«Монах – это человек, который не себе служит…. Известно, что к монашеству ведет Промысл Божий…

На минувшей неделе завершились торжества, посвященные 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Обитель, основанная преподобным, на протяжении многих веков была одним из центров духовной жизни России. У становящихся на стезю монашества разные судьбы. О своем пути поведал старейший насельник Саввино-Сторожевского монастыря отец Самуил.

- Отец Самуил, вы давно в монастыре?

В монастыре я недавно. Меня многие называют старцем, а я не старец, я старый дед. Самый старый годами в монастыре. А монах я с 2001 года. В Саввино-Сторожевский монастырь пришел в 2002 году.

- Известно, что к монашеству ведет Промысл Божий…

Промыслом Божиим я и стал монахом. Я двенадцать лет пономарил в храме Рождества Христова в Измайлово. А около нашего храма больница. В ней несколько раз лежал отец Илий, духовник Оптиной пустыни. Иногда он приходил служить к нам в храм. Как-то подошел я к нему под благословение. Он благословляет и называет меня Николаем. А я говорю: «Не Николай я, а Алексий». Такое повторилось еще два раза. А алтарница наша, старушка, говорит мне: «Всё, Алексей Иванович, будешь монахом». Есть такое поверье: если священник несколько раз называет человека другим именем, значит, будет тот монахом. Слова старушки оправдались. Сам отец Илий меня и постриг. Только удивительно: хотел дать мне имя Николай, а дал Самуил. Может быть, потому, что вскоре после пострига был праздник пророка Самуила. Ну, это уже тайна Божия.

- Вы уверовали в те годы, когда большинство жило в безбожии…

В храм я пришел в 1972 году. До этого я не был воцерковленным, но был верующим в душе. Помню, я был на фронте. И вот однажды в пасмурный день на передовой была сильная буря. Я стоял на холме, а внизу было село, домов на сто, все дотла сгоревшие. От них только печки уцелели - все черные, обугленные, стоят рядами. А сельская церковь совершенно цела. Тучи ушли, солнышко выглянуло и заиграло на куполе своими лучами. И такую я тогда благодать почувствовал, не передать словом! После этого случая загорелась во мне вера.

И вот еще один случай. Набирали новобранцев на фронт. Один новобранец снял крестик и в сердцах бросил его на снег, а другой поднял крестик и надел на себя. Это было в 1942 году. Так до конца войны тот, кто крестик подобрал и надел, даже ранен не был. А тот, кто снял, погиб очень скоро.

- Как сложилась ваша жизнь после войны?

До ухода на фронт я учился во 2-м Московском пулеметном училище. Через полгода после моего поступления туда пришел приказ: пол-училища - на фронт, в Сталинград. Нас туда и послали. Но до Сталинграда мы не доехали: там ситуация стабилизировалась и дополнительные силы уже не были нужны. Нас повезли на Курскую дугу. Служил в пехоте, был автоматчиком. На Курской был ранен. После ранения попал в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно. В этой же школе остался преподавать. В 1954 году меня направили в Киевское танковое училище. Окончив его, стал еще и танкистом, зампотехом роты. Потом меня направили в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения). Был там старшим инженером-конструктором. Работал на оборону. Итого после всех своих образований имел специальности конструктора, механика и технолога. Хвалиться нехорошо, но при таком сочетании я имел некоторый успех в отделе.. Ушел на пенсию в 1984 году.

- А как вы пришли к Богу?

В моей жизни не было чего-то чудесного, переворачивающего. В детстве я еще бессознательно, ощупью шел к Богу. Помню, когда мне было десять лет, сверстник мой сильно меня ни за что отлупил. А я решил: дай-ка я ему не отвечу, хотя мог - в детстве я был физически крепкий. С тех пор я всегда старался злом за зло не воздавать, как апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, всегда благодарите, злом за зло не воздавайте».

А чтобы оградить меня от греховной жизни, Господь послал мне скорбь. В 1954-м со мной произошел несчастный случай, и я получил сильную травму. Мне удалили почку, легкое разорвало, кости все были переломаны… Много здоровья потерял. Вышел я из госпиталя и думаю: а дай я половину уцелевшего моего организма сохраню. И стал вести скромную и строгую жизнь. Спиртного в рот не брал, не объедался. Человеку много не надо. Так и дожил в здравии до сего дня.

- Простите за наивный, может быть, вопрос, но… тяжело ли быть монахом?

Преподобный Амвросий Оптинский как-то сказал: «Чтобы жить в монастыре, надо терпенья не воз, а целый обоз». Лично для меня совершенно не тяжело быть монахом. Когда был еще не на покое, все нагрузки для меня были легки. В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Иго, то есть заповеди и нагрузки, на пользу, и если исполните их, заслужите Царство Небесное. Если выполнять с душой, будет легко.

Я исполнял все с охотой. Это потому, что в детстве трудно было. Нас - пятеро детей. Старшему тринадцать было, я второй, мне десять, когда мать умерла. Отца не было. Остались сиротами. Я видел много трудностей. Но мы никогда не побирались, никогда ничего не просили. Особенно тяжело было в начале войны. Помню, мальчишкой я соседке служил. Во время войны по карточкам хлеб получали. За довесок хлеба служил ей полдня. С шестнадцати лет брат мой стал всех нас кормить. В восемнадцать лет я уже пошел в армию, на фронт. Для меня там никакой перегрузки не было. Для других это было тяжелым испытанием. А для меня это был «курорт». Меня одевали, кормили, кров давали - полный пансион! Для кого-то - каторга, для меня - пансионат (смеется ). После таких житейских трудностей монастырь мне легок. Все зависит от избалованности человека.

