Кран-букса для смесителя: секреты замены и восстановления работоспособности. Ремонт керамического кран букса: необходимые инструменты и пошаговая инструкция Течет керамическая кран букса

Ни одно жилое помещение в городе невозможно представить без водопровода. Сегодня даже большинство частных домов деревень и сёл обеспечено (как минимум) холодной водой. И, без сомнения, каждый домашний мастер сталкивался с проблемой протечек или невозможности перекрыть кран. В сегодняшней статье поговорим о такой детали, как кран-букса для смесителя, которая является наиболее уязвимым узлом. Узнаем, каким образом её поменять, а когда можно отремонтировать, поговорим о видах механизмов и принципах их работы. Стоит также рассмотреть и пошаговую инструкцию производства ремонтных работ с подробным фотоотчётом.

Читайте в статье:

Кран-букса: что это такое и её назначение

Этим термином называют запорную арматуру водопроводного крана, дающую возможность регулировки напора. Для того чтобы было понятно даже домашнему мастеру, впервые об этом услышавшему, предлагаем несколько фото кран-буксы различных видов, о которых ниже расскажем более подробно.

Кран-букса для смесителя: принцип работы

Принцип работы запорного механизма зависит от его устройства, однако, функции все они выполняют одинаковые – возможность регулировки силы напора и температуры воды. Происходит это путём пережатия клапана различными способами. Разберём основные виды и размеры.

Виды и размеры кран-букс для смесителя

По видам запорные механизмы можно разделить на:

  • червячные;
  • керамические (их также называют дисковыми).

Однако это не единственное различие. Приобретая такие сантехнические изделия, следует знать типоразмер, который может быть на 1/2 или 3/8 дюйма.

Полезная информация! Независимо от того, червячный механизм был установлен или керамический, они могут быть взаимозаменяемыми. Единственный параметр ограничения в этом плане – типоразмер.

Червячная кран-букса: устройство и технические характеристики

Механизм представляет собой винтовой шток с резиновой или силиконовой прокладкой на конце. Поворачивая ручку крана, человек перекрывает либо открывает седловину подачи воды, тем самым регулируя поток. Первым признаком износа прокладки является гудение в определённых режимах открытия.


Подобная арматура недолговечна, хотя у неё есть свои преимущества:

  • стоимость значительно ниже керамики;
  • широкий ассортимент (спорный аргумент – сегодня ассортимент керамических изделий практически сравнялся с червячными);
  • возможность ремонта кран буксы с маховиком без финансовых вложений. При наличии подходящей резины прокладку легко вырезать самостоятельно.

Но более современная – это керамическая арматура. Разберём её преимущества.

Эксплуатационные характеристики керамической кран-буксы и её устройство

Такая арматура делается из латуни и керамики. В латунный корпус помещаются два отполированных диска из керамики с отверстиями. При повороте ручки на 90˚ один диск смещается, отверстия совпадают. Чем меньше совпадение, тем, соответственно, меньше напор поступающей воды. Диски в латунном корпусе фиксируются силиконовой прокладкой.

Мнение эксперта

Инженер-проектировщик ВК (водоснабжение и канализация) ООО "АСП Северо-Запад"

Спросить у специалиста

“Основным отличием этих механизмов является то, что у лепесткового вентиль поворачивается лишь на 90˚, в то время как червячный приходится вращать на 3−4 оборота”.


Преимуществами данного типа механизмов является:

  • бесшумная работа;
  • долговечность;
  • отсутствие необходимости прилагать усилия для открытия или закрытия.

Есть здесь и недостатки, не упомянуть о которых нельзя:

  • более высокая стоимость;
  • требования к воде (песок и другие мелкие частицы могут вывести кран-буксу из строя). Поэтому при монтаже таких механизмов имеет смысл установить фильтр.

Отличия импортной запорной арматуры от отечественной

По внешнему виду отечественную керамическую кран-буксу от импортной отличить можно по маховику. У отечественного он квадратный, а у импортного имеет шлицы на 20 или 24 риски. Если их разобрать, то сами лепестки также будут отличаться. Керамические пластины имеют по одной прорези в половину лепестка. У импортных будет по 2 отверстия в форме треугольника, расположенных друг против друга. Это имеет значение при производстве ремонта.



Замена кран-буксы в смесителе: насколько это сложно, и каков алгоритм работы

Первое, что стоит сделать, – это подготовить необходимый инструмент. Запорную арматуру логичнее приобретать после демонтажа старой кран-буксы. Возможно, купить будет нужно не механизм, а ремкомплект, что значительно дешевле. Разберёмся с инструментом.

Какой инструмент необходим для работы

Для работы домашнему мастеру понадобится минимум инструментов – разводной ключ и обычная (фигурная) отвёртка. Причём усилий для замены прилагать практически не придётся – с работой справится даже школьник. Однако есть несколько существенных нюансов.

Замена вышедшей из строя арматуры: пошаговая инструкция

Первое, что необходимо сделать перед тем, как выкрутить кран буксу из смесителя, – перекрыть аварийный кран. Если в квартире он не функционирует, скорее всего, придётся вызвать дежурную бригаду слесарей, чтобы они перекрыли подачу воды на весь стояк. Ну а с алгоритмом последующих действий мы разберёмся на фотопримерах.

