Художественный мир это в литературе. Мир произведения Мир художественного произведения заключения

Значение термина «литературное произведение», центрального в науке о литературе, представляется самоочевидным. Однако дать ему четкое определение нелегко.

Словари русского язык5а характеризуют ряд смыслов слова «произведение». Для нас важен один из них: произведение как продукт немеханической деятельности человека, как предмет, созданный при участии творческого усилия (будь то фиксация научного открытия, плод ремесла либо высказывание философского или публицистического характера, либо, наконец, художественное творение).

В составе произведений искусства выделимы два аспекта. Это, во-первых, «внешнее материальное произведение» (М.М. Бахтин), нередко именуемое артефактом (материальный объект; лат. аrtefactum – искусственно сделанное), т.е. нечто, состоящее из красок и линий либо из звуков и слов (произносимых, написанных или хранящихся в чьей-то памяти). И это, во-вторых, эстетический объект – совокупность того, что закреплено материально и обладает потенциалом художественного воздействия на зрителя, слушателя, читателя. Артефакт, по словам Я. Мукаржовского, является внешним символом (знаком) эстетического объекта. Произведение искусства – это нерасторжимое единство эстетического объекта и артефакта. Эстетический объект сосредоточивает в себе сущность художественного творения, а артефакт делает его доступным для восприятия.

Эстетический объект соотносится с артефактом по-разному. В живописи, скульптуре, архитектуре, художественной литературе и киноискусстве внешнее материальное произведение всегда равно самому себе. Оно полностью стабильно и не терпит трансформаций, их с порога исключает. Иначе обстоит дело в так называемых исполнительских искусствах, в фольклорных синтезах, театре, музыке, где эстетический объект закрепляется (лишь с относительной полнотой) в сценариях, либретто, нотных записях, а также в памяти исполнителей и каждый раз воплощается (материализуется) как-то по-новому: немеханически, инициативно, творчески. Говоря иначе, артефакт в подобного «рода произведениях не равен самому себе, подвержен нескончаемым изменениям, вариативен. В XX в. творения исполнительских искусств часто закрепляются в аудио- и видеозаписях. Тем самым их артефакты обретают стабильность и полную сохранность, которые свойственны кинофильмам, живописным полотнам, литературным произведениям. Но в ситуациях прямого контакта художника-исполнителя (будь то пианист или дирижер, танцовщица или артист драматического театра) с публикой внешнее материальное произведение видоизменяется, а в оптимальных вариантах обновляется. И вне этой динамики бытование исполнительских искусств непредставимо.

Творения искусства, далее, отграничены как друг от друга, так и от внехудожественной реальности (в театре, к примеру, об этом наглядно свидетельствует эффект рампы, а также четкая фиксированность моментов начала и конца спектакля). Говоря языком философии, мир художественного творчества не континуален, не является сплошным: он прерывист, дискретен. Искусство, по словам М.М. Бахтина, с необходимостью распадается «на отдельные, самодовлеющие, индивидуальные целые – произведения», каждое из которых «занимает самостоятельную позицию по отношению к действительности». Границы между произведениями вместе с тем не всегда обладают полнотой определенности. Порой они оказываются подвижными, в какой-то мере даже размытыми.