- В монастыре у каждого свое послушание. Какое послушание у вас?

Сейчас я на покое. В миру это называется «на пенсии». Я освобожден от всех обязанностей и послушаний, но при желании, по доброй воле могу их исполнять. А до этого я был дежурным по храму. Сидел и присматривал за ним. Сейчас читаю помянники, молюсь за людей.

- Как вы думаете, какая у монахов миссия в этом мире?

В миру есть пословица: «Если хочешь быть счастливым, будь им». А по-нашему, по-монашески, есть три правила счастья: счастлив тот, кто доволен тем, что у него есть; счастлив тот, кто счастья не желает, а несчастья не боится; счастье в том и состоит, чтобы других делать счастливыми.

Грехи, успехи, неудачи - все от нас зависит, как и счастье и довольство. Что можно своим назвать? Грехи - наши, а дача, «мерседесы» и все прочие блага - не наши. А что еще наше? Все то, что мы дали другим, добрые дела наши. С этим мы и предстанем пред Богом после смерти - с грехами и добрыми делами. Если денег нет, руками помоги; инвалид, рук нет - советом помоги. Все Господь примет! Простой совет может отчаявшегося человека спасти.

Вот посмотрите на меня: старый дед, что с меня возьмешь? Денег нет, сил тоже, а вот совет подал. Оказался удачным - благодарят. Для меня выше ничего нет, если люди стали счастливыми, что я помог кому-то.

Монах - это человек, который не себе служит. Вспоминается египетский подвижник авва Арсений. Он всю неделю плел корзины в своей келье и молился, а по воскресеньям шел в город и продавал их на базаре. Однажды пришел к нему в келью монах, и ему очень понравился нож Арсения. Это был единственный инструмент, и он был необходим для изготовления корзин. Арсений отдал нож монаху. Отдал последнее, от себя отнял. Вот это по-настоящему монашеский поступок: своего ничего нет, никакая вещь не должна обладать монахом.

- Отец Самуил, а что для вас значит пример преподобного Саввы Сторожевского?

Подвиги преподобного Саввы были высоки. Есть его высказывание: «Сон - потеря времени». Он спал один час в сутки. В остальное время трудился для Бога. Жил в пещере, больше похожей на яму в земле. Вот сейчас у нас и отопление, и все удобства, а как там у него было, и представить не можем. Далеко нам до него. Нам-то хотя бы любить ближнего своего научиться. А помолиться за врага - самая большая награда. Даже если помолиться простым словом: «Спаси, Господи, Ивана-болвана!» Ну, за это какая награда? Монетка! Если умом помолиться - горсть золотых монет. А если помолиться, как за родное дитя, - мешок золота сразу на месте. Конечно, если бы за каждую молитву золото с неба падало, все бы сейчас за деньги друг друга любили. Но не этим Господь награждает, а радость духовную, благодать дарует. Было у меня так несколько раз, так мне никакой награды после этого не нужно!

Все дни неприятные Господь нам дарует. А искушает враг. Но не сам - власти у него такой сейчас нет. У каждого человека есть свой бесенок, который к нему прицепился. Он и искушает, если Господь попускает. Чтобы научить терпению. Если есть у человека терпение, то ничего больше и не надо.

Беседовал Георгий Бабаян,
студент Сретенской духовной семинарии

По слову преподобного Силуана Афонского, молиться за людей – кровь проливать. Но мирской человек молится мало, говорил подвижник, а монах – постоянно. «Благодаря монахам, на земле никогда не прекращается молитва; и в этом польза всего мира; ибо мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет»,– утверждал старец, наш соотечественник, подвизавшийся на Святой Горе Афон в конце XIX – первой половине XX века.

Монахи, искавшие место строгого уединения, где можно было бы все силы отдать стяжанию непрестанной молитвы, уходили в скиты. В прежние времена многие из них жили под духовным руководством старцев, отказываясь от своей воли, желаний и полностью полагаясь на волю своего духовного руководителя. Сегодня трудно найти и старцев, и безмолвные места. И все же скиты в наших монастырях возрождаются. Некоторые, правда, берут на себя функции подсобного хозяйства обители. Но есть скиты, в которых ростки духовной жизни – бодрствование и молитва, чтение Святых Отцов – пробиваются сквозь «чащу» суетливых забот современной жизни.

Как развивается скит преподобного Саввы, созданный при Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре, об этом мы говорили с наместником обители архимандритом Саввой (Фатеевым), скитоначальником – игуменом Феодосием (Чинаделем) и подвизающимся в скиту иеромонахом Корнилием (Гапоненко).

Наместник монастыря архимандрит Савва (Фатеев):

– Прежде, чем рассказать о сегодняшнем дне скита, я должен обратиться к истокам его возрождения. Оно, как у всех святынь Русской Православной Церкви, переданных ей в разные годы после десятилетий безбожия, было трудным. Скит, построенный в километре от монастыря в 1862 году на месте пещеры (которую, по преданию, выкопал сам преподобный Савва и где он в посте и молитве провел последние два года жизни), находился в плачевном состоянии. В годы советской власти из 17 построек 15 были уничтожены. Остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. Жили люди и в храме преподобного Саввы. В 1998 году должны были состояться торжества в честь празднования 600-летия обители и возвращения в нее честных мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Братия приложила много сил, чтобы к осени закончить так называемые консервационные работы. И 24 августа1998 года в скитском храме прошла первая после безбожного периода Божественная литургия.