Иллюстрация Выполняемое действие
Первое, что нам требуется, – это снять декоративную заглушку. Это можно сделать при помощи отвёртки, ножа или, как в нашем случае, универсального ключа.

Далее при помощи отвёртки выкручиваем винт, который утоплен в «барашек» и скрыт декоративной крышкой.

Теперь «стакан». Здесь достаточно приложить небольшое усилие руки. Не стоит браться за ключ – стакан довольно хрупок.
Вот мы и добрались до самой кран-буксы. Её чаще всего приходится выкручивать с большим усилием. Если это не получается, можно налить на соединение 70% уксус и подождать 3−5 мин. Это должно помочь.

Как видим, наша запорная арматура вывернута – можно ехать в магазин за новой. При этом лучше взять с собой и вентиль для подбора подходящего механизма по шлицам (если арматура импортного производства).

Мы приобрели схожее по всем параметрам изделие – можно начинать обратную сборку.

Закручиваем кран-буксу на место при помощи ключа. Не стоит слишком усердствовать, лучше впоследствии немного подтянуть. В противном случае может лопнуть смеситель, а это уже совсем другие затраты времени и финансов.

Производим те же действия в обратном порядке – накручиваем декоративный стакан…
…и зафиксировав «барашек» винтом, устанавливаем на место декоративную пробку.

Осталось подать давление, открыв аварийный кран, и проверить работоспособность заменённого элемента. Как видите, у нас всё в порядке, вода не капает.

Редакция сайт надеется, что после столь подробного фотоурока вопрос, как поменять кран-буксу в смесителе, перестанет быть сложным даже для начинающих домашних мастеров.

Важно! Если речь идёт о червячном механизме, перед установкой нового изделия его нужно полностью вывернуть. В противном случае возникает риск неровного прилегания к седловой части смесителя, что приведёт к «закусыванию» резиновой прокладки и её порче. После того как кран-букса затянута, можно закрыть кран и подать давление воды.

Ремонт кран-буксы смесителя своими руками: экономим на покупке новой арматуры

Ремонт подобных механизмов довольно прост, однако следует понимать, что он не всегда возможен. Попробуем разобрать пошагово наиболее частые поломки, подлежащие ремонту.

Ремонт кран-буксы с керамическими пластинами

Иллюстрация Выполняемое действие

О демонтаже говорить не будем, всё было подробно описано. Перед нами ремонтопригодная кран-букса. Частые проблемы – начала капать вода, и вращение стало более тугим.

Подкапывать начинает по причине этой прокладки, которая со временем проседает и перестаёт плотно прилегать к седловой части смесителя.

Разбираем запорную арматуру. Снимаем прокладку, под которой находятся керамические пластины…

… и демонтируем стопорное кольцо. Сделать это несложно, поддев его плоской отвёрткой.

Теперь легко постукивая рукояткой отвёртки по шлицевой части, выдавливаем керамическую пару из латунного корпуса.

Начинаем решение проблемы сложного поворота. Для этого очищаем от ржавчины металлические части и промазываем машинным маслом или литолом резиновые уплотнительные кольца.

Переходим к керамической паре. На внутренней части наклеим 2 слоя изоленты, предварительно просушив поверхность.

При сборке наш импровизированный уплотнитель будет находиться вот здесь. Сборку производим в обратном порядке.

Обратите внимание, что в корпусе есть специальные пазы, куда должны попасть выступающие части пластин.

Остаётся лишь прижать керамическую пару силиконовой прокладкой и поставить на место стопорное кольцо на штоке. Ремонт керамической кран-буксы завершён.

Важно! Если при разборке заметно, что пластины неплотно прилегают (не прилеплены друг к другу), то придётся приобрести ремкомплект. В нём будет и новая силиконовая прижимная прокладка.

Поломки, требующие замены кран-буксы

Если при демонтаже или разборе заметны повреждения металлических деталей (сколы, трещины), то никакой ремонт здесь не поможет. Покупаем новую запорную арматуру, идентичную снятой, и устанавливаем. Вопрос, как починить такую кран-буксу, уже не стоит, − только замена.

Замена резиновой прокладки кран-буксы червячного типа

Здесь при отсутствии видимых трещин и сколов можно обойтись без похода в магазин. После демонтажа арматуры поддеваем отвёрткой прокладку внизу штока, вырезаем идентичную из резины или толстой кожи и вдавливаем новую вместо старой. Всё элементарно и просто.


Цены на кран-буксы для смесителей на российском рынке

Цены на прилавках России на подобные изделия различны – всё зависит от производителя. Наибольшей популярностью пользуются кран-буксы для смесителей «Vidima». Но спроса не теряют и дешёвые китайские изделия. Рассмотрим несколько вариантов с некоторыми характеристиками и стоимостью, по состоянию на апрель 2018 года.

Маркировка, модель Страна произво-дитель Max темпе-ратура, ˚С Max давление, бар Средняя стоимость (по состоянию на апрель 2018 г.), руб.

