включающую международную экономическую безопасность; экономическую безопасность отдельно взятого государства, региона, фирмы; личную экономическую безопасность. Эти составляющие теснейшим образом связаны между собой, образуя некую субординированную систему. Важно при этом заметить, что субстанцией, ядром этой системы выступает безопасность государства. Если на этом уровне проблемы экономической безопасности решаются должным образом, то и на уровне отдельно взятого субъекта хозяйствования, скажем фирмы, наблюдается то же самое. И наоборот, если государство не выполняет эту функцию, то у фирмы возникает сложности.

Категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Например, по мнению В. Тамбовцева,". под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы". По Л.И. Абалкину "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.


1.2 Сущность и виды экономической безопасности


Важнейший компонент экономической безопасности - признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковских системах, на важнейших рынках товаров и услуг; самосохранение, самозащита.

Как система знаний экономическая безопасность объединяет следующие подсистемы:

·законодательные и правовые документы, образующие правовую область экономического права;

·экономику;

·бизнес;

·коммерческую деятельность;

·предпринимательство;

·банковскую деятельность;

·рынок валюты и ценных бумаг и др.

Опасность - вероятность отклонения стабильных характеристик экономической системы, угрожающих ее надежному и безопасному функционированию под воздействием деструктивных факторов внутренней или внешней среды.

Надежная защищенность в сфере экономической деятельности может быть достигнута за счет:

Øстратегии формирования основных задач достижения поставленной цели;

Øтактики достижения намеченных целей;

Øвыделения области знаний, изучение которых необходимо для достижения цели, выработки средств познания и принципов, используемых для принятия решений;

Øразработки и формирования практических и теоретических (научных) задач экономической безопасности.

1.3 Экономическая безопасность и ее место в системе национальной безопасности


В условиях транзитивной экономики национальные интересы государства направлены на создание условий стабильного развития общества. Обеспечение таких условий должно гарантировать наличие многоуровневой системы безопасности, в том числе и экономической. Как рассматривалось ранее, экономическая безопасность включает в себя различные уровни: государственный, региональный, отраслевой, фирмы, домашнего хозяйства и личности.

Экономическая безопасность домашнего хозяйства - это способность субъекта к самовыживанию в условиях внутренних и внешних угроз, а также защите от воздействия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

В транзитивной экономике России как никогда важным становится обеспечить домашним хозяйствам возможность полноценно участвовать в экономических процессах, упорядочить и сохранить собственные источники и объемы доходов. Кроме того, домашние хозяйства должны иметь возможность защитить собственный выбор, ощущать поддержку государства. Создание безопасных условий жизнедеятельности домохозяйств в условиях трансформации экономической среды обитания, наполненной угрозами и опасностями, является закономерным процессом.

Экономическая безопасность является своеобразной услугой, предоставляемой государством с помощью средств, созданных всем обществом. Государство не всегда может обеспечить полную защиту от возможных опасностей, угроз. Потому что экономические интересы государства изначально могут находиться в противоречии с экономическими интересами фирм и домашних хозяйств.

§ 2. Влияние проблем экономической безопасности в экономике в развитых странах


В настоящее время в США широко распространены программы профилактики и противодействия экономическим преступлениям, реализуемые во взаимодействии правоохранительных органов страны с общественными и частными охранными агентствами и детективными бюро. Такая форма совместной деятельности полиции и негосударственных организаций достаточно эффективна.

По оценкам специалистов, издержки американских фирм при заключении контрактов со спецслужбами оказывающими охранные услуги, достигают 6 млрд. долл. Еще 11 млрд. долл. тратится на охрану внутренних помещений, чтобы уменьшить расходы на услуги страховых компаний.

Потребность в уменьшении коммерческих рисков и повышении безопасности предпринимательской деятельности побуждает многие фирмы, помимо сотрудничества с самостоятельными охранными предприятиями, создавать собственные службы безопасности. К этому обычно привлекаются государственные спецслужбы, в частности ФБР и ЦРУ.

Для Великобритании, как и для США, характерно стремление предпринимателей к минимизации нежелательной огласки противоправной деятельности подчиненных им лиц.