– Но впоследствии совершать здесь службы оказалось опасно. Я помню, как православные СМИ с тревогой сообщали об усилении оползневых процессов: скит постепенно сползал в сторону реки Сторожка, из основания алтаря церкви выпадали фундаментальные блоки. Спасали скит всем миром?

– Действительно, всем миром. Как раз это было накануне второй знаменательной даты – 600-летия со дня преставления преподобного Саввы. И Святейший Патриарх Алексий II, зная о положении дел, призвал восстановить национальную святыню, придать скиту прежнее значение, прежнее благолепие и духовную ценность. Многие благодетели откликнулись. Один из них – московский предприниматель Геннадий Петрович Булгаков – взялся полностью отреставрировать общежительный корпус, находившийся в ветхом состоянии. Благодаря содействию Александра Георгиевича Гладышева, который в то время являлся главой Одинцовского района, было сделано ограждение скита, двухполосная дорога, ведущая к нему, а также брусчатка возле скитского корпуса и храма. Еще большая заслуга Александра Георгиевича – это укрепление ползущего западного склона с помощью подземных бетонных столбов. Потрудилась на совесть ремонтно-строительная компания «Ресма»: ее высококвалифицированные работники сделали реставрацию храма внутри и снаружи. Колоссальная работа была проделана!

– И тогда же была восстановлена пещера преподобного Саввы, куда сейчас люди идут и идут, чтобы помолиться Звенигородскому чудотворцу?

– Да. Также был возобновлен источник преподобного Саввы, сооружена купальня.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, по какому принципу назначается скитоначальник?

– Важно, чтобы это был человек, стремящийся к молитвенному деланию. Человек, остро чувствующий ответственность как за духовную жизнь скита (чтобы там каждый день совершалось молитвенное правило), так и за сохранение облика скита в надлежащем состоянии. Когда меня в феврале 2006 года назначили исполняющим обязанности наместника монастыря, отец Феодосий уже был скитоначальником. И все эти годы я видел, что, кроме того, что он и молитвенник, и хороший проповедник, он старается в точности исполнить благословение наместника, без благословения ничего не делает.

– Кто еще подвизается в скиту преподобного Саввы?

– Иеромонах Корнилий (Гапоненко) – тихий, сосредоточенный на внутреннем делании монах, много времени уделяющий молитве и чтению Святых Отцов; монах Арсений (Каныгин), который тоже стремится к молитвенному деланию. Почувствовав, что ему мало молитвенного правила, совершаемого в обители, что хочется подумать о своей душе подальше от мирской суеты, создаваемой паломниками, он стал проситься в скит. Мы его долго испытывали, потому что Святые Отцы не рекомендовали братии сразу удаляться из общежительного монастыря, высказывались против торопливости в таких вопросах. Спустя какое-то время Духовный Собор обители принял решение благословить отца Арсения на скитскую жизнь. А недавно мы благословили туда еще одного насельника – инока Савватия (Трифонова). Послушаний хозяйственного толка там немного: зимой, например, надо снег убирать, летом и осенью – ухаживать за небольшим огородом и несколькими ульями, заготавливать дрова на холодную пору года. Так что времени на сугубую молитву остается достаточно.

– Отец Савва, есть ли доступ в скит мирянам, жаждущим получить ответы на духовные вопросы?

– В классические скиты, основанные на правилах строгого общежительного устава, мирян не пускают. У нас, можно сказать, несколько неуставное правило: каждую субботу на Божественную литургию в скитской храм преподобного Саввы приходят и мирские люди.

Скитоначальник игумен Феодосий (Чинадель):

– Храм во имя преподобного Саввы Сторожевского, построенный над намоленной пещеркой преподобного, стоит в овраге, а над ним нависают песчаные склоны. Церковь была освящена ревностным хранителем православия святителем Филаретом (Дроздовым) в мае 1858 года. Скит в свое время посещали император Александр II, императрица Мария Александровна, Великий князь Сергей Александрович и преподобномученица Елисавета Феодоровна. Страшно подумать, что мы могли потерять эту святыню! Причин критического состояния здания много. Одна из них заключалась в нарушении системы отвода воды. В песчаных склонах были вырыты глубокие колодцы, чтобы туда стекались весенние воды и не давили на фундамент, однако после революции 1917 года эти колодцы оказались заброшенными. Стали трескаться своды церкви. Требовалось провести масштабные инженерно-ремонтные работы.

Стали их проводить, в результате чего удалось капитально укрепить фундамент церкви. Саму гору во многих местах пришлось сверлить и вбивать туда трубки где-то метров по десять-двенадцать, а в них заливать раствор. Делалось это для того, чтобы гора не ползла, не давила на храм. Еще, чтобы гора не давила на грунт, из-под храма, стоявшего на песке, столько этого песка – в тележках, вручную – было вывезено! Был сделан под храмом подвал, что уменьшило на него нагрузку. Но это инженерно-технические тонкости. Главное – храм спасли! И двухэтажный каменный братский корпус капитально отремонтировали, полностью сменили в нем «начинку».