1/2″ 8х20

Китай 90 12 95

3/8″ 8х24

Китай 90 12 81

Россия 75 12 480

Китай 90 1,5 159

Это изделия в низком ценовом диапазоне. Если брать немецкую фирму «Groh», то стоимость арматуры этого бренда доходит до 4000 руб.

Подведём итог

Рано или поздно каждый сталкивается с необходимостью замены запорной арматуры на смесителях в квартире. Так, стоит ли платить специалистам за работу, если её несложно выполнить самостоятельно? И не факт, что приглашённый профессионал заменит кран-буксу на смесителе лучше, чем сам домашний мастер. Ведь для себя всегда делаешь «с душой». Единственное, что хотелось бы напомнить в заключение. Не спешите приобретать арматуру, не разобрав и не отревизировав стоящую на данный момент. Это поможет сэкономить, что в наше время немаловажно.


Современные вентильные краны и смесители являются довольно надёжными и долговечными устройствами, однако работа в тяжёлых условиях нередко приводит к их неисправностям. Основной причиной поломки является износ деталей кран-буксы - главного узла бытовой запорной арматуры. Хоть это устройство сегодня легко можно найти в торговой сети, спешить тратить деньги не стоит. Кран-букса имеет простую конструкцию, что позволяет отремонтировать смеситель своими силами.

Кран-буксы: особенности устройств и типичные неисправности

Кран-буксой называется самый важный и ответственный узел любого вентильного смесителя, благодаря которому удаётся быстро включать или перекрывать подачу воды. Именно этот нехитрый механизм позволяет регулировать величину протока и тем самым устанавливать нужную нам температуру и напор. Основой запирающего устройства является шток с уплотнительными элементами, установленный внутри металлического корпуса с резьбовой частью.

В зависимости от размера резьбовой части, бывают кран-буксы диаметром 1/2 и 3/8 дюйма

О поломках кран-буксы свидетельствуют следующие неисправности:

  • течь из крана при закрытом вентиле;
  • утечка воды из-под маховика;
  • ослабление силы струи;
  • «рывки» и «удары» при включении напора;
  • отсутствие фиксации вентиля в крайних положениях.

И если даже кран работает нормально, но после включения напора трубы начинают шуметь и грохотать - в этом также может быть виновата крановая букса.

Разновидности и конструкция запорных устройств

Сегодня рынок сантехнического оборудования предлагает бытовую сантехническую арматуру с кран-буксами двух типов:

  • с резиновой манжетой,
  • с керамическими вкладышами.

Чтобы понять, с каким именно смесителем вы имеете дело, достаточно отвернуть маховик. Краны первого типа предполагают многократное вращение вентиля, тогда как вторые открываются за половину оборота.

Кран-буксы с резиновым уплотнителем

Устройства с резиновой вставкой называют ещё червячными по причине наличия в них червячной пары. Работает узел с резиновым уплотнителем очень просто. При вращении маховика резьбовая передача перемещает шток с эластичной шайбой, благодаря которой тарелка клапана плотно прижимается к установленному в корпусе смесителя седлу - поток воды прекращается. При отворачивании маховика в другую сторону между деталями клапана появляется зазор, через который жидкость выходит наружу.

Кран-букса работает благодаря червячной передаче и эластичной уплотняющей манжете

Величина протока регулируется шириной щели между тарелкой и седлом . Червячная передача выбрана здесь неслучайно - благодаря ей удаётся достичь перемещения штока на доли миллиметра, что позволяет очень точно установить требуемый напор. Поломки кран-букс с резиновой шайбой чаще всего происходят вследствие износа эластичного уплотнителя. Вторая неисправность чаще всего случается из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к маховику, и намного реже - по причине естественного износа резьбовой части. Обычно поломка червячной передачи случается вскоре после выхода из строя резиновой манжеты - для того, чтобы перекрыть кран, приходится с большим усердием вращать вентиль.

Преимущество устройств с резиновым уплотнением в невысокой цене. Кроме того, прохудившуюся прокладку при необходимости можно легко заменить. Что касается недостатков, то он один - рано или поздно, но протечка случится. Всё зависит от плотности и износостойкости резины, из которой изготавливается уплотнительная шайба.

Крановые буксы с керамической парой

Сегодня на смену кран-буксам с резиновой прокладкой пришли запорные узлы с керамическими вставками. Именно благодаря более износостойким деталям такие устройства являются более надёжными и долговечными.

Керамические крановые буксы являются надёжными и долговечными устройствами

В основе конструкции керамической вентильной буксы лежит корпус с неподвижно закреплённым керамическим диском, в котором есть несколько отверстий. Второй износостойкий диск имеет такие же проёмы и установлен на поворотном штоке. Отвернув на пол-оборота вентиль, совмещают отверстия на обеих пластинах и открывают воду. Благодаря тому, что диски плотно прижимаются друг к другу, жидкость проходит только по предназначенному для этого каналу. Чтобы отрегулировать или перекрыть поток, достаточно немного повернуть маховик. При этом отверстия совмещаются частично или взаимно перекрываются.

