Коммунистическая мораль. Моральный кодекс строителя коммунизма Принцип коммунистической морали 12 букв

Мораль коммунистическая - совокупность жизненных принципов и нравственных норм, исходящих из идеалов коммунистического об-ва. Объективным критерием М. к. является поэтому все то, что способствует утверждению коммунистического об-ва и реализации коммунистического идеала. Принципы М. к. составляют моральный кодекс строителя коммуниз-, ма. Осн. из них - преданность делу коммунизма, умножение трудом общественных богатств, сознание общественного долга, коллективизм, гуманизм, интернационализм. Начальной исторической формой М. к. была революционная мораль рабочего класса, сформировавшаяся еще в рамках капиталистического об-ва. Хотя она была полностью подчинена классовой борьбе пролетариата и противопоставила себя господствующей морали эксплуататоров, пролетарская мораль вобрала в себя осн. общечеловеческие моральные нормы, выработанные народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравст-. венными пороками. Вместе с тем рабочий класс выдвинул и собственные нравственные нормы, такие, как классовая солидарность, интернационализм и коллективизм. С победой социализма из классовой морали пролетариата М. к. превращается в нравственный закон об-ва в целом; принципы ее обогащаются новым содержанием и распространяются на все сферы общественной жизни. Т. обр., М. к. - это высшая ступень нравственного прогресса человечества. Нормы М. к. не ограничиваются рамками поведения людей: они действенные факторы преобразования об-ва, влияющие на формирование коммунистических общественных институтов, на весь ход общественного развития. Всеобщее распространение норм М. к., поведение человека в соответствии с осознанным общественным долгом постепенно сделают излишними мн. звенья законодательного и административного регулирования отношений между личностью и об-вом, приведут к утверждению полной свободы личности. Естественная замена кодекса законов и форм администрирования нормами М.к. будет революцией в истории нравственности. В настоящее время нормы М.к. в процессе своего распространения и утверждения сталкиваются с некоммунистическими нравственными нормами в двух планах: внутри социалистического об-ва, где старые, отжившие нормы существуют как пережитки прошлого, как результат несоблюдения действующих в об-ве законов и их нарушений, порождающих аморальные поступки и преступления; вне социалистического об-ва М. к. противостоит морали буржуазного об-ва. В этой сложной борьбе и созидании М. к. формируется как будущая мораль всего человечества (Мораль, Этика).

Мораль коммунистическая

Мораль (лат. mores - нравы, moralis - нравственный) - санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно-идеологический и социально-практический аспекты. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму - поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не «жесткий», однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть «первичная клеточка» («первоэлемент») нравственности.

Основная функция морали - обеспечение исторической дееспособности общества (класса, группы), согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов.

Поскольку порождаемый частной собственностью социальный антагонизм делает такое согласование в принципе невозможным, в частнособственнических формациях мораль приобретает отчужденный характер, что выражается в обостряющихся противоречиях между пропагандируемыми господствующими классами нравственными ценностями и нравственной практикой, моралью «для себя» и моралью «для других», в нравственном фарисействе, ханжестве, лицемерии. Эти черты и тенденции нравственной жизни эксплуататорского, особенно современного буржуазного общества проявляются и в других сферах его жизнедеятельности, в частности в политике, создают коллизию моральных и эстетических ценностей, характерную для реакционного искусства.

Однако уже в условиях эксплуататорского строя зарождаются и формируются наряду с классовыми и общечеловеческие моральные ценности, выражающие потребности, интересы прогрессивных классов, и прежде всего трудящихся масс. Пролетарская, а при социализме коммунистическая мораль есть наиболее полное и последовательное воплощение прогрессивных тенденций нравственного развития человечества.

М. к. представляет собой одно из проявлений идейно-политического и нравственного единства социалистического общества, его движения к социальной однородности. Основные принципы М. к., сформулированные в моральном кодексе строителя коммунизма, характеризуют главные достижения и цели , черты нравственного облика, свойственные передовой части социалистического общества и формируемые в практике коммунистического строительства у всех его членов. В ряде этих черт (преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, дружба и братство народов СССР, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами) нашло выражение свойственное социалистическому обществу единство морального и идейно-политического воспитания, нравственности и политики.