– Батюшка, стены удалось укрепить, удалось победить разруху. А как укрепляется духовная жизнь в скиту?

– Духовное строительство оказалось самым сложным в наши дни. Оскудение монашества и наставников умного делания – реалии времени, которые нельзя сбрасывать со счетов. И все же впадать из-за этого в смертный грех уныния тоже непозволительно. Несмотря на то, что враг рода человеческого нацеливает мир на рассеянное внимание, катастрофически удаляющее человека от Бога, возможность сокровенно молиться и духовно совершенствоваться у современного монашества есть. И тот монах, что стремится к христианскому совершенству, должен воспользоваться этой возможностью в полной мере.

Иеромонах Корнилий (Гапоненко):

– Я твердо убежден, что в первую очередь надо стремиться к тому, чтобы себя образовывать, а затем уж наставлять других людей. Нужно стремиться самому прежде пройти путь духовной брани, в которую вступает всякий, желающий нести благое иго Христово. Вот читаю «Дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского» и вижу: будучи таким же человеком, как мы, он достиг святости через постоянную борьбу с греховными страстями. Каждый день, каждый час он боролся, чтобы Евангельская заповедь была исполнена, и победил!

В нашем монастыре имеется хорошая библиотека, фонд которой составляет 6,5 тысяч томов. Но у меня в скиту есть свои настольные книги, которые я читаю-перечитываю и замечаю удивительные вещи (хотя воля Божия всегда удивительна): когда я прилагаю усилия к тому, чтобы поступить, как советуют в своих трудах духоносные отцы: живший в VI веке преподобный авва Дорофей или известный русский подвижник, духовный писатель XIX века Святитель Игнатий (Брянчанинов), или почти наши современники валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) и игумен Никон (Воробьев), – все получается, как они говорят. Поступаю вопреки их советам – получаю противное. То есть действительно их труды, размышления, письма написаны водительством Духа Святого. А меня Господь проверяет на практике: усвоил ли я прочитанное только умом или сердце тоже согласилось? Сколько раз Господь посылал мне такие жизненные испытания, чтобы все это закрепилось на практике!

В этот день мы стали свидетелями неприятной сцены, омрачившей знакомство со скитом преподобного Саввы Сторожевского. Рядом с двухэтажным корпусом на территории скита (там находятся кельи монахов, домовый храм Святителя Николая чудотворца, богослужения в котором совершаются в дни памяти великого угодника Божия) послышались возбужденные громкие голоса. Трое мужчин неспешно шли по дорожке и разговаривали о ресторанных счетах, сортах виски. Какое уж тут безмолвие? Наместник монастыря архимандрит Савва сказал, что, видимо, следует внутри огороженной территории скита (а это, по его словам, территория немалая) выделить какое-то пространство, куда бы мирские люди не могли заходить, чтобы монахи не страдали от бесцеремонности внешнего мира и сохраняли свое внутреннее устроение.

На вопрос, каким ему видится будущее скита, отец Савва ответил, что, даст Бог, в скиту станут совершаться и ночные службы, как на Афоне. Будет в ночные часы возноситься в небо молитва с того благословенного уголка русской земли, где первый игумен Сторожевской обители святой Савва – ученик преподобного Сергия Радонежского – более шести столетий назад выкопал себе тесную пещерку для безмолвного жития и творил молитвенный подвиг.

Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф Владимир Ходаков

О необходимости принять срочные меры по спасению скита преподобного Саввы Сторожевского сообщил эконом Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря игумен Петр (Дергунов). Постройки скита разрушаются: из-за аномально теплых зимних месяцев усилились оползневые процессы. По словам о. Петра, выпадают фундаментные блоки из основания алтаря храма прп. Саввы. «Есть опасность, что алтарь этого храма и пещера прп. Саввы, находящаяся под ним, могут быть разрушены», — отец Петр.

Наместник Саввино-Сторожевского мужского монастыря игумен Савва (Фатеев) также выразил тревогу по поводу состояния зданий скита: «Скит постепенно сползает в сторону реки Сторожка. Если сейчас мы не озаботимся решением этой проблемы — укреплением фундаментов зданий скита, то можем вообще потерять величайшую святыню русского Православия. У нас также есть заключение специалистов о том, что в связи с оттепелью ноября-декабря 2006 г. процесс разрушения скита только усугубился», — сообщил игумен Савва.

Как рассказал игумен Петр, за последние годы в монастыре велись большие восстановительные работы — обитель готовилась к памятной дате: 600-летию со дня преставления прп. Саввы, которая отмечается в 2007 г. «На протяжении последних лет основные средства благотворителей были направлены, в основном, на восстановление самого монастыря. Скит находился у нас на положении «скромного родственника» — в 1998 г., когда праздновали 600-летие основания монастыря, там были проведены консервационные работы. Но за последние 8 лет работы носили эпизодический характер, т.к. средств на восстановление скита было явно недостаточно», — отметил эконом.

Монастырь пригласил сотрудников реставрационного объединения «Инженерная геология исторических территорий», которые обследовали состояние Малого скита и дали «строгое заключение», предписывающее предпринять срочные меры в течение полугода. Были найдены подрядчики из известных реставрационных организаций, которые составили сметы — порядка 120 млн.руб. По словам о. Петра, эта сумма «реальная, но заоблачная для монастыря», который на средства благотворителей содержит приют (35 мальчиков в возрасте от 4 до 17 лет), постоянно помогает инвалидам, престарелым, беспризорным детям, и все эти социальные программы только расширяются. Однако монастырская братия не теряет надежды и молится о восстановлении скита.