Достоинства кран-букс с керамическими деталями в их долговечности и удобстве, ведь для включения воды «на полную» не требуется многократное вращение вентиля. Минус - относительно высокая стоимость и чувствительность к наличию примесей. Последний фактор вынуждает устанавливать фильтр очистки воды.

Всё о ремонте керамической кран-буксы для смесителя

Поломки запорных механизмов с керамическими вкладышами случаются по нескольким причинам:

  1. Повреждение уплотнительных элементов. Даже в самом современном смесителе для герметизации используются резиновые и силиконовые кольца, которые со временем изнашиваются или теряют эластичность. По этой причине случаются протечки из-под вентиля или течь воды из крана.
  2. Попадание частиц мусора между керамическими дисками. Из-за сторонних предметов поверхности рабочих пластин неплотно примыкают друг к другу. В щель проникает вода, поэтому полностью перекрыть кран не удаётся. Если подобную неприятность не устранить вовремя, то на дисках появляются риски и царапины, которые ещё больше усугубляют положение дел.
  3. Выработка в паре шток-корпус. Случается из-за естественного износа и происходит нечасто. Эта неисправность неустранима, поэтому придётся заменить кран-буксу в сборе.
  4. Износ керамических пластин. Такая поломка случается редко и происходит чаще всего по причине плохого качества водопроводной воды. Для восстановления работоспособности кран-буксы понадобится ремкомплект, в который входят износостойкие диски такого же типа и размера.

Чтобы узнать причину неисправности, смеситель необходимо демонтировать и разобрать. Но перед этим необходимо подготовить инструмент и перекрыть водоснабжение.

Конструкция кран-буксы с керамическими дисками

Прежде чем приступать к работе, следует ознакомиться с конструкцией виновника неприятностей.

Работоспособность керамической кран-буксы обеспечивает пара керамических пластин с отверстиями

Обычный запирающий узел с пластинами из керамики представлен на рисунке и состоит из следующих деталей:

  • корпус;
  • поворотный шток с уплотнительными кольцами;
  • скоба или стопорное кольцо;
  • верхний (регулировочный) керамический диск;
  • нижний (входной) керамический диск;
  • уплотнительная прокладка.

Кроме этого, некоторые модели кран-букс снабжаются шайбами скольжения, шумогасителем и другими деталями, облегчающими эксплуатацию и делающими использование смесителя более комфортным. Для изготовления металлических элементов чаще всего используется латунь, обладающая высокой коррозионной устойчивостью и износостойкостью.

Что понадобится в работе

Для разборки вентиля и замены изношенных деталей понадобятся:

  • ключи - газовый и разводной;
  • пассатижи;
  • набор отвёрток с плоским жалом;
  • ключ накидной - размер «на 17».

Ещё может понадобиться фум-лента, которую используют для герметизации резьбовых соединений, и консистентная водостойкая смазка. Что касается деталей для ремонта, то заранее подготовить всё необходимое для замены, скорее всего, не получится. Это можно сделать только в том случае, если есть полная уверенность, что ремонтный комплект подойдёт именно для такого крана. В большинстве же случаев определить, что является причиной протечек, можно только после разборки вентиля.

Извлечение запорного механизма

Снятие неисправного узла со смесителя выполняют в следующем порядке:

  1. Демонтируют маховик вентиля. Чаще всего стопорный винт, которым эта деталь удерживается на штоке, спрятан под пластиковой декоративной заглушкой. Чтобы до него добраться, необходимо извлечь пробку, поддевая её ножом. Винт выворачивают полностью, после чего снимают маховик. Иногда эта деталь устанавливается с небольшим натягом, поэтому может понадобиться небольшое усилие.

    Маховик вентильной буксы крепится винтом, скрытым за пластиковой заглушкой

  2. Используя разводной или газовый ключ, откручивают декоративную накладку крана (фартук), которая закрывает доступ к вентилю. Нередко в местах резьбовых соединений образуется окись, препятствующая разборке. Если приложенной силы недостаточно, то детали можно нагреть при помощи строительного фена или отмочить резьбу, воспользовавшись уксусом.

    Декоративную гайку снимают с предельной осторожностью, иначе можно оставить царапины на её блестящей поверхности


    Чтобы не повредить декоративный фартук при отворачивании, следует обернуть деталь куском плотной ткани. Подобная прокладка между ключом и деталью убережёт блестящую никелированную поверхность крана от царапин.

  3. Получив доступ к буксе, её снимают. Для этого используют разводной ключ, которым устройство выкручивают в направлении, противоположном движению часовой стрелки.

    Для снятия кран-буксы используют разводной ключ

После демонтажа все резьбовые части смесителя прочищают щёткой по металлу и промывают. После этого приступают к осмотру и выявлению неисправных деталей. Если устройство отремонтировать невозможно, то принимают решение о полной замене вентиля. Сборка проводится в обратном порядке, с деликатной затяжкой. Лучше всего кран-буксу по максимуму завернуть руками, а затяжку ключом начинать, немного отвернув кран подачи воды. Как только течь из-под вентиля прекратится, монтаж считают завершённым. При этом прокладка сжимается не до конца, поэтому при необходимости появляется возможность подтянуть соединение повторно.