Важнейшей формой размывания границ между литературными произведениями является их циклизация. Объединение поэтом его стихов в циклы (широко бытующее в XIX–XX вв.) нередко оказывается созданием нового произведения, объединяющего сотворенное ранее. Говоря иначе, циклы стихов становятся как бы самостоятельными произведениями. Таковы «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока, «Пепел» А. Белого, «Путем зерна» Вл. Ходасевича, «Второе рождение» Б. Пастернака, «Северные элегии» А. Ахматовой. Циклы имеют место и в прозе. Вспомним «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя или «Записки охотника» И.С. Тургенева. Циклизация рассказов и повестей может быть связана с двойным авторством, яркий пример тому – пушкинские «Повести Белкина». Что есть «Станционный смотритель» в составе творчества Пушкина? Самостоятельное произведение? Или же часть произведения под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»? По-видимому, правомерными (хотя и неполными) были бы положительные ответы на оба вопроса. Рассказ о Вырине, Дуне и Минском – это одновременно и завершенное произведение и часть более емкой художественной целостности –пушкинского цикла из пяти повестей плюс предисловие издателя. Часть художественного творения, с другой стороны, может отделяться от целого и обретать некоторую самостоятельность: фрагмент способен получать черты собственно произведения. Такова словесная ткань романса П.И. Чайковского «Благословляю вас, леса» – одного из эпизодов поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин». Своего рода художественную независимость обрело лирическое отступление о птице-тройке (из гоголевских «Мертвых душ»). Нередки в литературе произведения в произведениях, которые также получают самостоятельность в сознании читающей публики. Таков знаменитый «Гимн чуме» в последней из маленьких трагедий Пушкина –стихотворение, сочиненное в кратковременном бунтарском порыве Вальсингамом и порой некорректно рассматриваемое как прямое выражение пушкинских чувств и мыслей. Подобную же роль в критике, литературоведении и сознании читающей публики обрела («с легкой руки» В.В. Розанова) сочиненная Иваном Карамазовым поэма «Великий инквизитор» – один из эпизодов последнего романа Ф.М. Достоевского. Художественные произведения (в частности, и литературные)создаются на основе единого творческого замысла (индивидуального или коллективного) и апеллируют к их постижению как некоего единства (смыслового и эстетического), а потому обладают завершенностью (или, по крайней мере, к ней устремлены). Они являются некоей окончательной данностью: никаким «послеавторским» трансформациям, доделкам и переделкам не подлежат. Но автор, пока он жив, может вновь и вновь обращаться к уже опубликованному тексту, его дорабатывать и перерабатывать. Так, Л.Н. Толстой в 1870-е годы намеревался вернуться к работе над «Войной и миром» и устранить из текста некоторые философско-исторические рассуждения, но своего намерения не осуществил. Случается, далее, что автор публикует текст, не полностью отвечающий его творческому замыслу, его художественной воле. Так, А. С. Пушкин отметил, что он «решился выпустить» из своего романа «Отрывки из путешествия Онегина» «по причинам, важным для него, а не для публики» . В этой связи перед литературоведами встает непросто решаемый вопрос о составе текста великого пушкинского творения и принципах его публикации: являются «Отрывки» (а также «Десятая глава», сохранившаяся в набросках, притом зашифрованных) неотъемлемыми звеньями романа в стихах или же это его «побочные ответвления», которые подобает публиковать лишь в научных изданиях как издательские примечания? И, наконец, некоторые произведения имеют авторские варианты: (148) публикации разных лет, осуществленные самими писателями, порой резко отличаются друг от друга. Яркий пример тому – роман Андрея Белого «Петербург», существующий как факт истории русской литературы XX в. в двух разных авторских редакциях. Несколько вариантов имеет лермонтовская поэма «Демон», при жизни поэта не публиковавшаяся.

Бывает, что писатель до конца своей жизни продолжает доводить до завершения в основном уже написанное произведение, шлифует его и совершенствует («Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова). Ряд прославленных творений являет собою не полностью осуществленный творческий замысел («Мертвые души» Н.В. Гоголя, в XX в.– роман «Человек без свойств», главный жизненный труд Р. Музиля). Литературное произведение (при всем том, что оно едино и цельно) не является однородным монолитом. Это предмет многоплановый, имеющий различные грани (стороны, ракурсы, уровни, аспекты). Его состав и строение, нередко весьма сложные, характеризуются литературоведами посредством ряда понятий и терминов, к которым мы и обратимся.

Мир произведения

§ 1. Значение термина

Мир литературного произведения - это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную». (Под вещью философия XX в. разумеет бытие пассивное и безгласное, личностное же начало понимается как активное и говорящее бытие.) В литературных произведениях эти два начала неравноправны: в центре находится не «мертвая природа», а реальность живая, человеческая, личностная (пусть лишь потенциально).

Мир произведения составляет неотъемлемую грань его формы (конечно же, содержательной). Он находится как бы между собственно содержанием (смыслом) и словесной тканью (текстом). Заметим, что слово «мир» используется В литературоведении и в ином, более широком значении - «как синоним творчества писателя, своеобразия того или иного жанра: мир Пушкина, Лермонтова, рыцарского романа, научной фантастики и т. д.».