Скит был построен в километре от монастыря в 1862 г. на средства купца Цурикова на месте пещеры, которую, по преданию, выкопал сам преп. Савва и в которой он в посте и молитве провел последние два года жизни. Храм во имя преп. Саввы Сторожевского был освящен святителем митрополитом Филаретом (Дроздовым). Постепенно достраиваясь, скит к началу ХХ в. включал всего 17 построек: это каменные кельи при храме, двухэтажный братский корпус с домовой церковью святителя Николая и трапезной, деревянные кельи для монахов и паломников, подсобные помещения. Вся эта территория была обнесена кирпичной стеной с башнями. По словам о. Петра, скит предназначался «для духовной жизни престарелой братии, которые там молились и трудились на собственном огороде и в саду». В годы советской власти 15 построек были уничтожены, остались только Малый скит и двухэтажный корпус, превращенный в военное общежитие. В настоящее время в скиту живет братия под началом скитоначальника игумена Феодосия, однако богослужения в храме совершать запрещено в виду критического состояния здания.

«Необходимо собрать все усилия — братии, историков, реставраторов, власть предержащих, чтобы не дать погибнуть святыне и памятнику федерального значения», - заключил о. Петр.

Как сообщает сайт Саввино-Сторожевского монастыря, в юбилейном 2007 году в скиту преподобного Саввы планируется осуществить следующие работы: отвод ливневых стоков, террасирование окружающего рельефа с укреплением склонов и устройством подпорных стенок на прилегающей к скиту территории, дренирование верхней части склона, укрепление фундамента и стен, выполнение гидроизоляции и др.

Совсем недавно восстановить национальную святыню — скит преподобного Саввы Сторожевского в Звенигороде, призвал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, находясь в декабре 2006 г. в Саввино-Сторожевском монастыре на открытии юбилейного года, посвященного памяти святого Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея Руси чудотворца. «Юбилейные торжества 2007 года должны пройти не только в монастыре, но и в возрожденном скиту святого Саввы, который надо восстанавливать и которому надо придать ему прежнее значение, прежнее благолепие и духовную ценность», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

29 января к открытию XV Рождественских Международных образовательных чтений в фойе Государственного Кремлевского дворца была принесена икона с изображениями и частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и его ученика преподобного Саввы Сторожевского, а также представлена экспозиция, посвященная 600-летию преставления преподобного Саввы, Звенигородского и всея России чудотворца.

1 февраля, в день обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского, после Божественной литургии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре открылась церковно-научная конференция «Преподобный Савва — «забрало Москве, утверждение царствию, всем грешным прибежище», посвященная 600-летию преставления преподобного.

Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

Памятник св.преп.Сергию Радонежскому и икона.


Сергий Радонежский (в миру Варфоломей ; 3 мая 1314 (дата условная) — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Дни памяти: 25 сентября (8 октября) — преставление; 5 (18) июля — обретение мощей; 6 (19) июля — Собор Радонежских святых. В 1452 он был причислен к лику святых.

Преподобный Серафим Саровский Чудотворец (в миру — Прохор Исидорович Мошнин , в некоторых источниках — Машнин ; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II. Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца. Также известны множество пророчеств преподобного Серафима о России, о нашем времени.

Св. Серафим Вырицкий. Икона и фото.

Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв ; 31 марта (13 апреля) 1866, д. Вахромеево, Арефинская волость, Рыбинский уезд, Ярославская губерния — 3 апреля 1949, Вырица) — русский купец; святой Русской православной церкви, прославленный в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских. Святой иеросхимонах Серафим Вырицкий (в миру Василий Муравьев), духовник Свято Александро-Невской Лавры. С ранних лет в отроке жило стремление к монашеской жизни. В 14 лет он получил от одного из старцев Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Вся дальнейшая жизнь в миру стала для него подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет... Около 1890 г. он вступил в брак, в 1892 г. Василий Николаевич открыл собственное дело и стал купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины вышла на международный рынок. Вскоре его предприятие стало широко известным не только в России, но и во многих европейских столицах. Молодой купец всего за несколько лет вышел в число крупнейших мехоторговцев Петербурга. В 1895 г. Василий Муравьев стал действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которого служило всемерное содействие Государю Императору и правительству в области национального экономического развития. В 1897 г. Василий Николаевич закончил Высшие Коммерческие курсы, организованные при Обществе. В годы старчества батюшка называл всех ласкательно: "Милые, родные, любимые..." Обнимал, целовал в голову, гладил, лечил и ободрял ласковой шуткой. Он много жертвовал на храмы, а также батюшка несказанно радовался, отдавая последнее. Уж у него-то ничего не залеживалось. Какие-либо вещи принесенные в дар или продукты - фрукты, сласти, хлеб, - все тут же раздаривалось другим посетителям, расходилось по рукам неимущих или прибывших издалека паломников. Все два десятилетия на вырицких квартирах его бессменно окружала одна и та же скромная обстановка - небольшой столик, кожаное потертое кресло, пара стульев, узенькая железная кровать. По детской простоте своей души старец всегда проявлял ту же простоту и в отношении своей внешности. Потертый ватный подрясничек, старенькая полинявшая ряса, все та же летом и зимою теплая скуфеечка - составляли все его одеяние. Если батюшке приносили какие-нибудь новые вещи, он всегда находил, кому их отдать. Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Об о. Серафиме можно было сказать: "Он питается Святым Духом". Истонченная плоть старца была воистину прозрачным покровом его чистейшей души, светящейся любовью. Тонкие, с прожилками руки, впалые щеки и, при этом - огромные голубые глаза, которые более всего поражали людей в дивном облике вырицкого подвижника. Из них смотрело на землю небо. Они-то буквально пронзали души и сердца посетителей, проникая в самые сокровенные их уголки. Богомольцы сравнивали глаза о. Серафима - по силе их проникновенности - с глазами прп. Серафима Саровского на его прижизненных портретах. В святом Серафиме Вырицком будто воскрес великий саровский подвижник... Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г., когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. На протяжении 10 лет совершал старец свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Бога и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы... Сама жизнь старца была молитвою за весь мир, но она не удаляла его и от частного служения людям. Чем грешнее был человек, который приходил к отцу Серафиму, тем больше батюшка жалел его и слезно за него молился. Смиренное сердце подвижника необыкновенно скорбело от того, что кто-то, может быть, будет страдать целую вечность! Любовь старца не могла понести такого... Отец Серафим был человеком необыкновенно высокой созерцательной жизни. На нем исполнилось обетование Господа: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). Случалось, что старец на несколько дней прекращал прием посетителей, оставаясь в уединении и безмолвии. В такие моменты домашние старались ничем не нарушать покой батюшки, а на калиточке появлялось объявление, что в ближайшее время приема не будет. Эти дни и ночи подвижник посвящал молитвенному созерцанию. Такое бывало не часто, но именно тогда старец, видимо, получал откровения от Господа и укреплялся для дальнейших подвигов. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8). Он мог сказать подобно апостолу Павлу: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим... что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным" (1 Кор. 2, 9-10, 13). Еще по Александро-Невской Лавре о. Серафим был знаком со многими известными в то время людьми: учеными, врачами, деятелями культуры. Академик И. П. Павлов - отец современной физиологии, часто приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). Авве Антонию Великому и авве Зосиме повиновались львы, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому - медведи. Отцу Серафиму Вырицкому не раз повиновались самые лютые звери - звери в человеческом обличье... Многие люди, впервые входившие в келлию старца, непроизвольно падали на колени, заливаясь слезами. Душа человеческая не выдерживала осознания духовной чистоты и начинала оплакивать собственное убожество, оказавшись рядом с белоснежными одеждами души о. Серафима. От батюшки как бы исходил некий неземной свет. В то же время этот свет явственно ощущали практически все люди, ныне свидетельствующие о жизни и подвигах о. Серафима. С любовью подавал он посетителям бесценные практические советы, исцелял духовные, а часто и телесные недуги. Порою старец делал это незаметно, под видом ласковой шутки. После посещения батюшки очень многие люди просто забывали, что их когда-то мучили сильные головные боли, простуды, ревматизм, радикулит и другие болезни. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, старец настойчиво требовал помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг.Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет... Сколько душ человеческих спасли те молитвы, известно только Господу. Несомненно было одно, что они незримой нитью соединяли землю с небом и преклоняли Бога на милость, тайным образом изменяя ход многих важнейших событий. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, при ВОВ не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. С первых дней войны о. Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Война поломала несметное количество судеб, и многие спешили в Вырицу со всех концов России в надежде узнать о судьбе своих ближних от о. Серафима. Кто-то узнал о пропавших без вести, другие по молитвам старца устроились на работу, третьи обрели прописку и кров, но главное - веру. В годы войны напротив вырицкого Казанского храма, на другом берегу реки Оредеж, возник небольшой скит, где под руководством схиигумении Херувимы подвизалось несколько монахинь. Одну из них, монахиню Серафиму (в миру Анну Павловну Морозову), о. Серафим пригласил читать Псалтирь по усопшей схимонахине Серафиме. После похорон матушки старец, по согласованию с родными, благословил монахине Серафиме остаться у него келейницей... Ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. Около двух часов ночи о. Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами: "Спаси, Господи, и помилуй весь мир " отошел к вечным обителям. Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: "Поцелуй дедушке руку". Вскоре после этого девочка прозрела. Этот случай хорошо известен вырицким старожилам. "Плотские, грешные человеки недостойны видеть ангелов и святых. Им свойственно общение только с падшими темными духами, которое, как правило, становится причиной погибели. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого ", - назидал ближних батюшка Серафим.

На памятнике Кирилл Белозерский. Справа - Преп. Ферапонт и Мартиан Белозерские. XVIII в.

Ферапонт Белозерский , Ферапонт Можайский (в миру — Феодор Поскочин, 1331(1331)—1426) — святой Русской православной церкви, почитается как чудотворец. Основатель Белозерского Ферапонтова и Лужецкого Ферапонтова монастырей. Память совершается 27 мая и 27 декабря (по юлианскому календарю). Согласно житию, монашеское служение начал в сорок лет в Симоновом монастыре в Москве, где провёл много времени в общении с Кириллом Белозерским и часто навещавшим Симонов монастырь Сергием Радонежским. После полученного Кириллом откровения о том, что ему с Ферапонтом следует оставить Симонову обитель и основать монастырь в Белозерье, они оба отправились на вологодскую землю и поселились в небольшой келье — в том месте, где позже образуется Кирилло-Белозерский монастырь.
Мартиниан Белозерский , игумен (ок. 1397-12.01.1483). Память прп. Мартиниану отмечается 12/25 января, 7/20 октября (обретение мощей в 1514).