Чтобы предотвратить образование накипи на резьбовых частях, их защищают при помощи консистентной водостойкой смазки. Это позволит легко разобрать кран в следующий раз.

Ремонт вентиля

Как и в кран-буксах с уплотнительными манжетами, в устройствах с керамическими вставками используется несколько типов прокладок. В большинстве случаев протечки случаются именно по причине их износа.

Замена прокладки в седле крана

Установленное на корпус вентильной части кольцо из плотной резины необходимо для герметизации кран-буксы. Со временем эта прокладка «садится» или теряет эластичность, что приводит к протечке. В отдельных случаях потеря герметичности связана со стопорным кольцом, удерживающим прокладку. Под действием влаги оно разрушается и повреждает резиновый элемент. В любом случае повреждённые части придётся заменить.

Прокладка в седле крана служит для устранения течи между кран-буксой и корпусом смесителя

Разборка запорного устройства не понадобится, достаточно только вытащить его из седла. Прежде чем поставить новую прокладку на место, её следует покрыть тонким слоем водостойкой смазки . Если же подходящего уплотняющего элемента под рукой не оказалось, то временно решить проблему поможет сантехнический силиконовый герметик. Его наносят тонким слоем на старую прокладку и дают подсохнуть.

После разборки смесителя следует внимательно осмотреть седло крана. Причиной потери герметичности могут служить трещины или большие раковины на корпусе вентиля - в этом случае простой заменой прокладки не обойтись, придётся менять смеситель в сборе.

Замена прижимной шайбы

Второй прокладкой, которая изготавливается из таких материалов, как фторопласт, полипропилен или капролон, компенсируются возможные зазоры между керамическими пластинами. В процессе работы прижимная шайба подвергается постоянным нагрузкам, которые способствуют её износу. В результате деталь истончается и не может прижимать перепускные элементы с прежним усилием, что приводит к появлению зазора, и, как следствие, просачиванию воды.

Фторопластовая шайба устраняет зазор между керамическими пластинами

Чтобы заменить повреждённую деталь, кран-буксу необходимо разобрать. Для этого удаляют стопорное кольцо, вынимают шток из корпуса и демонтируют пластиковую шайбу и износостойкие пластины. Перед сборкой поверхность деталей очищают и покрывают тонким слоем консистентной смазки.

Для фиксации штока в корпусе вентильной буксы используется стопорное кольцо или пружинная скоба

Если новую шайбу такого же размера найти не удалось, то для устранения неисправности наращивают толщину старой детали. Для этого на её поверхность наклеивают слой изоленты или подкладывают прокладку, вырезанную из прозрачной пластиковой упаковки.

Удаление инородных частиц

Иногда протечки вызваны попаданием между пластинами посторонних элементов, например, песчинок или частичек ржавчины. В этом случае для восстановления работоспособности смесителя кран-буксу извлекают и разбирают. После этого необходимо очистить и тщательно промыть все детали. Керамические пластины досконально осматривают. Если мусор оставил на их поверхности глубокие риски, то детали лучше заменить новыми, иначе в зазор между дисками может проникать вода.

Известняковый налёт и сторонние частицы способствуют усиленному износу керамических пластин

Если купить такие же керамические пластины негде, то можно попытаться отшлифовать их поверхность. Для этого понадобится мелкоабразивный порошок, который используют при притирке клапанов легковых автомобилей или для заточки инструмента. Чаще всего в его качестве используют оксид алюминия или карбид кремния с зернистостью не более 1200. Абразив смешивают с машинным маслом и наносят тонким слоем на кусок стекла. Шлифовку осуществляют многократными круговыми движениями диска по поверхности, при необходимости добавляя приготовленную пасту. После того как повреждения будут удалены, пластины притирают между собой, промывают, и, смазав водостойкой смазкой, устанавливают на место.

Ремонтируя кран-буксу, следует учитывать, что керамические диски притёрты одной стороной, поэтому переворачивать их во время сборки нельзя.

Что делать при повреждении металлических элементов

К неустранимым дефектам элементов запорного устройства относятся:

  • износ и поломки корпуса или штока кран-буксы;
  • сколы или трещины на поверхности керамических пластин;
  • повреждения резьбовых частей.

Если при разборке и осмотре деталей запорного устройства были обнаружены вышеуказанные недостатки, то крановая букса ремонту не подлежит - придётся заменить узел в сборе.

Видео: особенности ремонта керамической кран-буксы

Можно ли починить кран-буксу с резиновой прокладкой

Протечки в смесителях с червячными буксами случаются по нескольким причинам:

  • износ резьбовых частей;
  • повреждение резиновых прокладок;
  • дефекты, связанные с механическими повреждениями.

При чрезмерном изнашивании червячной передачи или появлении трещин на корпусе и штоке запорное устройство меняют полностью .

При просачивании воды между корпусом кран-буксы и смесителем следует заменить уплотнительное кольцо - работы проводят в полном соответствии с описанным выше алгоритмом. Если же начал течь сам кран, то следует заменить резиновую манжету, которая служит уплотнителем клапана.

