Биография климента аркадьевича тимирязева. Информационный проект "К

Климент Арка́дьевич Тимиря́зев (22 мая (3 июня) , Санкт-Петербург - 28 апреля , Москва) - русский естествоиспытатель , специалист по физиологии растений , крупный исследователь фотосинтеза , один из первых в России пропагандистов идей Дарвина об эволюции , популяризатор и историк науки .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Климент Аркадьевич Тимирязев

    ✪ Российский аграрный университет им.К.А.Тимирязева

    ✪ ФГБУ "ВНИИКР" и РГАУ МСХА им. К.А.Тимирязева приглашают студентов

    ✪ РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева - для поступающих

    ✪ Разведопрос: Егор Яковлев про мифы о Ленине

    Субтитры

Биография

Семья

Отец Аркадий Семёнович, в молодости принимавший участие в заграничных походах 1812-1814 гг., был известен своим вольнодумством и честностью. За время блестящей карьеры в таможенной службе он не скопил состояния, в связи с чем с 15 лет Климент сам зарабатывал на жизнь. Первоначальное образование получил дома.

Благодаря матери-англичанке из эльзасского рода не только в совершенстве владел немецким и международным языком дворянства - французским - но одинаково хорошо знал язык и культуру русских и англичан. О себе писал так: «Я - русский, хотя к моей русской крови примешана значительная доля английской». Часто посещал родину предков, лично встречался с Дарвином , вместе с ним содействовал становлению в Великобритании ранее не изучавшейся там физиологии растений, гордился тем, что благодаря их сотрудничеству последняя работа Дарвина была посвящена хлорофиллу .

Огромное влияние на К. А. Тимирязева оказали его родные братья Василий и Николай , особенно же приобщивший его к занятиям органической химией Дмитрий Тимирязев , статистик и химик, занимавшийся, в числе прочего, хлорофиллом. Другой (единокровный) брат Иван был отцом министра торговли В. И. Тимирязева .

Жена Климента Аркадьевича, Александра Алексеевна Готвальт (1857-1943), была дочерью генерал-майора Алексея Александровича Ловейко (1829-79), служившего в Москве полицмейстером. Приёмный сын - физик Аркадий Тимирязев . Благодаря связям родственников ему удалось в 1888 г. узаконить своего внебрачного сына Аркадия, который, по официальной точке зрения, попал в дом Тимирязевых «подкидышем» . Отец и сын Тимирязевы, увлекавшиеся фотографией, получили на конкурсе в Нижнем Новгороде «серебряный диплом за серию отличных черно-белых диапозитивов, отображающих природу средней полосы, Финского залива, Италии» .

Образование

В 1860 году К. А. Тимирязев поступил в Петербургский университет на преобразованный в том же году в разряд административных наук и впоследствии ликвидированный по Уставу 1863 года камеральный разряд юридического факультета, потом перешёл на естественный разряд физико-математического факультета, был удостоен золотой медали за сочинение «О печёночных мхах» (не напечатано), курс окончил в 1866 году со степенью кандидата. В 1861 году за участие в студенческих волнениях и отказ от сотрудничества с полицией он был исключён из университета. Ему было позволено продолжать обучение в университете только вольнослушателем через год.

В 1867 году заведовал по поручению Д. И. Менделеева опытной агрохимической станцией в Симбирской губернии, в это время задолго до В. И. Ленина и Г. В. Плеханова ознакомился с «Капиталом» Маркса в оригинале. Считал, что, в отличие от марксистов, он был единомышленником самого Карла Маркса. В 1868 году появился в печати его первый научный труд «Прибор для исследования разложения углекислоты», и в том же году Тимирязев был отправлен за границу для подготовления к профессуре. Он работал у В. Гофмейстера , Р. Бунзена , Г. Кирхгофа , М. Бертло и слушал лекции Г. Гельмгольца , Ж. Буссенго , К. Бернара и др.

Профессор Петровской академии

Вернувшись в Россию, Тимирязев защитил магистерскую диссертацию («Спектральный анализ хлорофилла », 1871) и был назначен профессором Петровской сельскохозяйственной и лесной академии в подмосковной усадьбе Петровское-Разумовское . Здесь он читал лекции по всем отделам ботаники , пока не был оставлен за штатом ввиду закрытия академии (в 1892 году). В 1875 году Тимирязев получил степень доктора ботаники за сочинение «Об усвоении света растением». Один из учеников академии, В. Г. Короленко , вывел Тимирязева в своей повести «С двух сторон» под именем профессора Изборского:

У Тимирязева были особенные симпатические нити, соединявшие его со студентами, хотя очень часто разговоры его вне лекции переходили в споры по предметам вне специальности. Мы чувствовали, что вопросы, занимавшие нас, интересуют и его. Кроме того, в его нервной речи слышалась истинная, горячая вера. Она относилась к науке и культуре, которую он отстаивал от охватившей нас волны «опростительства», и в этой вере было много возвышенной искренности. Молодёжь это ценила.

В Московском университете

В 1877 году Тимирязев был приглашён в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений . В 1884-1911, 1917-1920 ординарный профессор кафедры ботаники физико-математического факультета. Заслуженный профессор Московского университета (1902) .

Сооснователь и преподаватель женских «коллективных курсов» (курсов профессора В. И. Герье , Московских высших женских курсов , положивших начало высшему женскому образованию России и стоявших у истоков Дарвиновского музея , Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова , Московского государственного университета тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова , Московского государственного педагогического университета).

Кроме того, Тимирязев был председателем ботанического отделения Общества любителей естествознания, этнографии и антропологии при Московском университете.

Уход из Московского университета. Общественная позиция

После кровоизлияния в мозг в 1909 году у Тимирязева остались парализованными левая рука и нога. Хотя тяжёло больной учёный не имел иных источников дохода, в 1911 году он покинул университет вместе с около 130 преподавателями, протестуя против притеснений студенчества и реакционной политики министра просвещения Кассо . По случаю 70-летнего юбилея Тимирязева 22 мая 1913 года И. П. Павлов так охарактеризовал своего коллегу:

Как и Дарвин, Тимирязев искренне стремился к сближению науки и, как ему тогда представлялось, основанной на разуме и освобождении либеральной политики России (особенно племянника) и Великобритании, поскольку считал и консерваторов , и Бисмарка и следовавших его курсу германских милитаристов врагами интересов и простого народа Англии, и славян, за которых сражались его братья, приветствовал русско-турецкую войну за освобождение славян и вначале Антанту и выступление России в защиту Сербии.

Уже в 1914 году разочаровавшись в мировой бойне, Тимирязев через год принял приглашение Горького возглавить отдел науки в антивоенном журнале «Летопись », во многом именно благодаря Тимирязеву привлёкшем к прямому или косвенному участию и его коллег-физиологов нобелевских лауреатов Илью Мечникова , Ивана Павлова , и деятелей культуры - Александра Блока (внука «дорогого и любимого учителя» К. А. Тимирязева Андрея Бекетова), Ивана Бунина , Валерия Брюсова , Владимира Маяковского , Сергея Есенина , Ларисы Рейснер , Исаака Бабеля , Яниса Райниса , Джека Лондона , Герберта Уэллса , Анатоля Франса , и социалистов разных партий и направлений.