По данным экспертов, обеспечивая безопасность только компьютерной информации в банках, можно выделить до 18 разновидностей противозаконных операций, которым сегодня уделяется особое внимание, так как традиционными методами их трудно обнаружить. К этим видам пресечения компьютерных преступлений относят:

·борьбу с мошенничеством в области электронного перевода вкладов;

·выявление махинаций с предоставлением вкладов;

·обеспечение сохранности вкладов.


2.1 Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности


Экономические аспекты безопасности хозяйствующих субъектов в рамках деятельностного подхода, как правило, не являются доминирующими. Актуализация экономических аспектов обычно осуществляется категорией экономической безопасности, которая предполагает, прежде всего, обеспечение возможности реализации экономических целей банка: максимизации прибыли и минимизации деятельностных издержек.

Кроме приведенных, известно множество иных подходов к определению понятия экономической безопасности хозяйствующих субъектов. проанализируем некоторые из них.

Нормативный подход.

Безопасность банковской деятельности - система экономических норм и инструментов, обеспечивающих защиту банков и интересов их клиентов. Современная экономическая теория и практика выработали множество экономических характеристик банков, например:

·качество активов (структура кредитно-инвестиционного портфеля банка);

·прибыльность, функционирования банка, позволяющая судить об эффективности работы банка;

·ликвидность и платежеспособность, характеризующие финансовую устойчивость банка;

·темпы роста банка и др.

Однако нормативный подход к экономической безопасности банка очень узок, поскольку в нем вопросы безопасности сведены только лишь к нормам и правилам, которые должны соблюдаться банками в процессе деятельности, и гарантиям, которые защищают клиентов банка от недееспособных кредитных учреждений. Этот подход устанавливает общие нормы и правила банковской деятельности, но не учитывает множество индивидуальных факторов и воздействий среды на конкретный банк.

Институциональный подход.

Проведенный выше анализ различных подходов показывает, что экономическая безопасность банка - не одномерное понятие. Прежде всего, в рассмотренных определениях не удается выделить в явном виде объект безопасности. кроме того, реальная экономическая безопасность подвержена действию многих объективных и субъективных факторов и обстоятельств. В частности, во многом она определяется состоянием институтов власти, которые гарантируют защиту экономических интересов хозяйствующего субъекта. Чем более устойчивы элементы экономической системы, соотношения производственного и финансово-банковского капитала, сбалансированность структуры собственности и государственного регулирования, инвестиционного обеспечения, развитие институциональной инфраструктуры и т.д., тем безопасней система.

Поэтому представляется, что экономическая безопасность - определенное, измеряемое научно обоснованными количественными и качественными критериями состояние экономики хозяйствующего субъекта, необходимое и достаточное для:

üреализации целевой функции (деятельностной и экономической составляющих);

üсамостоятельного, устойчивого и прогрессивного развития;

üсохранения стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Таким образом, анализ понятия безопасности банковской деятельности позволяет сделать следующие выводы:

.объектом экономической безопасности банка является состояние его экономики;

2.состояние экономики банка в части безопасности определяется безопасностью персонала, информации и имущества.


2.2 Экономическая безопасность компании (предприятия). Виды и источники угроз


Экономическая безопасность предприятия - это система, обеспечивающая конкурентные преимущества предприятия посредством эффективного использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, инвестиционных) на основе изучения всесторонней информации, формируемой в комплексной учетно-информационной системе.

Одной из важнейших характерных черт предпринимательства является коммерческий риск. Это ставит предпринимательства в условия, когда он должен заранее учитывать источники и факторы коммерческого риска, опасности и угрозы экономической безопасности предпринимательской деятельности. Под фактором риска в бизнесе понимается причина, движущая сила, способная породить безопасность или привести к ущербу, убытку.

Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.

Так, в зависимости от возможности их прогнозирования следует выделить предвидимые, или предсказуемые, опасности или угрозы и непредвидимые.

К предвидимым относятся те, которые, как правило, возникают в определенных условиях, они известны из опыта хозяйственной деятельности, своевременно выявлены и обобщены экономической наукой.