По мере воспитания М. к., углубления в моральном сознании и практическом поведении советских людей, в их отношении друг к другу все в большей мере будет проявляться высокий идеалов коммунизма, гармония нравственности и красоты, внутренней и внешней культуры.

Развитие социализма связано с систематическим ростом значения нравственного фактора в жизни общества. Конкретно эта тенденция означает расширение сферы жизнедеятельности, где люди исходят преимущественно из моральных убеждений, ориентируются в первую очередь на нравственные ценности ( , взаимопомощь, долг, честь, достоинство и т. д.). Убеждения основываются на знаниях, однако не сводятся к ним. Убежденность - это такой уровень духовного (в частности, нравственного) развития человека, когда утверждение, реализация идеи становится высшим смыслом его жизни, причем не только в большом, но и в малом, во всех аспектах повседневного поведения.

Необходимость формирования именно убежденности, а не просто моральных знаний усиливается в современный период тем, что научно-техническая революция, возрастание интенсивности урбанизации и миграционных процессов влекут за собой существенное ослабление влияния на поступки людей традиционных факторов социализации: стабильной общественной микросреды, непосредственного (визуального) и заинтересованного социального контроля, традиций и обычаев. Нравственное регулирование в современных условиях все в большей степени превращается в саморегулирование, а социальный контроль - в самоконтроль. Что же касается традиций и обычаев, то есть большие возможности для повышения их значения и в системе М. к., однако эти возможности в должной мере еще не используются.

М. к. влияет на все стороны нашего образа жизни. При этом всюду моральный фактор проявляет себя прежде всего как ответственность, единство слова и дела. В. И. Ленин подчеркивал, что для коммуниста нравственность вся в «сплоченной солидарной дисциплине» и «надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (т. 41, с. 313, 318).

При социализме труд - высшее мерило достоинства и общественного престижа личности, основное средство ее нравственного развития и самоутверждения, проявления и моральности, а значит, и гражданственности, коммунистической сознательности, патриотизма и интернационализма. Причем, поскольку при социализме распределение по труду является наиболее справедливым способом распределения, постольку экономические мотивы трудовой деятельности в социалистическом обществе, по сути дела, не противостоят моральным, а находятся с ними в диалектическом единстве, что ярко проявляется в социалистическом соревновании, объединяющем в себе, с одной стороны, трудовое соперничество, с другой - взаимопомощь соревнующихся.

В свою очередь, нравственная мотивация труда дополняется и обогащается мотивами идейно-политическими (преданность делу коммунизма) и эстетическими (ощущение ритма, красоты трудового процесса, стремление работника воплотить в продукте труда свой эстетический идеал).

Взаимосвязь нравственных, идейно-политических и эстетических мотивов поведения характерна не только для труда, но и для всех других сфер жизнедеятельности людей. В частности, социальное регулирование отношения человека к природе исходит не только из принципа экономической целесообразности, но и из интересов сохранения наиболее ценных с исторической или эстетической точек зрения ландшафтов, заботы о нуждах будущих поколений, о животном мире («братьях наших меньших»).

Эффективность морального регулирования на современном этапе нашего развития во многом определяется также взаимодействием морали и права, особенно если речь идет о борьбе с антиподами коммунистической нравственности. Для преодоления этих пережитков необходимо использовать и убеждение, и принуждение, и воспитание словом, и строгую силу закона. Перед моралью и правом в социалистическом обществе стоят тождественные в своей основе социальные задачи. Это означает, что правовые нормы и санкции имеют большие морально-воспитательные последствия, а моральное регулирование взаимоотношений между людьми оказывает большое влияние на соблюдение ими правовых установлений.

Поэтому нравственное регулирование должно обязательно сочетаться и взаимодействовать с другими формами регулирования человеческой жизнедеятельности, и прежде всего с правом. По мере дальнейшего движения социалистического общества к коммунизму роль морали в решении экономических и социальных проблем будет неуклонно возрастать. К ней перейдет ряд функций, выполняемых современными политическими, правовыми и социально-административными институтами. Однако этот процесс предполагает не ослабление, а укрепление этих институтов в настоящее время, ибо их деятельность является одним из главных источников формирования нравственной культуры населения, важным средством повышения эффективности и качества нравственного воспитания трудящихся.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Мораль коммунистическая" в других словарях:

    МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - см. Мораль(раздел Коммунистическая мораль), Моральный кодекс, Коммунистическое воспитание, Коммунистический труд, Этика. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия

    МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - высш. ступень историч. развития морали. М. к. одна из сторон коммунистич. идеологии и образа жизни. Имеет свои истоки и начало в революц. морали пролетариата, получает дальнейшее развитие в М. строителей социалистич. и коммунистич. общества. М. к … Атеистический словарь

    МОРАЛЬ РЕЛИГИОЗНАЯ - мораль, выдвигаемая и освящаемая к. л. религией. Если учесть историч. многообразие религий и тот факт, что в эксплуатат. об ве мораль обычно облекалась в религ. оболочку, то М. р. включает в себя самые разные, несовместимые нравств. воззрения.… … Атеистический словарь

    Мораль - (лат. moralis нравственный, от mos, множественное число mores обычаи, нравы, поведение) нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных… … Большая советская энциклопедия

    мораль - , и, ж. Совокупность принципов и норм поведения людей, нравственность. == Коллективистская мораль. РЯНШ, 1986, № 7, 4. * Социалистическая мораль. ◘ Советская культура неразрывно связана с новой, социалистической моралью. Жаковщиков, 167 … Толковый словарь языка Совдепии

    См. Идеология коммунистическая. Коммунистическая культура См. Культура коммунистической формации. Коммунистическая мораль См. Мораль коммунистическая … Научный коммунизм: Словарь

    МОРАЛЬ - (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

    КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ - (орал, формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической общественно экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально… … Словарь по этике

    МОРАЛЬ - (лат. moralis нравственный; mores нравы) предмет изучения этики; форма общественного сознания, обвдественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком об ве действия громадного множества людей должны быть… … Словарь по этике

    Прокофьев, Василий Иванович - (19.06.1909 29.08.1987) спец. в обл. науч. атеизма и этики; д р филос. наук, проф. Род. в с. Неверкино Пензенской обл. В 1928 поступил в Саратовский ун т на ф т обществ. наук. В 1930 перевелся в Моск. агро пед. ин т, к рый и окончил в 1932. С… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Белое на черном , Рубен Давид Гонсалес Гальего , Рубен Давид Гонсалес Гальего, русский писатель, внук генерального секретаря Коммунистической партии Испании, на опыте своей жизни в советской России, большая часть которой прошла в интернатах… Категория:

В наши дни, в период развернутого строительства коммунизма, роль морального фактора вообще и в семейной жизни, в частности, неизмеримо возрастает.

Все большее значение в регулировании взаимоотношения людей приобретает сила общественного мнения.

Взаимоотношения людей осуществляются в определенной социальной обстановке, в обществе, коллективе, семье. И эти взаимоотношения регулируются множеством правил, принципов, традиций, обычаев.

Есть правила, которые опираются на силу государственного принуждения. Это так называемые правовые нормы. Они закреплены в государственных законах. Человек, нарушающий эти нормы и законы, привлекается к суду, его подвергают наказанию.

Но есть еще правила, которые опираются на силу общественного мнения. Это так называемые моральные нормы. Одни поступки и действия одобряются и считаются нравственными, другие же, являясь недостойными, безнравственными, заслуживают осуждения.

Слово «мораль» происходит от латинского слова moralis, т. е. нравственный. Таким образом, мораль и нравственность - понятия идентичные, одинаковые. К ним близко стоит слово «этика», что в переводе с древнегреческого означает характер. Этика - это учение о морали, а точнее, система норм нравственного поведения людей.

Совокупность правил и принципов, регулирующих обязанности и поведение людей по отношению друг к другу и к обществу, поддерживаемых силой общественного мнения, внутреннего убеждения, представляет собой мораль.

Развиваясь и изменяясь вместе с развитием и изменением общественного строя, мораль является исторической категорией. В обществе, разделенном на антагонистические классы, нет единой для всех морали. Она является классовой моралью, отражая тем самым интересы того или иного класса. Мораль, существуя в конкретных социальных условиях, неразрывно связана с политикой, идеологией.

Мораль, нравственность являются одной из нормативных форм общественного сознания наряду с такими, как политика, право, наука, философия, искусство, религия. Все эти формы оказывают влияние на развитие нравственности, Но основной определяющей причиной ее развития является изменение экономического базиса.