Научная работа

Научные труды Тимирязева, отличающиеся единством плана, строгой последовательностью, точностью методов и изяществом экспериментальной техники, посвящены засухоустойчивости растений, вопросам питания растений, в особенности, разложению атмосферной углекислоты зелёными растениями под влиянием солнечной энергии, и немало способствовали уяснению этой важнейшей и интереснейшей главы растительной физиологии. Изучение состава и оптических свойств зелёного пигмента растений (хлорофилла), его возникновения, физических и химических условий разложения углекислоты, определение составных частей солнечного луча, принимающих участие в этом явлении, выяснение судьбы этих лучей в растении и, наконец, изучение количественного отношения между поглощённой энергией и произведённой работой - таковы задачи, намеченные ещё в первых работах Тимирязева и в значительной степени разрешённые в его последующих трудах. Спектры поглощения хлорофилла были изучены К. А. Тимирязевым, он же, развивая положения Майера о роли хлорофилла в преобразовании энергии лучей солнца в энергию химических связей органических веществ, показал, как именно это происходит: красная часть спектра создаёт вместо слабых связей С-О и О-Н высокоэнергетические С-С (до этого считалось что в фотосинтезе используются самые яркие в спектре солнечного света жёлтые лучи, на самом, деле, как показал Тимирязев, почти не поглощаемые пигментами листа). Сделано это было благодаря созданному К. А. Тимирязевым методу учёта фотосинтеза по поглощённому CO2, в ходе экспериментов по освещению растения светом разных длин волн (разного цвета) оказалось что интенсивность фотосинтеза совпадает со спектром поглощения хлорофилла . Кроме того, он обнаружил разную эффективность поглощения хлорофиллом всех лучей спектра с последовательным снижением по мере уменьшения длины волны. Тимирязев предположил, что светоулавливающая функция хлорофилла эволюционно возникла сначала у морских водорослей, что косвенно подтверждается наибольшим разнообразием поглощающих солнечную энергию пигментов именно у этой группы живых существ, его учитель академик Фаминцын развил эту идею гипотезой о происхождении всех растений от симбиоза таких водорослей, преобразовавшихся в хлоропласты , с другими организмами. Итог своим многолетним исследованиям фотосинтеза Тимирязев подвёл в крунианской лекции «Космическая роль растения», прочитанной в Лондонском королевском обществе в 1903 году. Тимирязев устанавливает чрезвычайно важное положение, что ассимиляция лишь при относительно малых напряжениях света возрастает пропорционально количеству света, но затем отстаёт от него и достигает максимума «при напряжении, приблизительно равном половине напряжения солнечного луча, падающего на лист в нормальном направлении». Дальнейшее возрастание напряжения уже не сопровождается усилением ассимиляции света. В яркий солнечный день растение получает избыток света, вызывающий вредный перерасход воды и даже перегрев листа. Поэтому положение листьев у многих растений - ребром к свету, особенно резко выраженное у так называемых «растений-компасов». Путь к засухоустойчивому земледелию - селекция и выращивание растений с мощной корневой системой и пониженной транспирацией . В своей последней статье К. А. Тимирязев писал:

Тимирязев детально исследовал не только проблемы физиологии растений, ассимиляции растением света, воды, питательных веществ почвы, удобрений, проблемы общей биологии, ботаники, экологии. Он считал необходимым развеять домыслы о сухом педантизме чудаков-профессоров и особенно ботаников , прекрасно разбирался не только в фотографии, «необходимой всем, у кого нет кисти Шишкина », но и в живописи, перевёл книгу о знаменитом живописце Тёрнере , но всё же как учёный-естествоиспытатель не удержался и написал к ней имеющую большую ценность вступительную статью «Ландшафт и естествознание ».

Полемика с «мендельянцами»

Тимирязев признавал «громадное значение» результатов самого Г. Менделя и «менделизма» , активно использовал «менделизм», сожалея о том, что Мендель публиковал свои работы «в неизвестном журнале» и не обратился вовремя к Чарльзу Дарвину - тогда наверняка бы они с Дарвином его поддержали при жизни, «как и сотни других». Тимирязев подчёркивал, что, хотя и поздно (не ранее 1881 года) ознакомился с трудами Менделя, но сделал это значительно раньше и менделистов, и мендельянцев, и категорически отрицал противоположное менделизму «мендельянство» - перенос законов наследования некоторых простых признаков гороха на наследование тех признаков, которые согласно трудам и Менделя, и менделистов этим законам не подчиняются и подчиняться не могут. Он подчёркивал, что Мендель как «серьёзный исследователь» «никогда не смог бы стать мендельянцем». В статье «Мендель» для словаря «Гранат » Тимирязев писал о клерикальной и националистической деятельности современных ему антидарвинистов - сторонников этого мендельянства, искажающего учение менделизма и законы Г. Менделя :

Рецепт исследования был крайне прост: сделай перекрёстное опыление (что умеет всякий садовник), потом подсчитай во втором поколении, сколько уродилось в одного родителя, сколько в другого, и если, примерно, как 3:1, работа готова; а затем прославляй гениальность Менделя и, непременно попутно задев Дарвина, берись за другую. В Германии антидарвинистическое движение развилось не на одной клерикальной почве. Ещё более прочную опору доставила вспышка узкого национализма, ненависти ко всему английскому и превознесение немецкого. Это различие в точках отправления выразилось даже и в отношении к самой личности Менделя. Между тем как клерикал Бэтсон особенно заботится о том, чтобы очистить Менделя от всяких подозрений в еврейском происхождении (отношение, ещё недавно немыслимое в образованном англичанине), для немецкого биографа он был особенно дорог, как «Ein Deutscher von echtem Schrot und Korn» («Настоящий, подлинный немец». Ред.). Будущий историк науки , вероятно, с сожалением увидит это вторжение клерикального и националистического элемента в самую светлую область человеческой деятельности, имеющую своей целью только раскрытие истины и её защиту от всяких недостойных наносов.

В 1930-1950-е гг. эти вырванные из контекста цитаты из трудов Тимирязева воспроизводил в своих выступлениях Трофим Лысенко . В частности, в докладе 3 июня г. «К. А. Тимирязев и задачи нашей агробиологии» на торжественном заседании Академии наук СССР, посвящённом 100-летию со дня рождения К. А. Тимирязева в московском Доме учёных , Лысенко цитировал эти утверждения Тимирязева, называя менделистскую генетику «ложной наукой» .

Бессмысленность мендельянства и аргументов германских националистов против представлявшейся им англосаксонской и славянской теории эволюции Тимирязев видел и в том, что сам Грегор Мендель стоял на плечах титанов: родственников Тимирязева британских селекционеров Гарднеров и Дарвиных, и, в отличие от мендельянцев, признавал это и добросовестно ссылался на своих «нечистокровных» предшественников. Тимирязев подчёркивает лженаучный характер мендельянства и отсутствие реальной связи с менделизмом тем, что разочарованные такой, по их мнению, беспринципностью Менделя в проблемах расы мендельянцы часто отрекались от него и называли своим лидером Менделеева .