Непредвидимые возникают внезапно, неожиданно. Они связаны, как правило, с непредсказуемыми действиями конкурентов, партнеров, изменением правового поля, деформацией социально-экономической или политической ситуации, форс-мажорными обстоятельствами (аварии, стихийные бедствия) и т.д.

В зависимости от источника возникновения опасности и угрозы экономической безопасности предприятия делят на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, они независимы от принятых решений, действий менеджера. Субъективные порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных предприятий-конкурентов. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием на субъектов экономических отношений.

Угроза рассматривается как изменения во внутренней или внешней среде субъекта, которые приводят к нежелательным изменениям предмета безопасности. угрозу можно рассматривать как направленное воздействие опасности, т.е. характеризующуюся направленностью фактора и вероятностью его проявления. Угроза экономической деятельности характеризуется любым воздействием, приводящим к изменению стабильного функционировании экономической системы в настоящем периоде и ее устойчивого развития в будущем. В экономической практике обеспечения защиты и безопасности фирм и предприятий относятся к жизненно важным, поскольку без научно обоснованных технологий обеспечения защищенности хозяйственные единицы не могут быть уверены в перспективах дальнейшего развития.

Безопасность, конкурентоспособность и устойчивость - три взаимосвязанных вектора эволюции фирм, поэтому несоответствие любого из них остальным ведет к системным проблемам и инициирует кризисы.


2.3 Экономические механизмы защиты фирмы


Любая фирма функционирует и развивается в условиях неопределенности, в конкурентной внешней среде, продуцирующей многочисленные угрозы. Экстремальные процессы вызывают резкие, шоковые изменения эндогенных условий и ресурсов фирмы, провоцируя защитные реакции с ее стороны. Очевидна необходимость формирования эффективного экономического механизма защиты фирмы, но прежде - разработка теоретических основ такого рода стратегического проектирования.

Экономический механизм защиты фирмы определяется как способ преобразования состояния опасности в защищенность за счет эффективного контроля входа ресурсов и выхода продукции, комбинирования эндогенных факторов и мобилизации резервов, мониторинга и фильтрации угроз, их отражения и гашения. Функция данного механизма - с минимум затрат при максимуме полезного эффекта обеспечить непрерывное расширение воспроизводство системы противодействия экстремальным воздействиям для поддержания гомеостаза фирмы в триединой системе координат ее конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития.

Рис. 1. Системная функция защиты фирмы


Защищенность есть предпосылка безопасности и основа конкурентоспособности и устойчивости развития фирмы. Но поскольку фирма - это сложная экономическая система, то системным должен быть и механизм ее защиты от угроз. Функциональная системность данного механизма заключается в охвате им всех действий, операций, производственных циклов и бизнес-процессов фирмы.

Системность рассматриваемого механизма выражается логикой взаимосвязи его ключевых элементов (блоков) - целей, субъектов, объектов, инструментов, средств, методов, индикаторов, способов коррекции.

Система целей, реализации которых служит данный механизм, дифференцирована и образует два уровня. Верхний представлен генеральной (основной) целью, а нижний - комплексом частных целей, распределяемых по отдельным направлениям, срокам, объектам, методам осуществления защитных мероприятий.

Генеральная цель обеспечения защиты фирмы от экстремальных воздействий среду - с минимум затрат создать постоянно действующий механизм противодействия внешним угрозам и обеспечить стабильность динамики фирмы.

Частные цели обеспечения защиты фирмы могут быть разбиты на следующие блоки:

·по направлениям - диагностика и мониторинг угроз, их блокирование и ликвидация, информирование и инструктаж персонала и т.д.;

·по срокам - краткосрочные, сезонные, среднесрочные (1-2 года), долгосрочные (3-5 лет);

·по объектам - поставщики, оптовики, посредники, потребители и др.

Основным субъектом обеспечения безопасности фирмы могут выступить специализированное защитное подразделение, привлеченная на контрактной основе внешняя организация, мобильная рабочая группа с функциями защиты и др.

Объектами защиты являются фирма в целом и ее конкурентный статус, а фокусными направлениями обеспечения безопасности - кадры, технологии, материалы и сырье, институциональная структура, организационные схемы, информации, товары, финансовые потоки.