Понятие «художественный мир произведения» (иногда именуемый «поэтическим», или «внутренним») укоренено в литературоведении разных стран. У нас оно было обосновано Д.С. Лихачевым. Важнейшие свойства мира произведения - его нетождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование писателями не только жизнеподобных, но и условных форм изображения (см. с. 94–96). В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы. «Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, - писал У. Эко, комментируя свой роман «Имя розы», - в котором ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя. Но при всей произвольности и нереалистичности этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале <…> Писатель - пленник собственных предпосылок».

Мир произведения - это художественно освоенная и преображенная реальность . Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира - персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя, далее, то, что правомерно назвать компонентами изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи). При этом художественно запечатлеваемая предметность предстает и как обозначенное словами внесловесное бытие, и как речевая деятельность, в виде кому-то принадлежащих высказываний, монологов и диалогов (см. с. 196–201). Наконец, малым и неделимым звеном художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого, порой четко и активно выделяемые писателями и обретающие относительно самостоятельную значимость. Так, Б.Л. Пастернак замечал, что в стихах А.А. Ахматовой его чарует «красноречие подробностей». Он придавал деталям в поэзии некий философический смысл. Последние строки стихотворения «Давай ронять слова..»(«<…> жизнь, как тишина/ Осенняя, - подробна») предварены суждением о «боге деталей» как «всесильном боге любви».

От эпохи к эпохе предметный мир произведений все шире и настойчивее осваивается в его мельчайших подробностях. Писатели и поэты как бы вплотную приближаются к изображаемому.

Когда сюда на этот гордый гроб

Придете кудри наклонять и плакать

По поводу этих строк из пушкинского «Каменного гостя» Ю.К. Олеша заметил: «Кудри наклонять» - это результат обостренного приглядывания к вещи, несвойственного поэтам тех времен. Это слишком «крупный план» для тогдашнего поэтического мышления <…> Во всяком случае, это шаг поэта в иную, более позднюю поэтику».

Своего рода максимума детализация изображаемого достигла в литературе второй половины XIX столетия - и на Западе, и в России. Знаменательно утверждение Л.Н. Толстого, что воздействие на читателя «только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит бесконечно малые моменты, из которых складывается произведение искусства».

Обратимся к различным пластам (граням) мира литературного произведения.

Из книги Жизнь по понятиям автора Чупринин Сергей Иванович

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Надо определить главную задачу заглавия, – заметил как-то, давая молодым коллегам урок мастерства, Леонид Жуховицкий. – На мой взгляд, она заключается вот в чем: заставить редактора заглянуть в рукопись, а критика или читателя – открыть обложку.

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

2 Мир произведения § 1. Значение термина Мир литературного произведения - это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как

Из книги Как написать гениальный роман автора Фрей Джеймс Н

Стили драматического произведения Существует три стиля драматического произведения: повествовательный, эпизодический и полуэпизодический.Особенности повествовательного стиля заключаются в следующем: автор рассказывает о событиях, показывает развитие персонажей,

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Из книги Владимир Набоков: pro et contra T1 автора Долинин Александр Александрович

I. Произведения В. Набокова-Сирина <Рец. на:> Волшебный соловей. Сказка Рихарда Деммеля{1} Перевел Саша Черный. Иллюстрации И. Глейтсмана. Книгоиздательство «Волга» Молодые народы не имеют хорошей детской литературы, точно так же, как юноша редко умеет занимать ребенка.

Из книги Кульбин автора Городецкий Сергей Митрофанович

Произведения Кульбина Акварель - акв.Масленный карандаш - м. к.Масло - м.Новое масло - н. м.1907КрымЭподы Нового Симеиза - акв.Пристань яликов в Ялте- акв.Вид на Ялту из Чукурлара - акв. собств. Зандрок, Спб.Аутка - акв.Голова натурщика - м.Натурщик в мастерской - м.Сирена

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

Драматические произведения Всего Лермонтовым написано шесть драматических сочинений («Цыганы», либретто для оперы по одноименной поэме Пушкина, трагедия «Испанцы», драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), «Странный человек», «Маскарад» и «Два брата»). Все они

Из книги Винкельман и его время автора Гёте Иоганн Вольфганг

Из книги Собрание сочинений в десяти томах. Том десятый. Об искусстве и литературе автора Гёте Иоганн Вольфганг

ПОЗДНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Счастливой мыслью, правда, явившейся ему не сразу, а лишь в ходе работы, были его «Monumenti inediti».Мы отлично знаем, что Винкельмана вначале привлекало желание выявить новые объекты, удачно пояснить их и тем самым значительно способствовать изучению

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Другие произведения В 1828 году Петербург зачитывался списками «Гаврилиады». Авторство Пушкина ни у кого не вызывало сомнений. Да и сам поэт вроде бы этого не отрицал. Однако в известном смысле побаивался. В письме к Вяземскому он даже предлагал «при случае распространить

Из книги Том 2. Литературно–критические статьи и художественные произведения автора Киреевский Иван Васильевич

Художественные произведения Царицынская ночь Ночь застала веселую кавалькаду в двух верстах от Царицына. Невольно изменили они быстрый бег лошадей своих на медленный шаг, когда перед ними открылись огромные пруды - красноречивый памятник мудрого правления Годунова.

Из книги Южный Урал № 13-14 автора Карим Мустай

Художественные произведения Царицынская ночьНаписано в 1827 г. Первая публикация: Киреевский И. В. Полное собрание сочинений. - М., 1861.МицкевичуНаписано в 1828 г. Первая публикация: Русский архив. 1874. - Т. 2.ОпалВолшебная сказкаНаписано 30 декабря 1830 г. в Москве. Первая

Из книги Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения [Хрестоматия] автора Хрящева Нина Петровна

НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Марк Гроссман ЛИРИКА НЕМАЛО СЛОВ РЖАВЕЕТ НА ВЕКУ… Немало слов ржавеет на веку Из тех, что подыскал ты для оправы. И проверяешь временем строку, Как проверяют кислотою сплавы. И счастлив ты, когда твоя строка, Одна строка, как будто долговечна, Хоть

Из книги Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] автора Эсалнек Асия Яновна

Схематичность литературного произведения Мы остановимся здесь на одном свойстве структуры литературного произведения <…> на его схематичности. Поясню, что я под этим подразумеваю.Свойство это проявляется во всех четырех слоях литературного произведения, но ярче

Из книги Техника писательского ремесла автора Шкловский Виктор Борисович

Лироэпические произведения Помимо эпических, драматических и лирических произведений существуют лироэпические произведения, которые занимают пограничное положение между эпосом и лирикой. К их числу относятся, прежде всего, поэмы, в частности такие, как «Песня про царя

Из книги автора

IV. Развертывание произведения Создание характеровВ процессе развертывания очень часто вещь принимает совершенно другую форму. Герои не просто разыгрывают действие, но и изменяют действие. Если мы возьмем какую-нибудь сюжетную схему, то в зависимости от того, какие герои

Слайд 2

Цель урока:

  • Слайд 3

    Что такое мир?

    Міръ - Вселенная, общество. Миръ - спокойствие

    Слайд 4

    Дверь в художественный мир закрыта для

    Незнания Самоуверенности Ограниченности Равнодушия Лени Поспешности Инфантильности

    Слайд 5

    Изучение литературы – это поиск ключа к художественным мирам разных писателей

    Знания Сомнение Эрудиция Увлеченность Трудолюбие Вдумчивость Самостоятельность

    Слайд 6

    «Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение. Следственно, попросту: художественность в писателе есть способность писать хорошо» Ф.М.Достоевский "Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России] ; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. - М. : Интелвак, 2001.

    Слайд 7

    Подходы к изучению художественного произведения

  • Слайд 8

    Художественный мир писателя

    Картина мира Модель мира Образ мира Поэтический мир Христианская картина мира в изображении И.Босха А.Маранов Образ мира

    Слайд 9

    Выводы:

    Художественный мир произведения можно называть по-разному Образ мира у каждого художника (писателя, поэта и живописца) свой

    Слайд 10

    Художественный мир (Ю.М.Лотман)

    Видение мира писателя, воплощенное в словесной ткани конкретного произведения и закодированное при помощи языка искусства как некое сообщение

    Слайд 11

    Элементы художественного мира

    Д.С.Лихачев А.П.Чудаков Пространство Время Предметный мир Действующие лица, в том числе повествователь Герой Его природное и предметное окружение Его внутренний мир Действия героя (сюжет)