В процессе строительства коммунизма вместе с ростом производительных сил и коренными изменениями, происходящими в материальном производстве, преобразуется также и вся духовная жизнь общества, меняется сам человек, формируется его коммунистическое мировоззрение.

Становление и утверждение нового мировоззрения, новой морали происходят в борьбе с мировоззрением, моралью старого, буржуазного общества. Сопротивление пережитков прошлого, старых традиций бывает порой еще достаточно велико. В ходе борьбы с социальным гнетом, несправедливостью, нравственными пороками наша мораль обогащается новым содержанием. Сущность коммунистической морали с исчерпывающей ясностью сформулирована В. И. Лениным. Выступая с речью на III съезде комсомола в 1920 г., Владимир Ильич говорил:
«Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.

Для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует; это - обман.

Нравственность - это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.

В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма».

Эти ленинские положения определяют политическую целенаправленность нашей морали и должны учитываться при оценке морального облика каждого человека.

Вопросы коммунистической морали получили свое дальнейшее научное развитие и обобщение в новой Программе КПСС.

Впервые в истории общественных отношений в Программе сформулирован моральный кодекс строителя коммунизма. Кодекс стал практическим руководством к действию.

Что же представляет собой этот моральный кодекс, призванный сыграть большую роль в воспитании строителя коммунизма?

Прежде всего все положения кодекса исходят из ленинского тезиса, что в основе коммунистической нравственности лежит борьба за завершение строительства коммунизма.

Кодекс в обобщенном и концентрированном виде включает этические воззрения и моральные требования, которые исторически выработали прогрессивные общественные силы, рабочий класс и его коммунистическая партия в ходе классовой революционной борьбы и социалистического строительства. Это - свод важнейших нравственных принципов, отражающих благородство, гуманность, справедливость созидаемого нами коммунистического общества. В кодексе отражены лучшие качества передовых советских людей. Этими качествами должен обладать каждый человек.

Чтобы достигнуть нравственного совершенства, ни в коем случае нельзя ограничиваться одним лишь заучиванием изложенных в кодексе нравственных принципов. Они должны стать собственными привычками, убеждениями человека, содержанием его характера и совести.

Требуется систематическая, повседневная работа над собой, самовоспитание, самокритическая оценка своего поведения, восприятие положительного примера.

Если твое поведение в быту и на работе, в коллективе мешает продвижению общества вперед и если ты служишь старым отживающим силам, то ты поступаешь аморально, безнравственно, твое поведение достойно осуждения.

Но если ты видишь свои промахи и активно их исправляешь, борешься с недостатками, содействуешь всему прогрессивному, являешься носителем нового быта, то твое поведение является нравственным, достойно подражания и поощрения.

Каждый из нас должен задуматься над своим личным поведением, своим отношением к людям. А эти отношения выражены прекрасными словами: «Каждый за всех, все за одного», «Человек человеку - друг, товарищ и брат». Сколько в этих словах подлинного гуманизма, уважения к человеку, к его достоинству! Надо чаще задумываться над тем, что необходимо сделать для того, чтобы искоренить имеющиеся еще пороки прошлого и развить нравственные качества в соответствии с нашим кодексом и идти в ногу с жизнью к коммунизму.

Жить и работать по-коммунистически - таков девиз советских людей, нашей молодежи. Такой нравственный идеал отражает самую прогрессивную тенденцию развития нашего общества.