§ 3. Воздействие проблем экономической безопасности в России


3.1 Трудности в решении экономической безопасности в России


Проблема обеспечения безопасности России в области экономики осложняется сочетанием крупных внутренних проблем, связанных с трудностями развития рыночной экономики, обусловленными глобальным финансово-экономическим кризисом, с не менее крупными проблемами внешнего плана, связанных с противоречиями процесса глобализации на фоне все того же глобального кризиса.

Современная рыночная экономика дает возможность хозяйствующим субъектам самостоятельно определять варианты организации производства и возможности реализации продукции, пути развития его экономических интересов, выбирать партнеров по бизнесу. Это в свою очередь требует от них ответственности за результаты деятельности и обуславливает необходимость решения проблем безопасности и устойчивого развития предприятия.

Развития общества и обеспечение благосостояния его членов существенно зависит от безопасности их деятельности. Важнейший составной частью этой безопасности является экономическая безопасность, которую можно рассматривать как устойчивое состояние национальной экономики.

На современном этапе развитие экономики России характеризуется множеством переходных процессов, когда кризисы и критические ситуации являются неотъемлемой характеристикой функционирования экономических систем всех уровней. Поэтому обеспечение экономической безопасности становится одной из стратегических государственных задач. В тоже время в процессе реформирования наша экономика в значительной степени утратила способность к осуществлению расширенного производства. Многие предприятия, став самостоятельными хозяйствующими субъектами, на протяжении длительного времени испытывают финансово-экономические трудности, обусловленной низкой конкурентностью выпускаемой продукции, низким качествам оказания услуг и неэффективной формой организации управления.

Становление и развитие рыночных механизмов в экономике России, изменение форм и методов государственного регулирования деятельности предприятий, возросшее влияние внешней среды, появление конкуренций и необходимости адаптаций предприятий к условиям, складывающимся во внешней среде, обусловили появление многочисленных проблем в обеспечении экономической безопасности предприятий.

В этих условиях для предприятий, для хозяйствующих субъектов становится актуальной проблема повышения уровня экономического обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов находится в тесной зависимости, прежде всего от состояния экономики страны. Это внешнее для них экономическое окружение определяет рамки, в которых хозяйствующие субъекты строят свою деятельность, и предпологает механизмы, которыми они могут использовать для обеспечения экономической эффективности своей деятельности и достижения определенного уровня экономической безопасности.

Таким образом, экономическая безопасность неразрывна связана с экономической эффективностью функционирования хозяйствующих субъектов и с предотвращением угроз, направленных на снижении этой эффективности.

3.2 Перспективные направления и методы для решений проблем экономической безопасности


Обеспечение экономической безопасности и устойчивого развития корпораций предполагает достижение оптимального баланса между их рисками и доходностью. В свою очередь, построение системы обеспечения экономической безопасности корпоративных образований направляется не на устранение факторов риска, а на создание механизма, способного обеспечить эффективное ведение хозяйственной деятельности в условиях неопределенности.

Основным направлением совершенствования системы экономической безопасности является создание и обеспечение безопасности всех блоков, ее составляющих: имущественного, кадрового, информационного и финансового.

В системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов важное место принадлежит средствам защиты. Их состав должен соответствовать современному этапу развития экономики и базироваться на новых, прогрессивных технологиях, в основу которых должны быть положены определенные правила (стандарты) защиты бизнеса.

На основе результатов анализа действующей системы, принятой российскими субъектами хозяйствования в качестве охранной меры, а также с учетом зарубежной практики в данной сфере деятельности разработана система корпоративной защиты экономической безопасности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Система включает следующие крупные направления защиты:

vгосударственная поддержка;

vпредупреждение внешних угроз;

vобеспечение внутренней безопасности;

vорганизация конкурентной разведки;

vиспользование современных технологий обеспечения экономической безопасности в экономике и финансах.

Государственная защита и поддержка хозяйствующих субъектов в обеспечении их безопасности занимает центральное место. Именно государственные органы должны своевременно разрабатывать законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, защищающие их интересы и собственность.

К основным элементам системы экономической безопасности предприятия относятся: защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации; компьютерная безопасность; внутренняя безопасность; безопасность зданий и сооружений; физическая безопасность; техническая безопасность; безопасность связи; безопасность хозяйственно-договорной деятельности; безопасность перевозок грузов и лиц и т.д.