К. А. Тимирязев не отрицал рациональность некоторых идей Ж.-Б. Ламарка : в частности, он подчёркивал, что Дарвин, полностью отрицая главный принцип Ламарка об участии психических и волевых актов в приспособлении к среде, всегда признавал зависимость форм жизни от среды. Тимирязев присоединился к положению английского философа и социолога Г. Спенсера (1820-1903), который утверждал: «или существует наследственность приобретённых признаков, или не существует эволюции ». Наследственность приобретённых признаков действительно наиболее ярко проявляется при размножении растений черенками, о чём Вейсман как зоолог не подумал, в ряде случаев при бесполом размножении животных, иногда в результате неотении при половом размножении, даже в норме у млекопитающих наследуются многие особенности химического состава организма матери, её системы иммунитета. Различие между Тимирязевым и Дарвиным, с одной стороны, и креационистами и ламаркистами, включая «советский творческий дарвинизм», с другой, заключается в дарвинистской теории эволюции путём естественного отбора, признающей статистическую возможность наследования некоторых приобретённых признаков и новой наследственной информации, причём, хотя подлинными дарвинистами и категорически отрицается предложенная Вейсманом концепция борьбы за существование между генами в одном организме, механизмы передачи наследственной информации тоже могут эволюционировать.

Поэтому о высказывании селекционера Вильморена, с трудами которого, как и трудами Л. Бербанка селекционеры России ознакомились благодаря переводам Тимирязева, Тимирязев писал: «говорят о наследственности приобретённых свойств, но сама наследственность - не является ли она приобретённым свойством?» . В полемическом запале Тимирязев даже рассорился с Академией наук, обрушившись с резкой критикой за уступки антидарвинистам на одного из своих учителей - академика Фаминцына , который, возражая против чтения сочинений антидарвинистов (включая ламаркистов и нео и постнео - «дарвинистов») широкой общественностью, считал, что их всё же можно издавать небольшими тиражами для специалистов, так как специалисты смогут отделить рациональное зерно этих сочинений от заблуждений антидарвинистов, а ответы на возражения антидарвинистов помогут продвигать науку вперёд. К. А. Тимирязев так никогда и не простил Достоевскому , даже после его смерти, то, что Сонечка Мармеладова читала труды дарвиниста Лайеля , а Раскольников обосновывал убийство старухи-процентщицы борьбой за существование.

Сам термин «борьба за существование» Тимирязев называл «несчастной метафорой» и указывал на наличие в природе не только борьбы, но и взаимопомощи, особенно ярко проявляющейся в так называемом симбиозе, то есть сожительстве организмов разных видов - блестящие открытия в исследовании симбиоза осуществил как раз один из его учителей академик Фаминцын. Именно поэтому «борьба за существование» между генами согласно концепции Августа Вейсманна особенно удручала Тимирязева, поскольку, как справедливо указывали антидарвинисты, изложение дарвинизма Вейсманом выставляет дарвинистов противниками клеточной теории и сторонниками витализма и социал-дарвинизма . В то же время Тимирязев никогда не был сторонником партийности и групповщины в науке, в частности, с уважением относился к оппонентам, и замечал их заслуги, даже виталистов и неодарвинистов, там, где они не претендовали на своё изложение дарвинизма. Так, он всегда подчёркивал, что И. П. Бородин - «очень серьёзный ботаник».

В процессе формирования научного мировоззрения Тимирязев отводил биологии центральное место. Биология, подчёркивал он, стоит на стыке неорганического мира и мира человеческого, и поэтому её развитие «послужило для более полного философского объединения всего обширного реального содержания человеческих знаний, доказав универсальность того научного приёма раскрытия истины, который, отправляясь от наблюдения и опыта и проверяя себя наблюдением и опытом, оказался способным к разрешению самых сложных проблем, перед которыми беспомощно остановились поэтическая интуиция теолога и самая тонкая диалектика метафизика ».

Популяризация естествознания

Среди образованного русского общества Тимирязев пользовался широкой известностью как популяризатор естествознания. Его популярно-научные лекции и статьи, вошедшие в сборники «Публичные лекции и речи» (М., 1888), «Некоторые основные задачи современного естествознания» (М., 1895) «Земледелие и физиология растений» (М., 1893), «Чарлз Дарвин и его учение» (4 изд., М., 1898), по характеристике ЭСБЕ , являются «счастливым соединением строгой научности, ясности изложения, блестящего стиля» . Выполненный К. А. Тимирязевым перевод на русский язык труда Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» отличается высоким качеством, точностью и безукоризненным языком. Книга «Жизнь растения» (9-е прижизненное изд., 1919; переведена на все основные языки Европы) представляет собой образец общедоступного курса физиологии растений. В своих популярно-научных произведениях Тимирязев является горячим защитником и популяризатором дарвинизма и стойким и последовательным сторонником рационалистического (как тогда говорили, «механистического», «картезианского») воззрения на природу физиологических явлений. Он противопоставлял разум оккультизму, мистицизму, спиритизму, инстинкту. На его рабочем столе всегда лежали шесть томов Конта , он называл себя сторонником положительной философии - позитивизма , и дарвинизм, и политическую экономию Маркса он считал исправлением ошибок и развитием биологии Конта и политэкономии Сен-Симона и Конта соответственно, руководствовался девизом Ньютона - «Физика , остерегайся метафизики».

Тимирязев-биограф

Как историк науки Тимирязев опубликовал биографии многих видных учёных. На протяжении более 50 лет он создал целую галерею биографий многих борцов за народное дело - от биографии социалиста Джузеппе Гарибальди в 1862 до очерка о «Друге народа» Марате в 1919, - причём показал, что несмотря на безупречную личную честность и преданность народу и якобинцы, и лидеры большевиков, в отличие от многих своих противников, были ограниченными, буржуазными революционерами, и с этим связаны созданные ими препятствия развитию демократии и нарушения прав человека.

Адреса

В Санкт-Петербурге

  • 22 мая 1843 года - 1854 год - Галерная улица , 16;
  • 1854 год - дом А. Ф. Юнкера -

Моврадин Николай, Перов Михаил.

Учебный информационный проект: биология и история. Анализ жизненного пути выдающегося русского учёного - К.А. Тимирязева. Демонстрирует силу российской науки на примере гения Тимирязева. Великий популяризатор биологии, Тимирязев интересен школьникам и как автор работ по физиологии растений (о фотосинтезе), и как патриот Отечечства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1. тел. 347-45-54

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ «БИОМ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

К. А. ТИМИРЯЗЕВ:

ВЕЛИКИЙ РАЗУМ И ВЕЛИКАЯ ДУША.

Моврадин Николай,

Перов Михаил,

8 «А» гимназический класс.

Руководитель:

Мухина Е.В.,

учитель биологии.

Консультант:

Корпачёв В.В.,

учитель истории.

Москва, 2010 г.

Введение………………………………………………………………………..….3

Главная часть…………………………………………………………………..….4

  1. Семья в жизни К.А.Тимирязева…………………………………………...4
  1. Выбор жизненного пути……………………………………………..…….5
  1. Тимирязев – великий учёный………………………………………..…….8
  1. Светлый образ Тимирязева – в памяти потомков……………….………10

Анализ материала………………………………………………………..………..11

Заключение…………………………………………………………………….….13

Список источников информации………………………………………………...13

Фотоприложение………………………………………………………………….14

Введение.