Моральный кодекс строителя коммунизма- систематизированный единый свод моральных принципов и основных норм нравственности,выражающий сущность нравственного воспитания членов развитого социалистического общества. Он содержит основные нравственные аспекты отношений личности к социалистическому обществу, социальным общностям людей, человека к человеку, к трудящимся других стран. М. к. с. к. знаменует большие достижения социалистического общества в области нравственного воспитания советских людей, формирования социалистических нравственных отношений. В условиях зрелого социализма нравственные ценности социализма стали господствующими в системе нравственных отношений членов общества.Вместе с тем роль нравственных начал в общественной жизни приобретает все большее значение, все более возрастает роль нравственного воспитания. Вся работа по нравственному воспитанию призвана обеспечить,чтобы каждый советский человек неукоснительно следовал требованиям и нормам М. к. с. к., активно осуществлял их в личной и общественной жизни. Одно из важных направлений этой работы - нравственное воспитание молодого поколения. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко отмечал, что «главное в деле воспитания и обучения молодежи Ленин видел в формировании коммунистической нравственности. И нужно ярче раскрывать подлинный гуманизм нашей коллективистской морали, вести неотступный бой против бездуховности, эгоизма, мещанства, против любых попыток протащить в нашу среду чуждые взгляды и нравы. В борьбе за социализм и коммунизм на нашей стороне всегда был и есть несомненный моральный перевес. И сегодня нравственная сила советского общества - одно из важных условий наших успехов». Превращение принципов морального кодекса в нормы поведения всех трудящихся предполагает активную работупо формированию и укреплению коммунистической нравственности во всех сферах общественной жизни, во всех организациях и трудовых коллективах, в социалистическом обществе в целом.Речь идет и о дальнейшем совершенствовании объективных условий нравственного воспитания и всех направлений идеологической работы, повышении эффективности форм, средств и методов воспитания коммунистической морали, полном преодолении всех ее антиподов, остатков частнособственнической морали. Совершенствование объективных условий нравственного воспитания означает дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений, непрестанную заботу об улучшении системы управления производством и активном воздействии на происходящие социальные процессы, повышение уровня материального благосостояния людей, улучшение их жилищно-бытовых условий. Отмечая большую роль социальных обстоятельств в воспитании людей, Маркс писал: «Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое... Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными». Создание здорового нравственного климата в трудовых коллективах, воспитание у каждого труженика глубокого понимания нравственного долга, борьба с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, со всякого рода отступлениями от принципов и норм морального кодекса - таковы некоторые из направлений принципов коммунистической морали, разъяснение сущности норм нравственности, доведение до сознания людей непосредственных задач в области нравственных отношений,информирование о конкретных фактах практического проявления высокой нравственной культуры людей, применение критики и самокритики и др. Эффективным направлением нравственного воспитания советских людей является соединение обучения с практической деятельностью. Партия настойчиво проводит линию на то, чтобы люди глубоко освоили нравственные ценности социалистического общества и настойчиво утверждали их во всех его сферах, чтобы они активно участвовали в коммунистическом строительстве, своими практическими делами способствовали полному проявлению принципов М. к. с. к.

Формулирующая и утверждающая принципы жизни, соответствующие условиям коммунистической социально-экономической формации; высшая ступень в развитии морали человечества. Будучи закономерным результатом предшествующего социально-исторического и духовного прогресса человечества, К. н. синтезирует достижения моральной культуры прошлых столетий и одновременно несет в себе принципиально новое содержание, отражая качественно иные законы жизни в условиях социалистического и коммунистического об-ва.

К. н. включает и развивает «основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» («Программа КПСС», с. 119). Вместе с тем она с самого начала противопоставляет себя господствующей морали капиталистического об-ва, в к-рой признаются естественными и законными социальное неравенство, эксплуатация, антагонизм между людьми, связанные с существованием частной собственности (Буржуазная мораль , Религиозная мораль ).

Первой исторической формой К. н. является революционная мораль пролетариата, к-рая формируется еше в условиях капиталистического об-ва в процессе сознательной борьбы рабочего класса за свое освобождение. Эта нравственность, как указывает В. И. Ленин, «подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» (т. 41, с. 309). Она «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (там же, с. 311).

В борьбе за свои права, говорил В. И. Ленин, «рабочий класс поднимается вместе с тем и морально» (т. 21, с. 319), проявляет, по словам Ф. Энгельса, «свои самые привлекательные, самые благородные, самые человечные черты» (т. 2, с. 438), С победой социалистической революции, по мере развития новых отношений между людьми во всех областях общественной жизни принципы К. н обогащаются по содержанию, сфера их действия распространяется на самые различные стороны бытия человека.

С установлением нового строя создаются объективные предпосылки для осуществления принципа коммунистического отношения к труду и общественной собственности (Отношение к собственности ), для развития новых форм быта и отношений в семье (Быта нравственность , Брачно-семейная мораль ). Иными словами, из нравственного руководства в революционной борьбе для наиболее сознательной части пролетариата К, н. превращается в закон повседневной жизни об-ва в целом (Правила социалистического общежития ), из классовой перерастает в общенародную.