К числу основных задач системы экономической безопасности любой коммерческой структуры относятся:

üзащита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

üсбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

üизучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу предприятия;

üобеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

üконтроль за эффективностью функционирования системы безопасности предприятия, совершенствование ее элементов.

üУгрозы, риски, защита и безопасность фирмы могут рассматриваться на пяти взаимосвязанных уровнях ее строения: трех основных (нано - работники, мини - подразделения и микро - фирма в целом как субъект взаимодействия со средой) и двух промежуточных (профессиональные группы работников и функциональные подсистемы). При этом необходимо учитывать многослойность внешней среды фирмы.


Заключение


Проблема обеспечения экономической безопасности предприятий требует решения, которое касается всех предприятий и хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность в рыночных условиях. Для того чтобы обеспечить безопасность в экономической сфере, нужно обеспечить от внутренних и внешних воздействий, которое нарушает нормальное функционирование предприятию.

Для полного обеспечения экономической безопасности предприятию нужно сделать следующее:

·выявить парадокс и противоречий в законодательстве для того чтобы минимизировать налоги и сборы;

·выработать механизмы и принятие мер против криминальных группировок с возможным привлечением силовых структур;

·выявить уровень профессионализма партнеров, психологии их поведения;

·разработать и реализовать механизмы противодействия деятельности нечестных конкурентов, предотвратить неофициальные налоговые проверки.

Управление экономической безопасностью предприятия предполагает обнаружение опасных угроз, определение структуры и функций подразделений, которое обеспечивает предотвращение этих угроз и создание системы прогнозирования, оперативного планирования вопросов экономической безопасности.

Система оценки и анализа экономической безопасности включает в себя совокупность последовательных, взаимосвязанных между собой блоков, этапов деятельности, систематизированных и приспособленных к этим задачам методик, методов, моделей, дающих возможность выявить, оценить и уменьшить воздействие хозяйственного риска до приемлемого уровня с минимальными затратами корпоративных ресурсов.

Экономическую безопасность предприятия предлагается рассматривать как меру гармонизации во времени и пространстве экономических интересов предприятия с интересами связанных с ним субъектов внешней среды, действующих вне границ предприятия. Такое понимание экономической безопасности предприятия не противоречит уже предпринятым попыткам определить это понятие, поскольку так же, как и все эти попытки, исходит из признания значительного, если не сказать большего - определяющего, влияния внешней среды на деятельность предприятия. Принципиальным отличием предлагаемого понимания экономической безопасности предприятия является признание невозможности полностью защитить деятельность предприятия от отрицательного воздействия внешней среды в силу того, что предприятие осуществляет свою деятельность в этой внешней среде и вне ее его деятельность невозможна, а также признание положительного влияния внешней.

Экономическая безопасность предприятия, его независимость и недопущение скатывания в зону критического риска могут быть обеспечены, если будут определены важнейшие стратегические направления обеспечения безопасности бизнеса, построена четкая логическая схема своевременного обнаружения и ликвидации возможных опасностей и угроз, уменьшения последствий хозяйственного риска. Необходимо провести ряд подготовительных мероприятий для создания надежной системы безопасности фирмы. От этой работы во многом зависит то, какие решения будут приняты в этой области, каким образом будут сформированы органы безопасности, какие будут выделены финансовые, материальные и людские ресурсы, а в конечном счете - эффективность обеспечения безопасности бизнеса.

Список литературы


1. Балясный М.Я. Экономическая безопасность бизнеса в современной России: Учебное пособие. - Оренбург: Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, 2008. - 260с.

2. Буляткина М.Г. Экономическая безопасность и устойчивое развитие корпораций: Монография / М.Г. Буляткина, Н.В. - Иркутск: Изд-во "Репроцентр А1", 2010. - 163с.

3. Королев М.И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика, выбор стратегии / М.И. Королёв. - Москва: Экономика, 2011.284с.

4. Герасимов К.Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / К.Б. Герасимов, Г.Ф. Несоленов. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2011. - 80 с.: ил.