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

Н.А. Некрасов.

Климент Аркадьевич Тимирязев - великий русский учёный, ботаник-физиолог. На этом наши знания об этом человеке до недавнего времени исчерпывались. Но в последнем номере журнала «Биология для школьников» (№1 за 2010год) мы нашли интересную статью Е.В.Авдеевой «Земное «светило» естествознания» о жизни Климента Аркадьевича Тимирязева. Вспомнив, что в 6 классе, изучая воздушное питание растений, мы встречались с именем этого ученого, мы решили ближе познакомиться с личностью Тимирязева, о котором множество людей отзывается так тепло и душевно.

Поэтому целью нашего исследования стало изучение жизни и деятельности Климента Аркадьевича Тимирязева. Для реализации поставленной цели мы решили сделать следующее:

  1. Изучить литературу о К.А.Тимирязеве.
  2. Посетить памятные места, связанные с именем учёного.
  3. Проанализировать полученные сведения и ответить на вопрос: «Почему

Тимирязева называют великим разумом и великой душой?»

Помимо выше сказанного, работая над проектом, мы должны:

  1. Расширить знания в области биологии, истории, физики, и химии.
  2. Рассказать о выдающемся учёном широкой публике.

В работе мы пользовались научно-популярной и справочной литературой, а также сайтами сети Интернет, что указано в проекте.

В работе использованы такие исследовательские методы, как исторический, сравнение, анализ и синтез полученного материала.

Главная часть.

  1. Семья в жизни К.А.Тимирязева.

Детство, отрочество и юность. (1843-1860 г.г.)

Климент Аркадьевич Тимирязев родился 3 июня 1843 года в Санкт-Петербурге, в семье образованных людей, уже тогда враждебно настроенных к царско-крепостническому строю. (БСЭ, 1971.)

Происхождение фамилии Тимирязевых связывают с именем ордынского князя Ибрагима Темир-Гази, выехавшего из Орды в 1408 г. служить к Великому князю Василию Дмитриевичу. Потомки Темир-Гази служили на видных военных и гражданских должностях в России. (Биология для школьников, 2010.)

Его отец, Аркадий Семёнович Тимирязев, происходил из старо-татарского рода. Мать, Аделаида Климентьевна, была дочерью эмигрировавшей в Россию английской баронессы, много усилий отдавала воспитанию детей (см. приложение, фото 1-2). (Прашкевич, 2000.)

У Тимирязева было пять братьев и сестра. В семье царил республиканский дух, естественно, это не могло не повлиять на формирование характера и взглядов юного Тимирязева. Отца уволили с должности таможенного директора за его республиканские взгляды. Рано пришлось детям зарабатывать на хлеб для семьи. По словам учёного: «С пятнадцатилетнего возраста моя левая рука не израсходовала ни одного гроша, которого не заработала бы правая. Заработок средств существования всегда стоял на первом месте, а занятие наукой было делом страсти, в часы досуга, свободные от занятий». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Семья воспитала в Клименте Тимирязеве такие замечательные качества, как: самостоятельность, трудолюбие, волю и умение принимать ответственные решения.

Благодарный сын своих родителей, он увековечивает их память и посвящает родителям одну из своих последних книг «Наука и демократия».

Климент Аркадьевич получил домашнее образование. Вместе с братом Василием он подготовился к поступлению в университет. Юноша в совершенстве владел английским и французским языками.

Натуралистические интересы проявились у Климента Аркадьевича под воздействием старшего брата Дмитрия. От него были получены первые сведения по ботанике и химии.

Итак, ясно, что «стержень» личности Климента Аркадьевича был сформирован семейным воспитанием. Остальной отпечаток наложила эпоха, в которой жил и работал учёный. (Ландау-Тылкина, 1985.)

Любовь на всю жизнь. (Конец 1870-х - 1920 г.г.)

Мы не знаем, когда и где Климент Аркадьевич познакомился со своей будущей женой, Александрой Алексеевной Готвальд. Встретившись, молодые люди полюбили друг друга. Это была счастливая и дружная семья, в которую никакие трудности не внесли нервного разлада, не разрушили чувства уважения и любви.

В 1880 году родился сын, которого в честь деда назвали Аркадием. Климент Аркадьевич стремился воспитать сына не только широко образованным человеком, но прежде всего патриотом своей Родины. (См. приложение, фото 3.) В последствие, сын тоже стал учёным, но менее известным, чем отец.

Климент Аркадьевич Тимирязев с женой прожили вместе более сорока лет и всегда были опорой друг другу. Пройдёт много лет, и благодарный муж посвятит книгу «Исторический метод в биологии» своему верному другу – жене. (Ландау-Тылкина, 1985.)

  1. Выбор жизненного пути. (1860-1870 г.г.)

Преподаватели и учителя.

В университете любимыми учителями были: А.Н.Бекетов, Д.И.Менделеев, М.И.Сеченов и др.

В Германии он учился у физика Густава Роберта Кирхгофа, химика Роберта Вильгельма Бунзена, и ботаника Вильгельма Гофмейстера.

Во Франции Климент Аркадьевич занимался у учёных: химика Марселена Бертло, знаменитого физиолога Клода Бернара и у натуралиста и агрохимика Ж.Б. Буссенго.

Ч.Дарвина тоже можно назвать учителем Тимирязева, так как всю жизнь Климент Аркадьевич был дарвинистом. (Ландау-Тылкина, 1985.)

«Идейные отцы» Тимирязева.

Молодой Тимирязев ещё в студенческие годы начал воспринимать революционно-освободительные идеи 60-х годов, и всю жизнь с гордостью называл себя «шестидесятником». Он читал статьи Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.Г.Чернышевского. (Сайт http://www.n-t.org )

Тимирязев общался с различными людьми, среди них были поэты, писатели, солдаты, учёные, студенты, политические деятели и революционеры. Будущий учёный горячо любил Герцена за преданность народу, патриотизм, за призыв к молодёжи всего себя отдавать науке. Украдкой Тимирязев почитывал журнал Герцена «Колокол».

Первые шаги в науке .

Климент Тимирязев поставил цель изучать живую природу.Он решил поступить на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В то время в университетах не было биологических факультетов и юноши, мечтавшие о биологии, учились на физико-математическом факультете, объединявшем естественные науки.

«При выборе своей научной специальности - физиологии растений, я руководствовался простой фразой: «Наука призвана сделать труд земледельца более производительным». К.А.Тимирязев. (Биология для школьника, 2010г.)

В университете Тимирязев стал усилено интересоваться физикой и химией. Однако тяжёлое материальное положение мешало ему безраздельно заниматься наукой. Окончив университет в 1866 году, он блестяще защитил дипломную работу, за которую получил золотую медаль и учёную степень кандидата наук.

Д.И.Менделеев предложил К.А.Тимирязеву принять участие в исследовательской работе на первых в России опытных полях. Тимирязев с радостью согласился, и его направили на поле в Симбирскую губернию.