    Слайд 12

    Свойства художественного мира писателя

    Целостность (проявляется во всем, начиная с названия) Наличие авторской оценки Художественная образность Сотворчество читателя Наличие внутреннего диалога

    Слайд 13

    Зачем крутится ветр в овраге, Подъемлет лист и пыль несет, Когда корабль в недвижной влаге Его дыханье жадно ждет? Зачем от гор и мимо башен Летит орел, тяжел и страшен, На чахлый пень? Спроси его Зачем арапа своего Младая любит Дездемона, Как месяц любит ночи мглу 9 Затем что ветру и орлу И сердцу девы нет закона "" Таков поэт как Аквилон, Что хочет, то и носит он - Орлу подобно, он летает И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона избирает Кумир для сердца своего (А.С.Пушкин Египетские ночи Т VI 1957 С 380) Вывод: волей художника управляет вдохновение, по мнению Пушкина

    Слайд 14

    Какова роль автора (писателя, художника)?

    Художественный образ - единство объективного и субъективного. В образ входит материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, а также все богатство личности творца. Компьютеры способны перерабатывать впечатления бытия по определенной программе, но даже самый «умный» из них лишен личности. (Ю.Борев Эстетика)

    Слайд 15

    Насекомое Все дети малы и грязны. Железо может распилить всех драконов, И все бледные, слепые, покорные воды очищаются. Насекомое, немое и обожженное зноем, Выходит из личинки. Как насекомое попадает в этот мех? Стихи, сочиненные компьютером

    В литературоведении понятие мир с одной стороны используют метафорически без четко очерченного содержания. С другой стороны, сложилось направление, в рамках которого это слово является термином. Основы такого подхода были заложены работами Бахтина «Проблемы творчества Достоевского»1929 г. «формы времени и хронотопа в романе» 1937 г.

    Бахтин рассматривал произведения в его событийной полноте, включая сюда «и его внешнюю материальную данность и его текст (произведения мол) и изображенный в нем мир (то есть художественный мир А.А.С.) и автора-творца, и слушателя читателя» (Бахтин «Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет»// Москва, 404 стр.)

    В научное обращение термин «Внутренний мир художественного произведении» вошел после статьи Лихачева, в котором был обоснован тезис о наличие в произведении словесного искусства внутреннего мира, обладающего своими законами отличными от законов реального мира. В другой работе поэтика древнерусской литературы им были рассмотренные такие параметры х.м. как время и пространство. Литературное произведение - это динамическая система, которая формируется в самом акте восприятия произведения, то есть то, что Бахтин называл диалогическим общением, а Лихачев Д.С. сотворчеством автора и читателя. В связи с этим при анализе художественного произведения в большей степени рассматривается тот художественный образ, который складывается в результате знакомства с произведением.

    Художественный мир - это не концепция мира, это сам мир, как он воспроизводится и изображается в художественном произведении.

    Как отмечает Чернец Л.В., мир - это сторона художественной формы, мысленно отграничиваемая от словесного строя. Художественный мир представляет собой систему, Существующую по своим законам, но она не автономна. Она зависит от реального мира. В художественный мир входят люди, события, вещи. Х.М. отражает мир действительности

    Преобразование действительности связано с идей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Связь миров не означает их идентичность, для их разграничения М.М. Бахтин вводит понятие Границы. Границы - резкая принципиальная граница, переход которой приводит к смешению законов реального и художественного мира.

    Анализ мира художественного произведения, с точки зрения верности или неверности реальности, не является научным, в оценки художественного мира нужно исходить из законов его же.

    Одна из методик анализа художественного мира - исследование ее пространственно временной структуры. Направление стало популярно в 60 годы. Предшественник - Бахтин. Он ввел в литературоведение понятие хронотопа. Хронотоп (хроно -время, топ - место) - взаимосвязь временных и пространственных отношений художественного освоенных в литературе. Мир произведения рассматривается как взаимодействие хронотопов. В рамках этого направления работали представители Тартусско-московской школы под руководством Ю.М.Лотмана. Ими были выведены функции, которые выполняют пространство в художественном мире. Пространство является и принципом организации предметов, персонажей, но помимо этого является средством выражения непространственных отношений: хороший - плохой, свой - чужой, ценный - неценный.