5. Суглобов, А.Е. Экономическая безопасность предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Экономическая безопасность" / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 271 с.

.Экономическая безопасность: учебник для вузов / О.А. Грунин , А.Д. Макаров, Л.А. Михайлов и др. - М.: Дрофа, 2010. - 270, с.

7. Гончаров В.Д., Селина М.В. Экономическая безопасность России: Учебное пособие, 2-е издание. - М.: МГУТУ им.К.Г. Разумовского, ИМНЭК, 2012. - 175 с.

8. Иванов Д.Н. Экономическая безопасность в банковской сфере. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 132с.

.Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова . - 3-е изд., перераб. и дом. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2009. - 815с.

10. Экономическая безопасность : теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В. Г.; Институт экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2009. - 394 с.

11. Зыков В.В. Особенности развития российского предпринимательства и проблемы обеспечения его экономической безопасности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010.220с.

12. Горшков А.В. Экономическая безопасность домашних хозяйств в современной России: Монография [Текст] / Горшков А.В., Н.З. Торгай. - Челябинск: Челябинский институт (филиал) ФГОУ ВПО "Уральская академия государственной службы", 2011.236с.

.Экономическая безопасность. Системное представление [Текст]: монография В.В. Водянова; Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2010. - 177с.

.#"justify">15. Экономическая безопасность : теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В. Г.; Институт экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2009. - 394 с.

.Карачаровский В.В. Организационно-управленческие аспекты экономической безопасности // Общество и экономика. - 2008.

Приложение 1


Предельно-критические значения показателей безопасности государства

№ п/пЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА 1Объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения от среднемирового уровня 100%Социально-политическое, экономическое и военное отстаивание от развитых и среднеразвитых государств2Доля в промышленном производстве: обрабатывающей промышленности машиностроения 70% 20%Деиндустриализация страны, развал военно-промышленного комплекса3Объем инвестиций, в % к ВВП25%Свёртывание производства4Доля новых видов продукции в объеме выпуске продукции6%Утрата высоких технологий, рынков сбыта и снижение обороноспособности страны5Уровень инфляции за год20%Неуверенность населения в будущем, кризис экономики6Объем внешнего долга в % к ВВП25%Экономическое закабаление страны, потеря самостоятельности государства7Дефицит бюджета в % к ВВП5%Усиление инфляции8Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличной национальной валюты25%Подрыв доверия к национальной валюте, финансовая зависимость9Денежная масса в % к ВВП50%Недостаток оборотных средств, спад производства10Доля импорта во внутреннем потреблении: всего продовольствия 30% 25%Экономическая, социально-политическая и военная зависимость страны, угроза голода11Дифференциация субъектов государства по прожиточному минимуму1,5 разаВозникновение военных конфликтов между субъектами государства12Уровень падения промышленного производства30-40%Деиндустриализация экономики13Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности40%Колониально-сырьевая структура экономики14Доля в экспорте высокотехнологичной продукции10-15%Технологическое отстаивание экономики15Доля государственных ассигнований на науку в % к ВВП2%Разрушение интеллектуального потенциала

Приложение 2


Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия.

Внешние угрозыВнутренние угрозыАктивное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельностиДействия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании Использование криминальных структур для воздействия на конкурентовУтечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и/ или конфиденциальную информацию) Отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренцииПодрыв ее делового имиджа в бизнес-кругахОтсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследованийВозникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов) Отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положенииКонфликтных ситуаций представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала ит.д. Отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Можно согласиться с оценками известного американского экономиста Туроу в том, что «сегодня Россия находится на полпути между рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает».

Экономический результат реформирования - падение доли России в мировом ВВП до 2,4% и переход с 3-го места, которое занимала Россия в составе СССР (после США и Японии и делила его с ФРГ) на 15-е. До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился удельный вес России и в мировом экспорте по сравнению с доперестроечным периодом.

В результате на мировых рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии - 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.