5 января 1868 года Тимирязев выступил на заседании биологической секции первого съезда врачей и биологов с докладом по теме: «Прибор для исследований воздушного питания листьев и применение искусственного освещения к исследованиям подобного рода». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Путешествие по Европе.

Затем, в конце 1869 года, К.А.Тимирязев приехал в Париж, распираемый духом революции. В Париже он получает возможность наблюдать за работой агрохимика Ж.Б.Буссенго. (Прашкевич, 2000.)

Встреча с Чарльзом Дарвином.

Ещё студентом-первокурсником, Тимирязев познакомился с произведением Ч.Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора». После прочтения этой книги знакомство с Дарвином стало мечтой юноши.

Летом 1877 года, когда К.А.Тимирязев собрался из Парижа в Англию у него созрел план посетить Ч.Дарвина. Ему это удалось, Тимирязев подарил Дарвину свою книгу, а Дарвин в ответ в знак симпатии подарил ему свою фотографию с дарственной подписью (см. приложение, фото 4).

К.А.Тимирязев вернулся в Москву с новым зарядом сил для борьбы за дарвинизм и исследования хлорофилла – этого, по словам Дарвина, «самого интересного из органических веществ». (Ландау-Тылкина, 1985.)

Кстати, на русский язык «Происхождение видов» перевёл именно Тимирязев. (Прашкевич, 2000г.)

Профессор Петровской академии.

Петровская академия была одним из передовых учебных заведений страны. Климент Тимирязев проработал в Петровской академии с 1870 по 1892годы, по его словам это были счастливейшие годы его жизни (см. приложение, фото 5). В академии Тимирязев создал свою лабораторию. Тимирязев завоевал любовь и уважение студентов интересными и живыми лекциями. В 1892 году за поддержку студентов в революционных движениях К.А.Тимирязеву пришлось уйти с должности профессора Академии. (Комаров, http://vivos voco).

Лекции в Московском университете.

Оставив Петровскую Академию, К.А.Тимирязев все силы отдавал Московскому Университету, в котором он начал работать с 1872 г., а несколько позже был утвержден там профессором. И даже, работая в Московском Университете, он продолжал защищать революционно настроенных студентов, за что начал получать взыскания. Ему создали тяжелейшие условия для работы. В начале 1893 г. его лишили подходящего помещения для занятий студентов с микроскопом. Ему назначили аудиторию всего на 80 мест, а желающих было больше 150 человек. В результате начальство Московского университета отчислило из штата К.А.Тимирязева и перевели его в заштатные профессора. Однако и тогда он продолжал плодотворно работать: читать лекции, руководить студентами, вести исследования. Тимирязев никогда не шел на компромиссы, ему с большим душевным трудом пришлось покинуть Московский Университет. После Великой Октябрьской Социалистической революции он был восстановлен в Университете в качестве профессора и продолжал там преподавать до глубокой старости. (Биология для школьника, 2010г.)

Политические взгляды Тимирязева.

К.А. Тимирязев был и до конца жизни оставался приверженцем и ярым сторонником революции, т. к. считал, что интеллигенция и монархия не совместимы, и только после революции Россия сможет стать действительно образованным государством. Также Тимирязев являлся ярым противником не только монархии, но и религии, в целом отрицая даже существование Бога, объясняя происхождение мира с помощью теории Дарвина. С ранней молодости он водил дружбу с революционерами, и даже во время своих поездок за границу знакомится с В.И.Лениным и И.Троцким, с которыми продолжал общение свою жизнь. (Ландау-Тылкина, 1985.)

3. Тимирязев – великий учёный (1870-1920г.г.).

Открытия в области физиологии растений.

В 1869г. появилась программная работа Тимирязева «Значение лучей различной преломляемости в процессе разложения углекислоты растениями». Эта работа явилась началом нового направления в науке. И как всегда бывает, вызвала целый ряд нападок со стороны других ученых. К.А, Тимирязев - первый среди ученых обнаружил хлорофилл в растении, используя свои глубокие знания по биологии, физике, химии и астрономии. В результате своих опытов он доказал, что фотосинтез вызывается всеми лучами, поглощенными хлорофиллом. Так же он доказал, что через поступление солнечных лучей растение запасается энергией солнца. Он дает очень интересную для характеристики его мировоззрения формулировку связи между законом сохранения энергии, понятием работы и проблемами изучения функции хлорофилла: «Я был первым ботаником, заговорившим о законе сохранения энергии и соответственно с этим изменившим и слово «свет» выражением «лучистая энергия». Эта замена существенно изменяла основную точку зрения, и вызывала сомнение в верности самих фактов. Он первый высказал мысль, что процесс разложения углекислоты должен зависеть от энергии солнечных лучей, а не от яркости (см. приложение, фото 6). По его мнению, хлорофилл является чрезвычайно совершенным экраном для поглощения света, и зеленый цвет растений представляется не случайностью, но выработанным в процессе эволюции приспособлением к поглощению наиболее активных лучей спектра. Результаты исследований фотосинтеза были представлены в двух диссертациях: магистерской « Спектральной анализ хлорофилла» (1871) и докторской « Об усвоении света растением» (1875). К.А.Тимирязев открыл явление светового насыщения фотосинтеза; экспериментально обнаружил, что имеются два максимума поглощения света растением, которые лежат в области красных и синих лучей спектра. (Биология для школьника, 2010г.)

Понятие о « космической роли растений».

Работы К.А. Тимирязева по ассимиляции углерода, создали ему мировую известность и выдвинули его на одно из первых мест среди биологов его времени. Тимирязев всю жизнь проработал над разрешением одной проблемы. Но значение этой проблемы – проблемы воздушного питания растений, или фотосинтеза, - далеко выходит за пределы физиологии растений, т.к. с этим связано существование не только растений, но и всего животного мира. Мало того, в фотосинтезе растение берет и усваивает не только вещество, а именно углекислоту воздуха, но и энергию солнечных лучей. Это дало права К.А, Тимирязеву говорить о космической роли растения как передатчика энергии солнца нашей планете. (Биология для школьника, 2010г.)

Исторический метод в исследованиях Тимирязева .

Тимирязев отрицательно относился к ученым, которые пренебрегают знанием истории своей науки. «Исторический метод» он, прежде всего, применял к развитию наук, и в первую очередь биологических. Он дал причинную периодизацию развития этих наук в определенной последовательности. Первый по очереди явился сравнительно простой вопрос – морфологический, позднее явился вопрос физиологический и ещё позднее исторический. К.А.Тимирязев неоднократно подчеркивал, что современные формы организмов – результат длительной приспособительной эволюции; на любом виде ныне живущих организмов лежит печать, с одной стороны, приспособленности к условиям обитания, с другой – всей предшествующей эволюции. Исходя из этого, он считал, что для правильного понимания законов биологии, разнообразных проявлений жизни и возможности управления ими необходим исторический метод , т е последовательный подход к изучению организмов. Научный подвиг Тимирязева состоял в том, что он перебросил мост между двумя крупнейшими научными открытиями XIX в.: учением Дарвина и законом сохранения энергии . Он сочетал в своих исследованиях экспериментально-физиологический и историко-биологический подход к явлениям жизни. (Ландау-Тылкина, 1985.)