Чаще всего восстановить работоспособность червячной кран-буксы удаётся заменой уплотнительной прокладки

Порядок замены следующий:


Перед сборкой смесителя будет нелишним сменить уплотнительное кольцо и пополнить смазку в червячной паре. Это позволит продлить срок службы запорной арматуры и отодвинуть момент следующего обслуживания.

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Снова «капает» кран? Керамика не помогла и вернулись старые проблемы? Давайте тогда посмотрим, что можно сделать. Что такое керамическая кран-букса, мы уже рассматривали .

Как и любой механизм, кран-букса может выйти из строя. Рассмотрим типичные проблемы, которые возникают в кранах и смесителях, где используются керамические кран-буксы.

Как установить или снять кран-буксу

Кран-буксы с рабочей керамической парой пришли на смену вентильным механизмам как более надежный и долговечный запорный элемент. Они прекрасно подходят к уже установленным кранам и смесителям

Разумней всего снять старую буксу и по ее размерам купить в магазине новую. Стоит подобрать диаметр и высоту кран-буксы, также необходимо выбрать такое же посадочное место под барашек крана.

Перед установкой новой кран-буксы следует очистить седло крана от накипи и минеральных отложений. По возможности седло отшлифовать и отполировать.

На резьбу кран-буксы необходимо нанести тонкий слой водостойкой смазки - это упростит задачу снятия изделия через некоторое время для ремонта или замены. Для улучшения изоляции кран-буксы на резьбу также можно намотать один или два слоя уплотнительной фом-ленты.

По возможности кран-буксу вкрутить руками. Зажимать ключом на данном этапе нет необходимости. Открыть воду в стояке. Гаечным ключом дотянуть кран-буксу до состояния, при котором она перестанет пропускать воду. Дальнейшая затяжка не рекомендуется, поскольку можно повредить нижнюю уплотнительную прокладку в седле крана.

При такой установке вы точно не повредите уплотнительную прокладку, но через некоторое время возникнет необходимость «дотянуть» кран-буксу.

В установке декоративной гайки и маховика нет ничего сложного. Замена успешно проведена.

Прокладки - есть или нет

В керамических кран-буксах, как и в вентильных кранах, используется система прокладок. Она видоизменена, но все же присутствует. Больше 90% проблем с протечкой керамических кран-букс вызывает именно износ этих прокладок.

Снять кран-буксу и заменить или реставрировать уплотнение не составит большого труда. Отремонтировать кран-буксу проще, чем может показаться на первый взгляд.

Герметизация запорного элемента осуществляется двумя прокладками. Первая герметизирует кран-буксу в седле смесителя. Вторая прижимает верхнюю поворотную керамическую пластину к нижней пластине.

Виды прокладок, способы замены и ремонта

Прокладка в седле крана обеспечивает надежное прилегание и герметизацию кран-буксы. Под давлением воды она может «сесть» или попросту износится с течением времени, что приводит к появлению течи. Следует отметить, что седло крана также должно быть без трещин и больших раковин, иначе прокладка не сможет полностью герметизировать соединение. В некоторых моделях кран-букс для фиксации прокладки используется металлическая кольцевая пружина. Со временем она ржавеет и ломается со всеми последствиями.

Для решения этой проблемы изделие следует выбирать с неметаллическим элементом, например, с использованием пластиковых колец.


Если проблема появилась, в этом месте следует заменить прокладку. При этом кран-буксу разбирать не придется, достаточно только выкрутить из седла крана. Для ремонта «на скорую руку» можно отвинтить кран-буксу, на прокладку нанести тонкий слой силикона. Когда силикон подсохнет, вкрутить кран буксу на место, дополнительная высота прокладки также сможет закрыть небольшие раковины и задиры седла крана. Не рекомендуется наносить слой силикона непосредственно в седло крана, поскольку кран может выйти из строя.

Вторая прокладка, изготовлена из фторопласта, полипропилена или другого похожего по своим свойствам материала, предназначена для улучшения прижима верхней керамической поворотной пластины к нижней. Эта прокладка испытывает максимальные нагрузки в процессе эксплуатации крана, что приводит к выходу ее из строя. В результате она недостаточно поджимает поворотную пластину, в керамической паре образуется зазор, через который начинает течь вода.

В зависимости от изготовителя кран-буксы, толщина этой прокладки составляет 0,5-1мм. Для ее замены необходимо разобрать буксу и осмотреть прокладку на наличие повреждений.

Одним из способов быстрого ремонта есть «наращивание» высоты поворотной керамической пластины. На верхнюю керамическую пластину необходимо наклеить 2 шара изоленты. Этого будет достаточно для хорошего прижима керамической пары.

Керамические пластины - проблемы с ними

В некоторых случаях проблема может возникнуть с самим запорным элементом - керамическими пластинами. Расстояние между пластинами очень незначительное и между ними возникает межмолекулярное взаимодействие. Если между пластинами попадет твердая частица, это приведет к разгерметизации кран-буксы и как следствие - ее протечки.