С построением социалистического об-ва классовая борьба в сфере морали еще не заканчивается, она лишь приобретает новую форму борьбы с пережитками буржуазной морали, форму коммунистического воспитания масс. В период строительства коммунизма перед социалистическим об-вом, перед Коммунистической партией и всем народом возникают новые моральные задачи, связанные с расширением сферы действия нравственного начала в социальной жизни, К трудящимся предъявляются все более высокие моральные требования.

Осн. из них сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма. И наконец, наиболее полное и всестороннее развитие и осуществление принципы К. н. получат в коммунистическом об-ве. Практическое проведение в жизнь принципов К. н. означает осуществление высшей меры гуманизма , справедливости и равенства в отношениях между людьми, что обусловлено самой природой социалистического и коммунистического строя. В процессе утверждения коммунистических отношений полностью преодолевается присущее всякому классовому об-ву противоречие между человеком и обществом .

Впервые «самобытное и свободное развитие индивидов перестает быть фразой» (К. Маркс и Ф. Энгельс , т. 3, с. 441); вместе с тем «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (т. 4, с. 447), Положение К. н., что «только в коллективе возможна личная свобода», находит конкретное выражение в принципе коллективизма . Этот принцип предполагает сознательное и добровольное объединение людей для осуществления их общих целей, в к-ром наиболее полно и разносторонне развивается личность каждого (Всестороннее, целостное развитие личности ).

В условиях социализма, когда еще сохраняется различие общественных и личных интересов, принцип коллективизма требует приоритета первых над вторыми, если между ними возникает противоречие, Однако это противоречие может иметь лишь частный, преходящий характер, поскольку в своей основе интересы об-ва и личности находятся в единстве и постепенно сближаются в процессе построения коммунизма. Единство личных и общественных интересов обусловливает принципиально новое понимание самой природы нравственной деятельности человека.

Он служит об-ву, не подавляя свою собственную индивидуальную природу, а, напротив, утверждая свое подлинное человеческое назначение. Это значит, что К. н. кладет конец характерному для нравственных учений прошлого противопоставлению аскетизма и наслаждения, принципов любви и эгоизма , морали долга и добродетели , выполнения внешних обязанностей и следования личной совести (Деонтология ). Это единство общественного и личного обусловлено прежде всего характером социалистического и коммунистического труда, в к-ром человек служит об-ву и одновременно свободно осуществляет свои творческие способности, материальные и духовные потребности.

«...Добровольная производительная деятельность, - указывает Ф. Энгельс, - является высшим из известных нам наслаждений...» (т. 2, с, 351). То принципиально новое, что вносит К. и, в человеческую мораль, состоит также в высокой оценке нравственных возможностей человека. Всякая мораль прошлого, формулируя к.-л. требования к человеку, в конце концов была вынуждена признать, что они в значительной мере неосуществимы, их достижение представлялось лишь бесконечно удаленным идеалом, к-рому нет места в реальной жизни. Причину этого обычно видели в ограниченности и несовершенстве природы самого человека.

Лишь К. н., в к-рой вопрос об общественном и нравственном идеале решается в связи с преобразованием социальных условий жизни, способна поставить перед человеком цели, к-рые превосходят по своим масштабам все то, о чем помышляли моралисты прошлого, и одновременно практически достижимые усилиями самих людей. Вот почему К. н. отличается глубокой верой в исторические возможности и способности человека и высокой требовательностью к людям. Ее исторический оптимизм органически сочетается с подлинным уважением к человеку.

Причем коммунистический идеал - это не просто конечная цель, достижимая где-то в бесконечно отдаленном будущем, а совокупность вполне конкретных проблем и задач, к-рые должны решаться уже в совр. условиях социализма. Коммунистическая мораль создает для личности возможность достижения высшей нравственной свободы . Человек способен поступать с полным пониманием смысла тех моральных требований, к-рые он выполняет, на основе глубокой внутренней убежденности.

Эта нравственность именно потому, что она отвечает коренным интересам людей, опирается на их собственную сознательность, требует от каждого высокой идейности, принципиальности, враждебна всякому догматизму и формализму. Ее принципы невозможно свести к набору прописных истин, косных канонов; они основываются не просто на общепринятой