Димитрий Прилуцкий (начало XIV века — 11 февраля ок. 1406 ) — монах Русской церкви , основатель Спасо-Прилуцкого монастыря . Святой Русской православной Церкви в лике преподобных . Дни памяти по юлианскому календарю : 11 февраля (преставление), 3 июня (сретение образа). В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского . Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. Особенною добродетелию, коею отличался Святой Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его. Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля ок. 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году , в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону.


Св.Савва Сторожевский. Саввино-сторожевский монастырь

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — преподобный Русской церкви , основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского ) монастыря в Звенигороде ; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского , и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской , в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери , ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года. Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.



Саввино-сторожевский монастырь


Обитель св. Саввы


Андрей Рублев. Троица.

Андрей Рублёв (около 1375/80. — 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного. На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире. В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные. Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение Андрея Рублева, был святым подвижником и выдающейся личностью в истории человечества. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению русских земель вокруг Москвы. Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы, когда он своими советами и духовным опытом помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути и, наконец, благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы, и Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.


Андрей Рублев. Архангел Михаил и архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.

Александр Свирский (в миру Амос ; 1448 — 30 августа 1533) — русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен. Память совершается 17 апреля и 30 августа (по юлианскому календарю). Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привел к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вел суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы. Всего дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Александр Свирский - одни из немногих русских святых, которого прославили совсем скоро после его кончины (1533 г.) - через 14 лет ввиду многих чудес и праведного образа жизни. Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года нетленными. 20 декабря 1918 года они были изъяты из монастыря и объявлены восковой куклой. 30 июля 1998 года мощи Александра Свирского были обретены повторно в военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, где они хранились как неэтикетированный анатомический препарат.


Так выглядят мощи св.Александра Свирского спустя почти 450 лет.


Св.Иоанн Кронштадский Иоанн Кронштадтский (настоящее имя Иван Ильич Сергиев ; 1829, Сура , Архангельская губерния — 1908, Кронштадт , Санкт-Петербургская губерния ) — священник Православной Российской Церкви , митрофорный протоиерей ; настоятель Андреевского собора в Кронштадте ; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился), член Союза русского народа . Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель право -консервативных монархических взглядов (крайне негативно оценивался официальной пропагандой в СССР ). Тезоименитство — 19 октября (по юлианскому календарю ) — перенесение мощей Иоанна Рыльского . Погребён в основанном им Иоанновском монастыре на Карповке (Санкт-Петербург ). Канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью заграницей 19 октября (1 ноября ) 1964 ; впоследствии, 8 июня 1990 года , — Русской Православной Церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский ). Память совершается 20 декабря по юлианскому календарю Русской Зарубежной Церкви — также 19 октября).


Дионисий Глушицкий (1363 — 1 июня 1437 ) — святой Русской церкви , почитается в лике преподобных . Основатель и игумен нескольких монастырей на реке Глушице в Вологодской области , иконописец . Справа -Памятник Нилу Столбенскому . Нил Столобенский (конец XV века, Деревская пятина — 7 декабря 1554 года, остров Столобный на оз. Селигер) — святой Русской православной церкви, основатель Нило-Столобенской пустыни. Причислен к лику святых как преподобный, память совершается 7 (20) декабря, 27 мая (9 июня) и в Соборе Тверских святых.


Нило-столобенская пустынь


Преподобный Феодосий Кавказский и Иерусалимский (1800-1948), икона пустыньки, где зеленеет барвинок (пос. Горный).