Популяризация естествознания.

«Безнадёжно состояние науки, когда она находится среди безграничной пустыни всеобщего равнодушия… Представители науки – слуги общества, они должны от времени до времени выступать перед ним, как перед доверителем, которому они обязаны отчётом», - считал Тимирязев. Поэтому свои научные труды он создавал по-разному. Иногда это были общедоступные лекции, которые потом превращались в книгу (так появилась «Жизнь растений», самое известное произведение учёного). А иногда в единое целое собирались различные научно-популярные статьи. Так родилась книга «Наука и демократия».

Сложнейший процесс фотосинтеза Тимирязев очень понятно описывает в «Жизни растений»: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу». (Биология для школьника, 2010г.)

Тимирязев был членом Лондонского королевского общества (1911), почётным доктором университета в Глазго (1901), Кембридже (1909) (см. приложение, фото 7), Женеве (1909), членом-корреспондентом Эдинбургского ботанического общества (1911), почётным членом многих русских университетов и научных обществ. (БСЭ, 1971.)

Достижения в практическом земледелии.

«При выборе своей научной специальности – физиологии растений – писал Тимирязев, - я в известной степени руководствовался ее отношением к земледелию, определяя это отношение весьма просто: наука призвана сделать труд земледельца более производительным». Он первый ввел в России опыт с культурой растений в искусственных почвах. В 1893 г. Тимирязев опубликовал работу «Борьба растений с засухой», где он дает анализ тем приспособлениям, которые помогают растению выносить засуху.

Тимирязев считал, что изучать физиологию растений нужно затем, чтобы потом обратить найденное на пользу земледелия. Взаимоотношения теории и практики в своей области знания он определял так: «Узнать потребности растения – вот область теории, прибыльно для себя удовлетворить эти потребности – вот главная забота практики». Тесная связь физиологии растений с агрохимией определила тимирязевское направление: «Спрашивать мнение самого растения, ставя прямой опыт: научный – в лаборатории и практический – в поле». Величие Тимирязева- практика состоит именно в том, что он признавал за наукой принадлежащее ей по праву место лишь при условии, когда ее достижения получат самое широкое распространение и должную оценку в слоях широкой общественности, в народе. (Биология для школьника, 2010г.)

4. Светлый образ К.А.Тимирязева – в памяти потомков.

Умер Тимирязев от воспаления лёгких 28 апреля 1920 г. Последним, что он прочёл, было письмо Ленина, полученное в ответ на книгу «Наука и демократия». За день до смерти, чувствуя её приближение, Климент Аркадьевич сказал своему врачу: «Я всегда старался служить человечеству…» (Ландау-Тылкина, 1985.)

О величии личности Тимирязева говорят символы и культурно-исторические ценности, как в России, так и в других странах. Так, в честь Тимирязева названы: лунный кратер, теплоход «Академик Тимирязев», улицы им. Тимирязева во многих городах. В 1991 г. на Серпуховской линии Московского метро открыта станция «Тимирязевская».

Имя Тимирязева присвоено старейшей Московской сельскохозяйственной академии РАН, бывшей Петровской (см. приложение, фото 8).

РАН раз в три года присуждает премию им. К.А.Тимирязева за лучшие работы по физиологии растений и ежегодно проводит Тимирязевские чтения.

Орден академика Тимирязева – единственная в России высшая Национальная награда в сфере аграрно-промышленного сектора страны.

В Москве, на Тверском бульваре, возвышается памятник учёному работы скульптора С.Меркулова. На строгом постаменте выбиты слова: «К.А.Тимирязеву – борцу и мыслителю» (см. приложение, фото 9).

Биологический музей им. К.А.Тимирязева в Москве (Малая Грузинская улица, д. 15) организован в 1920г (см. приложение, фото 10). В фондах и залах музея хранятся материалы, тесно связанные с деятельностью учёного (см приложение, фото 11).

По адресу Романов переулок, д.2 находится мемориальный музей-квартира Тимирязева, где полностью сохранена обстановка и библиотека времён учёного.

Таким образом, в нашей стране достаточно много мест, символично или напрямую напоминающих нам о Тимирязеве. (Биология для школьника, 2010г.)

Анализ материала.

Познакомившись с жизнью и научной деятельностью К.А.Тимирязева, мы узнали много интересного не только об этом человеке, но и об эпохе, в которой он жил. Всю информацию мы разделили на 4 раздела, которые, как нам кажется, отражают разные стороны жизни учёного.

В разделе «Семья в жизни Тимирязева» мы объединили семью, в которой учёный родился, и семью, которую он создал. Нам видится их тесная связь, так как созданная семья является продолжением родительской. Отношения Тимирязева с отцом продолжаются в его отношениях с сыном. А отношения с женой, трепетные и дружеские, напоминают отношения отца и матери учёного.

В этом видится большой смысл. Очень важно, когда у человека есть надёжная опора, тогда он уверен в своих действиях и энергичен.

Во второй раздел – «Выбор жизненного пути» - мы отнесли материал об определении Тимирязева как учёного и политика. Из естественных наук Климент Аркадьевич выбрал биологию, а конкретно, физиологию растений, и сделал её делом своей жизни. Это сродни тому, что однажды он стал на сторону революционеров-демократов и до конца дней был верен своим политическим взглядам.

У него было много хороших учителей и наставников (Д.И.Менделеев, А.К.Бекетов, М.И.Сеченов), это великие учёные. Общение с ними, конечно, сильно повлияло на жизнь Тимирязева, как и стажировка в Европе. Чего стоит одна только встреча с Чарльзом Дарвином! А общение с Н.Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым, Н.И.Писаревым! Трудно оставаться равнодушным, встречаясь с такими выдающимися личностями, лучшими людьми науки и литературы того времени! И Климент Аркадьевич не был равнодушным, он всегда откликался на призыв о помощи, смело высказывал своё мнение.

Дух народничества, столь свойственный русской интеллигенции, очень ярко проявился в общественно-политической позиции Тимирязева. Он считал, что новая власть способна решить проблемы России, обеспечить прогрессивное развитие страны. А прогресс и торжество науки – это были боги русской интеллигенции XIX – начала XX века.

Трудно сказать, как складывались бы отношения Тимирязева с советским руководством, проживи Климент Аркадьевич ещё какое-то время. Всё-таки свобода научного творчества – не последняя вещь для учёного, а при большевистской власти она была сильно ограничена. Во всяком случае, личная честность и искренность Тимирязева бесспорны.

Третий раздел – «Тимирязев – великий учёный» рассказывает об открытиях и трудах Климента Аркадьевича. Его блестящая книга «Жизнь растений» (1878) выдержала десятки изданий на нескольких языках. Учёный буквально прославил хлорофилл, это «самое интересное из органических веществ» и пришёл, при этом к выводу о космической роли растений. В сегодняшнем школьном учебнике ботаники этой теме посвящён целый параграф!