    В России это понятие обосновано Д.С. Лихачёвым. Важные свойства: участие вымысла в создании, использование писателем не только жизнеподобных, но и условных форм изображения. Худ. мир существует и в воображении автора, и в воображении читателя. Мир произведения – воссозданная посредством речи и при участии вымыла предметность. Т.е можно сказать, что это художественно освоенная и преображённая реальность.

    Структура : 1) крупные единицы: персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты; 2) компоненты изобразительности: акты поведения персонажей, черты наружности (портреты), явления психики, факты окружающего людей бытия (вещи, пейзажи); 3) подробности (детали) изображаемого.

    1. Вопрос художественного времени и пространства.

    Произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, многообразными и значимыми. Образы времени: биографическое (детство, юность, зрелость, старость), историческое (характеристика смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космическое (представление о вечности и вселенской истории), календарное (смена времён года, будни и праздники), суточное (день и ночь, утро и вечер), соотнесённость прошлого, настоящего и будущего. Пространство в произведении: замкнутое и открытое, земное и космическое, реально видимое и воображаемое, представление о предметности близкой и удалённой. Временные и пространственные представления составляют единство, которое называется хронотопом (опр. Бахтина). Существуют типовые хронотопы, например, хронотоп дороги (если герой путешествует, то идёт время) -> хронотоп встречи и испытания; хронотоп замка, провинциального города (отдельное, регламентированное, концентрическое пространство, время движется циклично (от праздника к празднику), и вообще другая логика жизни).

    2. Фабула и сюжет.

    Фабула – фактическая сторона повествования, те события, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые уже компонуются автором в сюжете на основе закономерностей, которые видит автор в развитии изображаемых явлений.

    Сюжет – цепь событий, воссозданная, выстроенная автором в произведении, жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях.

    Фабула – события, которые «как бы» произошли в реальности, сюжет – то, как об этом узнал читатель.

    Проблема совпадения-несовпадения фабулы и сюжета (фабула практически никогда не совпадает с сюжетом)

    3. Мотив.

    Мотив – мельчайшая единица темы, простейшая единица фабулы. В художественном мире мотив может разворачиваться в образ, сюжет, конфликт (легко наблюдать в лирике).



    Мотив – это упоминание, точка. По Томашевскому : эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события и вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые нельзя больше дробить, называются мотивами. Система мотивов, составляющих тематику данного произведения, должна представлять некоторое художественное единство. Если все части произведения плохо пригнаны одна к другой, произведение "распадается". Поэтому введение каждого отдельного мотива или каждого комплекса мотивов должно быть оправдано (мотивировано). Появление того или иного мотива должно казаться читателю необходимым в данном месте. Система приемов, оправдывающих введение отдельных мотивов и их комплексов, называется мотивировкой .

    В лирическом произведении мотив - повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Мотивы в лирике более самостоятельны, ибо не подчинены развитию действия, как в эпосе и драме. Иногда творчество поэта в целом может рассматриваться как взаимодействие, соотношение мотивов – мотивная композиция (У Лермонтова: мотивы свободы, воли, памяти, изгнанничества и т.д.). Один и тот же мотив может получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и оригинальность поэтов (дорога у Пушкина в Бесах и у Гоголя в М.Д., родина Лермонтова и Некрасова, Русь Есенина и Блока и др.)

    *«Герой нашего времени» - мотив судьбы, глава «Фаталист» - предмет сюжета.

    4. Система персонажей.

    Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи , образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира . В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринев у Пушкина). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное - в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта.



    Чаще всего литературный персонаж - человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, но самое главное - от творческого метода писателя. Приемом узнавания персонажа является его "характеристика". Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его "характер".

    Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой - лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя.

    Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров в зависимости от избранной темы. Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера, в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений. (Обломов: Штольц-Обломов-Захар, Ольга-Агафья Матвеевна) Нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является прежде всего творческая концепция, идея произведения, именно она создает единство самых сложных композиций (Белинский усматривал связь между пятью частями «Героя нашего времени» в одной мысли - в психологической загадке характера Печорина.).