В таком случае достаточно разобрать кран-буксу, очистить керамические пластины и собрать ее, предварительно смазав пластины водостойкой смазкой с большой вязкостью. У производителей нет конкретных рекомендаций по использованию тех или иных смазочных материалов, по этому можно использовать ту, которая имеется под руками.

При ремонте кран-букси следует учесть, что пластины притерты одной стороной, переворачивать или разворачивать их нельзя, это только усугубит ситуацию, и вместо отремонтированной кран-буксы вам придется перебирать ее снова или покупать новую.

На поверхности пластин могут также образоваться задиры и сколы. В таких случаях для устранения проблемы необходимо купить ремкомплект и заменить сами пластины.


В бюджетном варианте, без замены керамической пары, ее можно пробовать отшлифовать. Самый простой способ - это натереть керамическую пару грифелем от мягкого карандаша и притереть их. Или можно воспользоваться более профессиональным подходом. Для этого вам понадобиться порошок карбида кремния или оксида алюминия(материал из которого изготовляют керамические пары) с размером зерна 1200. Такой материал есть в мастерских, которые специализируются на заточке инструмента.


Автор же больше ценит время, потому что ремонт кран-буксы займет менее пяти минут, а поход в магазин более часа. Кроме того, для похода в магазин Вам придется демонтировать нерабочую кран-буксу, иначе не подберете нужную. Потратив на прочтение статьи пару минут, Вы сможете починить свой смеситель без посторонней помощи.

Материалы и инструменты.
Отвертка крестовая или шестигранная, зависит от Вашего крана.
Разводной ключ либо плоскогубцы.
Уксус или лимонная кислота.
Медная проволока 1,6мм
Резиновая прокладка, или резина толщиной 6мм

Совсем чуть-чуть теории для тех, кто впервые чинит кран, и автор приступит к практике.
Как узнать, какие кран-буксы стоят у Вас?


По количеству оборотов вентиля.
Керамическая кран-букса, в отличие от червячной, делает всего четверть оборота.


Она перестает капать, если надавить на вентиль сверху.


Червячная кран-букса может делать более одного полного оборота вокруг своей оси, и перестает капать, когда кран закрываете с усилием.


У керамической автор будет менять фторопластовое кольцо на самодельное, из медной проволоки.


У червячной кран-буксы меняется прокладка.


Прокладку можно купить, или вырезать из резины толщиной 6-7 миллиметров.


Самый бюджетный и быстрый ремонт можно сделать просто перевернув старую прокладку.


Если она без трещин - это сработает.


Для начала автор перекрывает воду.
Порядок демонтажа керамической и червячной кран-буксы схожие.


Откручивает и снимает вентиль. Болтик будет прятаться сверху, либо сбоку.
У Вас, возможно, болтик будет под отвертку. У автора - под шестигранный ключик.


После этого откручивает декоративную юбочку. Сильно не давить и не царапать, возможно она у Вас из пластика.




Под юбочкой будут грани под гаечный ключ.




Если у вас нет такого ключа, возьмитесь за грани плоскогубцами, и крутите против часовой стрелки.


Дальше все просто, если у Вас червячная кран-букса, меняете прокладку как говорилось выше.
Если керамическая - понадобится небольшой кусок медной проволоки, диаметром не менее 1,6 миллиметра.




Вынимает силиконовую прокладку.


Затем две керамические пластинки.




Дальше, чем-то острым, снимает стопорное кольцо.




Иногда они загнивают и ломаются, это не страшно.


И выталкивает внутреннюю часть. Легко пошла.




Керамические кран-буксы очень надежные, но у них есть одно слабое место.


Вот эта фторопластовая шайба.


Со временем она изнашивается, становится тоньше, вследствие чего прижим ослабевает и кран начинает течь. Автор изготовит новую шайбу из медной проволоки. Проволока, которую он нашел, в диаметре почти два миллиметра. А требуется около 1,6мм. 3-4 десятки можно снять в наждачной бумагой, или обычным ножом.




Откусывает кусок проволоки и выгибает кольцо, прямо на кран-буксе.




Короткие отрезки проволоки гнуть тяжело, берите проволоку с запасом.


Вот такое колечко получается.


Теперь берет кусачки и одним движением откусывает оба конца.




Затем укорачивает колечко еще на один - два миллиметра, так будет лучше становиться на место.




Если на Вашей кран-буксе много извести, разберите и прокипятите все в лимонной кислоте.


Либо замочите в уксусе, и они станут как новые.
Если автор оденет кольцо сюда, и начнет собирать, то оно не войдет.


Поэтому вначале опускает кольцо внутрь гильзы.


Все, что будет соприкасаться с кольцом смазывает смазкой. У автора есть немного литола.


Пробует одеть. Не идет, кольцо упирается в резинки.


Немножко разгибает кольцо и смазывает резинки.




Пробует еще раз. Получилось.

Имеющийся в ванной водопроводный смесительный кран относится к наиболее интенсивно эксплуатируемым элементам сантехнического оборудования во всём доме. Вследствие этого именно в этом месте наблюдаются поломки блокирующего механизма крана (буксы). Он начинает пропускать воду или прокручиваться.