Есть ещё два момента в нашем исследовании, которые, как нам кажется, характеризуют Тимирязева как учёного незаурядного и неутомимого. Это популяризация им науки и использование в исследованиях исторического метода . Тимирязев старался сделать науку доступной для народа, понятной, а поэтому имеющей большое практическое значение. Его лекции были просты и интересны, свободных мест для слушателей не хватало. Его методы использовались в земледелии, так как были доступны.

Помимо этого, Климент Аркадьевич был одним из крупнейших историографов науки о жизни. Его перу принадлежит ряд прекрасных и выдающихся работ по истории естествознания, которое он считал главным «научным знанием» русского человека.

Четвёртый раздел – «Светлый образ Тимирязева – в памяти потомков». Здесь собрана информация о символах и памятных местах, связанных с учёным. Улицы, станция метро, музей, сельскохозяйственная академия, теплоход и даже лунный кратер(!) напоминают сегодня о нашем великом соотечественнике. На Тверском бульваре возвышается величавый памятник учёному, на постаменте которого высечены кривые разложения углекислоты при фотосинтезе, о чём, может быть, не знают многочисленные прохожие. Этот памятник пережил бомбёжку и реставрацию и остался стоять на своём месте, как и человек, о котором наш рассказ.

Заключение.

Тимирязев – великий разум и великая душа! Теперь понятна глубина этих слов. «Климент Аркадьевич сам, как и горячо любимые им растения, всю жизнь стремился к свету, запасая в себе сокровища ума и высшей правды, и сам был источником света для многих поколений, стремившихся к свету и знанию и искавших тепла и правды в суровых условиях жизни». Эти слова И.П.Павлова мы использовали в виде эпилога к нашему рассказу. А в качестве иллюстрации к ним, находясь под впечатлением от узнанного, создали информационный плакат о становлении личности К.А.Тимирязева (см. приложение, рис.1).

Корень – орган почвенного питания и якорь, укрепляющий растение в почве. Родительская семья, по нашему, мнению – основа жизни. Стебель – осевой орган растения, ориентирующий его в пространстве. По нему движутся питательные вещества, необходимые для развития. Они попадают в стебель из листьев, органов воздушного питания, которые у нас ассоциированы с факторами, повлиявшими на становление личности Тимирязева. Цветок – орган, привлекающий внимание. Это личность учёного, обладающая незаурядными прекрасными качествами (лепестки). А плод – это результат жизни. Он будет использован потомками для продолжения дела Тимирязева. Ради этого стоит жить!..

Список источников информации.

  1. Биология для школьников. №1 за 2010г. стр.31-53.
  2. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971.
  3. Ландау-Тылкина С.П. К.А.Тимирязев: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 128с.
  4. Прашкевич Г.М. Самые знаменитые учёные России. – М.: Вече, 2000, стр.261-273.
  5. http://vivosvoco (Комаров В.Л. Жизнь и творчество Тимирязева).
  6. http://www.n-t.org

Фотоприложение.

Рис.1. Становление личности

К.А.Тимирязева.

Климент Аркадиевич Тимирязев родился 22 мая (по старому стилю) 1843 г. в Петербурге, на Галерной улице. Позже семья переехала на Васильевский остров.

В 1860 г. Тимирязев поступил в Петербургский университет. В 1861 г. за участие в студенческих волнениях Климента Аркадиевича вынудили покинуть стены университета. Только в 1863 г. Тимирязев смог возобновить занятия в университете в качестве вольнослушателя.

В 1864 г. Климент Аркадиевич написал студенческую научную работу о печеночных мхах. В ботанике в то время было немного известно о растительных организмах. Сочинение Тимирязева было удостоено золотой медали.

Осенью 1865 г. Климент Аркадиевич закончил занятия в университете. В этом же году вышла в свет первая книга Тимирязева "Краткий очерк теории Дарвина".

18 февраля 1866 г. К. А. Тимирязев получил диплом об окончании Петербургского университета.

В начале января 1868 г. открылся I съезд русских естествоиспытателей и врачей. Со своим докладом на нем выступил Климент Аркадиевич. Его сообщение называлось "Прибор для исследования воздушного питания листьев и о применении искусственного освещения к подобного рода исследованиям".

Участникам съезда естествоиспытателей и врачей молодой ученый демонстрировал прибор, который в любых условиях - в лаборатории, в поле, в лесу - обеспечивал исследование воздушного питания зеленого листа. Прибор давал ответы на вопросы: сколько углекислоты поглотил зеленый лист? Cколько пищи принял в себя?

Второй частью научного сообщения Тимирязева было выяснение вопроса: происходит ли усвоение углекислоты при искусственном освещении? Новый прибор давал исследователю возможность ответить и на этот вопрос. Результаты исследования показали, что при искусственном свете процесс усвоения углекислоты растением значительно уменьшается.

Совет Петербургского университета вынес решение о предоставлении Тимирязеву на два года научной командировки за границу. Климент Аркадиевич уехал в Гейдельберг, где начал работать в местном университете, в лаборатории Бунзена.

Работая в лаборатории, Тимирязев открыл в составе хлорофилла вещество, которое определяет его характерные оптические свойства. Это вещество Климент Аркадиевич назвал хлорофиллином. Тимирязеву удалось выделить хлорофиллин в чистом виде.

Климент Аркадиевич доказал, что действие солнечных лучей изменяет состав этого вещества, подобно действию кислот: в обоих случаях хлорофилл буреет, превращается в филлоксантин.

Кандидатура Тимирязева была предложена на должность преподавателя по кафедре ботаники в Петровскую Академию (г. Москва). Соответствующее официальное уведомление было послано Клименту Аркадиевичу за границу.

Тимирязев принял предложение Академии, и 22 ноября 1869 г. состоялось его избрание на преподавательскую должность.

В начале сентября 1870 г. Климент Аркадиевич прибыл в Москву и поселился вблизи Академии.

В лице Климента Аркадиевича академия получила преподавателя, близкого ей по духу.

В мае 1871 г. в Петербургском университете Тимирязев защитил диссертацию на степень магистра на тему "Спектральный анализ хлорофилла". Через два месяца после защиты Климента Аркадиевича избрали экстраординарным профессором Петровской Академии.

В 1872 г. Климента Аркадиевича пригласили на должность внештатного преподавателя Московского университета. Осенью этого года он прочел вступительную лекцию в университетской аудитории. С этого времени и до конца жизни Тимирязев был связан с Московским университетом. Климент Аркадиевич и его идейные друзья составили в университете сплоченную группу передовых ученых.

В 1875 г. в Петербургском университете Тимирязев защитил докторскую диссертацию на тему "Об усвоении света растением". Из всех волн лучистой энергии солнца, достигающих зеленых зерен хлорофилла, наибольшей энергией обладают волны красного света: под их действием интенсивнее всего идет процесс фотосинтеза, так как они несут зеленому листу наибольшее количество энергии.

Таков был важнейший вывод из докторской диссертации Климента Аркадиевича Тимирязева.

В 1877 г. Климента Аркадиевича избрали экстраординарным профессором Московского университета.

В 1878 г. вышло первое издание книги Тимирязева "Жизнь растений", в основу который был положен курс лекций по физиологии растений, читаемый автором в большой аудитории Московского музея прикладных наук (ныне Политехнический музей).