Общее экономическое ослабление России многие западные эксперты объясняют неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Другие подчеркивают, что виноват не «либерализм, а установившаяся в стране экономика разграбления». Особенно критическим подходом отличаются оценки французских экономистов. Профессор Бранде (Парижский университет Дофин) пишет: «В России было продано все, что можно было продать, и в результате при отсутствии средств для инвестиций огромные суммы денег оказались на индивидуальных счетах швейцарских и кипрских банков. Промышленный потенциал страны практически был уничтожен, а объем промышленного производства снижался на 10% в год».

Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности - нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.

В России сохраняется неэффективная структура общественного производства - преобладание топливно-энергетических и сырьевых отраслей и низкий удельный вес продукции машиностроения и современных высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Слабой является финансово-кредитная вообще и, банковская система, в частности, что ограничивает инвестирование производства. Внутренние параметры во многом определяют внешние: Россия на мировых рынках остается поставщиком сырья и импортером готовой продукции, в том числе различных видов современной техники и продовольствия.

Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Доля России в населении мира - 2,5%, в мировых природных ресурсах - 30%, в мировом экспорте - 1,74 % (причем в мировом экспорте высокотехнологичных товаров - 0,7%), в мировом импорте - 0,73%. Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.

В то же время, значение мирового рынка для экономики России огромно. Так, в 2002 г. экспорт составил 133,7 млрд. долл., а импорт - 57,4 млрд. долл.

Следует все же отметить, что в последние несколько лет в развитии российской экономики наметились положительные тенденции, опережающие некоторые мировые процессы. Например, темпы прироста мирового валового продукта в 2002 г. равнялись 2,8%, в 2003г. - 2,5%, а темпы прироста российского ВВП составили соответственно 4,1% и 7,3%.

Наметившийся в последние два года и прогнозируемый в России рост производства и ВВП можно рассматривать как устойчивую тенденцию только в том случае, если удастся максимально использовать для роста отечественного производства благоприятные условия (девальвация рубля, рост мировых цен на нефть) и другие факторы конъюнктурного характера, которые, к сожалению, могут иметь обратимый характер.

Однако при всех недостатках экономической политики страны нельзя не видеть, что свободный доступ российских производителей на внешние рынки ограничивается далеко не либеральными мерами: в отношении России широко используется практика двойных стандартов, а также особых уступок и требований во внутринациональной и внешней экономической политике, прессинг внешней задолженности.

В результате Россия, имея ослабленную и несбалансированную экономику, должна вписываться в международную ситуацию, которой свойственны по меньшей мере три главные трудно разрешимые проблемы:

  • · раскол цивилизации;
  • · растущая непредсказуемость глобальных экономических процессов, особенно в области движения финансов;
  • · противодействие национального менеджмента многих стран методам и формам глобализации.

Россия имеет на мировых рынках, как конкурентные преимущества, так и слабости. К конкурентным преимуществам относятся:

  • а) высокая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами - в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% природного газа, 12% угля;
  • б) значительный объем накопленных основных производственных фондов и фондов универсального оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации ряда отраслей (хотя значительная их часть имеет большой срок службы и износа);
  • в) дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
  • г) наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей, особенно в ВПК и др.

Следует отметить, что данные преимущества со временем утрачивать характер таковых - природные ресурсы исчерпываются, оборудование и новые технологии устаревают, квалифицированная рабочая сила стареет и эмигрирует.

Вместе с тем, многие российские конкурентные преимущества ограничиваются стратегическими слабостями России, к числу которых можно отнести:

  • а) слабость системы поддержки конкурентоспособности российского экспорта;
  • б) резкую переориентацию внешнеэкономических связей на Запад и усиление деформаций в данной сфере (усиление сырьевой ориентации российского экспорта, потеря традиционных рынков сбыта);
  • в) блокирование входа на рынки, где Россия имеет конкурентные преимущества;
  • г) конкурентоспособные технологии, используемые в ВПК, ориентированы на производство малых серий изделий при слабом уровне контроля материальных затрат;
  • д) быстрое снижение внутреннего спроса на наукоемкую продукцию, что разрушает и без того слабую конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на внешний рынок.

Тем не менее, для современной России характерно все более расширяющееся взаимодействие с мировым рынком. Доля России в мировом ВВП после кризиса 1998 г. имеет постоянную тенденцию к росту. Это обусловливает и усиление угроз, связанных с внешнеэкономической сферой.