Причиной такой неисправности является износ регулирующего элемента. А единственно грамотным решением в этом случае является замена кран-буксы в смесителе.

Кран-букса относится к важнейшим элементам смесительного устройства, посредством которых удаётся перекрывать и регулировать потоки воды, протекающей в трубопроводах.

При рассмотрении устройства кран-буксы удобнее всего представить его в виде металлического штока с закреплённой на его конце прокладкой, которая обеспечивает герметичность перекрытия.

При этом рабочие элементы буксы могут изготавливаться из следующих материалов:

  • на основе эластичной резины;
  • с использованием специальных керамических пластин.

При выборе одного из этих вариантов предпочтение отдаётся керамическим прокладкам. Они считаются более надёжными в работе. В процессе эксплуатации оснащённой ими буксы для смесителей для получения полного напора воды привод достаточно приоткрыть всего лишь наполовину.

В основу этой конструкции заложен каркас с закреплёнными на специальных выемках керамическими пластинами, в которых имеются небольшие отверстия. При повороте кран-буксы они частично или полностью перекрываются, освобождая канал для беспрепятственного тока воды, либо полностью закрывая его.

Оснащённые резиновыми прокладками вентильные механизмы довольно быстро выходят из строя. Это является основной причиной их низкой надёжности. Для того чтобы выкрутить кран с целью регулирования напора воды в этом случае применяется особый приводной механизм. Он состоит из червячного штока со специальным креплением к маховику.

Резиновая прокладка, регулирующая силу потока воды, фиксируется на другом конце штока и перекрывает её подачу лишь при полном закручивании крана буксы в устройство.

В этом она, бесспорно, уступает вентильным приборам с керамическими прокладками.

Специфика ремонта крана буксы

Ремонт кран-буксы в большинстве случаев сводится к замене пришедшей в негодность перекрывающей пластины или же к полному обновлению всего регулирующего узла целиком. При этом в зависимости от типа прокладки (из резины или керамики) вы можете столкнуться с двумя существенно отличающимися вариантами их восстановления.

Особенности ремонта керамической кран буксы своими руками

Перед тем, как самостоятельно починить кран-буксу, необходимо выбрать наиболее оптимальный способ восстановления её работоспособности, а именно:

  • приобрести и заменить изношенную деталь новой;
  • обновить весь вышедший из строя регулировочный узел целиком.

При этом обычно исходят из конкретной ситуации. Однако, по мнению специалистов-сантехников, лучше воспользоваться вариантом полной замены. Он более надёжный и менее трудоёмкий.

Дело в том, что износ самих керамических пластинок наблюдается не слишком часто. Но если такое произошло – следует иметь в виду, что разборка механизма смесителя и замена отдельной пластины является очень трудоёмкой операцией.

Керамические прокладки нередко выходят из строя из-за попадания в рабочий канал твёрдых сторонних примесей.

Вот почему во избежание поломки керамических прокладок на входе смесителя необходимо устанавливать фильтр тонкой очистки поступающей в него воды.

Переключающий вентиль с резиновыми прокладками

Одна из характерных неисправностей крана для смесителя с резиновой прокладкой – сильная выработка резьбы, имеющейся на корпусе буксы и служащей для перемещения корпуса штока. В этом случае при вращении ручки крана механизм легко проворачивается, не достигая ограничительного упора.

Если же при разборке неисправного вентиля обнаружится, что причиной поломки является износ резинового уплотнителя – достаточно будет заменить его новой деталью, приобретённой в хозяйственном магазине.

При замене необходимо будет подковырнуть отвёрткой сносившуюся прокладку и аккуратно вытащить её, потянув за один край. Затем следует зачистить посадочное место мелкой шкуркой и установить с натягом новое изделие.

Порядок разборки крана

Подготовительные мероприятия

Перед тем, как поменять кран-буксу в смесителе, прежде всего, следует перекрыть водную магистраль в квартире и приготовить полный комплект необходимых для этого инструментов. В него обязательно должны входить следующие наименования:

  1. набор отвёрток с плоским и крестообразным наконечниками;
  2. классические плоскогубцы, монтажный нож;
  3. обычный газовый и специальный накидной ключи.

Непосредственно перед тем, как заменить кран-буксу со смесителя, с помощью остро заточенного ножа удаляется защищающая крепёж декоративная заглушка. Затем нужно отвернуть сам винт крепления ручки вентиля. После этого она снимается с основания (потребуется приложить определённое усилие).

Непосредственно под ручкой располагается само вентильное или регулирующее устройство, которое от постоянного контакта с водой сильно прикипает к корпусу крана.

По этой причине при его удалении необходимо приложить значительное усилие, а иногда приходится постучать по нему газовым ключом.

По завершении этой части демонтажных работ можно перейти к разборке вентиля кран-буксы и замене прокладки.

Замена неисправной детали

После демонтажа вентиля с буксы в первую очередь нужно очистить резьбу и весь корпус от накипи. После этого можно будет перейти к замене прокладок.