На VI съезде русских естествоиспытателей и врачей в Петербурге Тимирязев представил доклады: "Количественный анализ хлорофилла", "Новый метод для изучения процесса дыхания и разложения углекислоты растений", "Объективное изучение закона абсорбции и количественное изучение смесей двух хлорофилловых пигментов", "Клейковина как материал для осмотических исследований в применении к хлорофиллу", "О физиологическом значении хлорофилла".

В 1884 г. Климента Аркадиевича утвердили ординарным профессором Московского университета.

Значительный вклад в науку исследований Климента Аркадьевича послужил его избранию в 1890 г. членом-корреспондентом Российской Академии Наук.

Климент Аркадьевич Тимирязев умер 28 апреля 1920 г. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Климент Тимирязев родился 3 июня 1843 года в городе Санкт-Петербург. Первоначальное образование получил дома. В 1866 году окончил с отличием естественный факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В формировании мировоззрения Тимирязева большую роль сыграли философские взгляды А. Герцена, Н. Чернышевского, труды Д. Менделеева, И. Сеченова и особенно Ч. Дарвина.

В студенческие годы Тимирязев опубликовал ряд статей на социально-политические темы и по дарвинизму, в том числе: «Гарибальди на Капрере», «Голод в Ланкашире», «Книга Дарвина, ее критики и комментаторы». Тогда же написал первую популярную книгу с изложением учения Дарвина «Чарльз Дарвин и его учение»; его книга «Жизнь растений» переиздавалась более 20 раз и вызвала огромный интерес и в России, и за рубежом.

В 1868 году, для подготовки к профессорскому званию командирован за границу, где работал в лабораториях крупных физиков, химиков, физиологов, ботаников. Вернувшись в Россию, Тимирязев защитил магистерскую диссертацию и занял должность профессора Петровской сельскохозяйственной академии в городе Москва, где читал лекции по всем отделам ботаники. Одновременно преподавал в Московском государственном университете на кафедре анатомии и физиологии растений, на женских «коллективных курсах». Возглавлял ботаническое отделение Общества любителей естествознания при ВУЗе.

Климент Аркадьевич стал одним из основоположников русской школы физиологии растений, изучив процесс фотосинтеза, для чего разработал специальные методики и аппаратура. В физиологии растений, наряду с агрохимией, ученый видел основу рационального земледелия. Профессор первый ввел в России опыты с культурой растений в искусственных почвах; устроил первую теплицу для этой цели в Петровской академии в начале 1870-х годов.

В 1920 году вышел в свет сборник его статей «Наука и демократия». Последние 10 лет своей жизни из-за болезни не мог уже преподавать, но продолжал заниматься литературно-публицистической деятельностью, участвовал в работе Народного комиссариата просвещения России и Социалистической академии общественных наук. Избирался Депутатом Московского городского совета.

Тимирязев входил в состав Лондонского королевского общества. Являлся Почетным доктором университетов в городах Глазго, Кембридж и Женева; членом-корреспондентом Российской Академии наук и Эдинбургского ботанического общества, также Почетным членом многих иностранных и отечественных университетов и научных обществ. Автор многочисленных статей, книг, биографических очерков.

Климент Аркадьевич Тимирязев скончался 28 апреля 1920 года в городе Москва. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В честь ученого названы: поселок в Липецкой и Ульяновской областях; Лунный кратер; теплоход «Академик Тимирязев»; Московская сельскохозяйственная академия, Институт физиологии растений РАН, Государственный биологический музей, библиотека в городе Санкт-Петербург, Винницкая областная универсальная научная библиотека в Украине, Центральная станция юных натуралистов и станция Московского метро.

Тимирязеву посвящен фильм «Депутат Балтики». За лучшие работы по физиологии растений присуждают премию РАН имени ученого. В Музее землеведения Московского государственного университета ему установлен бюст.



ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843-1920). Был конец июня 1909 г. На улицах Кембриджа - старинного университетского города- царило праздничное оживление. Сюда со всех частей света съехались знаменитые учёные-биологи, чтобы принять участие в торжествах по случаю столетнего юбилея Чарлза . Среди собравшихся был и шестидесятишестилетний профессор Московского университета Климент Аркадьевич Тимирязев.

Учёные многих стран хорошо знали этого худощавого человека с высоким лбом и острой бородкой. Его труды по естествознанию пользовались мировой известностью, а знаменитую книгу «Жизнь растения» с увлечением читали не только в России, но и за её пределами. Особенно почитали Тимирязева англичане. Он давно прослыл одним из самых горячих защитников и пропагандистов учения Дарвина, их великого соотечественника. У Дарвина даже после его смерти оставалось немало противников. Они, как и прежде, пытались доказать, что всё живое на Земле остаётся неизменным, таким, каким его создал бог. Надо было, подобно Тимирязеву, обладать упорством и мужеством, чтобы бороться с ними: ведь за их спиной стояла ЦЕРКОВЬ и все, кто боялся правды в науке.

Ещё в молодости Тимирязев заинтересовался влиянием солнечных лучей на растения. Он пришёл к мысли, что растений не только поглощают Свет, но и служат кладовыми солнечной . Он понял: попадая на землю, энергия солнца не исчезает. Она откладывается в растениях, помогая вырабатывать из углекислого газа и воды необходимые для жизни вещества. Вместе с растительной пищей энергия солнца попадает в организм животных и человека, поддерживает в нём силы. Без растений не было бы жизни на Земле.

В 28 лет Тимирязев стал профессором Петровской сельскохозяйственной академии, а потом и Московского университета. Студенты сразу полюбили молодого профессора. Стройный, изящный, с благородной осанкой, Тимирязев уже одним своим видом покорял слушателей. Говорил он негромко, но с таким жаром и увлечением, так живо излагал материал, что не увлечься было невозможно.

Тимирязева любили не только за это. Когда однажды, явившись в академию, он узнал, что трёх его студентов арестовала полиция, он немедленно потребовал свидания с арестованными и после смело и горячо защищал их на заседании академического совета.

Тимирязев с детства ненавидел произвол и насилие. Он помнил рассказы отца о кровавой расправе над , видел, как увозили на каторгу замечательного борца за свободу Чернышевского. Наконец, его самого исключили из университета за участие в студенческой забастовке. Дошло до того, что в полиции было заведено особое дело на Профессора Тимирязева, а за домом его установлена слежка.

Начальство всячески старалось избавиться от крамольного профессора. Сначала он был уволен из Петровской академии, а через десять лет отстранён от чтения лекций и в Московском университете. Но ничто не могло сломить учёного-революционера. Он верил, что в скором времени царскому произволу будет положен конец. И когда в 1917 г. произошла Октябрьская революция, Тимирязев, не задумываясь, встал на сторону большевиков. Тимирязев считал, что должен отдать победившему народу весь свой одыт и знания, и готов был на всё. Поэтому он гордился, когда узнал, что революционные рабочие избрали его своим депутатом в Московский Совет! Он мечтал служить революции, потому что революция несла человечеству свет и разум. А ради этого стоило бороться. Недаром, когда Тимирязев умер, на его памятнике были высечены слова: «...борцу и мыслителю».