Преподобный Феодосий Кавказский чудотворец (правильнее, пожалуй, называть его Феодосием Иерусалимским и Кавказским) - величайший угодник Божий и один из самых загадочных святых. Присноиерей Горнего храма Воскресения Христова, служитель Благодатного Огня и Благодатной Иорданской воды, великий старец, блаженный Христа ради юродивый, ставший еще при жизни Ангелом во плоти и земным небожителем... Его посещала Царица Небесная, ему помогал Архистратиг Михаил, ему являлись великие святые. В их числе апостол от 70-ти Иаков, брат Господень. Св. пророк Илия и св. праведный Енох в одно из посещений трое суток неотступно пребывали в его келии, беседуя о последних временах и о том, что ему надлежит сделать для приготовления народа Божия к этим временам. В последние годы жизни Ангел приносил ему манну небесную; маленькой пиалочкой риса или кутии он мог накормить много людей, и рис чудесным образом не оскудевал в пиалке, пока все не насытятся. С именем Батюшки Феодосия связано множество тайн, на которые он порой намекал, говоря притчами или иносказательно. В 1906 году в преклонном возрасте старец вернулся в Россию, где посетил родительский кров, но местом жительства выбрал все же не Урал, а Кавказ, где и жил в станице Кавказской. Немало поистине великих чудес и исцелений совершил он в своей пустыньке. И снова к нему приходил пророк Божий Илия вместе с апостолом Иаковом, братом Господним по плоти, но приходили они, уже видимые сторонним взглядом, как обыкновенные странники, три дня пробеседовав с ним в его келии. В марте 1927 года, за две недели до Пасхи, отец Феодосий был арестован и увезен в Новороссийск. Следователи, стремясь опорочить старца, пытались приписать ему преступление по бытовым статьям Уголовного кодекса. Так продолжалось до января 1929 года, когда старец был все же осужден по статье 58 (антисоветская агитация и пропаганда). Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ отец Феодосий был заключен в концлагерь сроком на три года. Стоит отметить, что он был полностью реабилитирован Прокуратурой Краснодарского края 18 октября 1991 года. Затем концлагерь заменили на Карагандинскую ссылку. Туда за батюшкой поехала послушница Любовь и прислуживала ему до конца срока. Одновременно с этим матушка Тавифа и Наталия из пустыньки приехали в Минеральные Воды, где с Божией помощью приобрели хатку и остановились на жительство, ожидая возвращения батюшки. В ссылке отец Феодосий пробыл до 1932 года. После освобождения он приехал в Минеральные Воды, остался здесь на жительство и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми, которые называли его «дедушкой Кузюкой». Вероятно, это было единственно верное решение для того времени и того положения, в котором оказался отец Феодосий, и единственно возможное, чтобы творить людям добро. Старец говорил перед смертью: «Кто меня будет призывать, с тем всегда рядом буду».
Святой Источник Феодосия находится у поселка Горного Крымского района в живописном ущелье. Это место замечательно тем, что в нем святому Феодосию являлась Пресвятая Богородица. Этот источник появился после его молитв. Только в ущелье растет плетущийся барвинок. Рядом с источником ныне стоит часовня и проходит тропа, по которой ходил святой старец, у тропы стоит камень, где молился Феодосии. Евангелие он знал наизусть. В примечании к самому первому акафисту преподобному (вне всякого сомнения, духоносному), говорится: «Автору Акафиста в сновидении было показано изображение старца Феодосия, стоящего на вершине горы Фавор и благословляющего свет преображения народа русского». После своей блаженной кончины старец Феодосий в явлениях своих назвал своими братьями прп. Серафима Саровского и свт. Николая Чудотворца - святых, изображенных на иконе Божией Матери. Он чрезвычайно чтил Царя, почитал Царскую власть, в крушении Монархии видел корень всех бед России. Он несомненно знал о грядущих последних временах и о грядущем Царе, который должен явиться в силе и духе Государя Иоанна IV, как и Предтеча пришел в силе и духе пророка Илии. И именно ему в Предвечном Совете поручено было стать Предтечею Воскресения Святой Руси. «Только Верой и только в Церкви можно обрести нам спасение», - говорил отец Феодосий своим чадам и неуклонно вел их к этому спасению. Советы:
. «Земная жизнь для того человеку и дана, чтобы он свободно избрал Бога или диавола - кому здесь служишь, с тем и по смерти будешь...».
«Спасение дается только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей».
. «Что бы ни случилось, принимайте со смирением и любовью».
. «Ближних же своих спасайте, сколь можете - тех, кто еще слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым - даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».

Русский Символ веры

(молитва преподобного Феодосия Кавказкого)
Верую, / Господи, в Православное Царское Самодержавие, / Духом Святым клятвенно утвержденное на вечные времена / освященным Собором и Русским народом / для мира и благоденствия нашего Отечества и для спасения души, / как учили о том же / и все святые угодники Божие русские / последних веков. Аминь.


Источник Феодосия Кавказского на Кубани


Св.Тихон Луховской. Трифон Печенгский

Преподобный Тихон Луховской , Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе.
Трифон Печенгский — русский православный монах, провёл аскетическую жизнь на Кольском полуострове в XVI веке. Он считается основателем Печенгского монастыря. Почитается Русской церковью как святой в лике преподобных, память совершается 15 декабря (по юлианскому календарю). Первое явление преподобного Трифона было самому благочестивому царю Феодору Иоанновичу при осаде Нарвы, в феврале 1590 года. Немцы на рассвете направили пушки свои на шатер, где спал царь. Некий старец в иноческой одежде предупредил его об опасности:
- Встань, государь, выйди из шатра, иначе будешь убит.
- Кто ты такой?
- Я тот Трифон, которому ты подал свою одежду, чтобы твоя милостыня опередила другие. Господь Бог мой послал меня к тебе.
Царь только вышел из шатра, как ядро ударило прямо в царскую постель.


Печенгская обитель .

***
http://www.savvastor.ru
http://drevo-info.ru/
http://andrey-rublev.ru/
http://days.pravoslavie.ru
www.hrono.ru
www.ru-icon.ru
википедия

July 7th, 2012

1. Звенигородская старина

Итак, по счастливому совпадению, путешествие моё началось с Мозжинки, где, как уже писалось в первой части, располагалось одно из дьяковских городищ. К сожалению, найти его точное месторасположение по указаниям в "Археологической карте России" не удалось... отчасти из-за того, что берег Москва-реки в ближнем Подмосковье представляет собой лакомый кусок для разного рода богатеев, отчасти из-за того. что дачи РАН, расположенные в Мозжинке ныне огорожены всевозможными заборами, и наконец от большей части из-за того, что дорога к предполагаемому городищу шла по непроходимому бурелому на склоне оврага, что в сочетании с бессонной ночью, палящим солнцем и тяжеленным рюкзаком было существенным отягчающим обстоятельством. Название этого место - Мозжинка - привлекает внимание своим неславянским звучанием. Не сможет ли оно пролить свет на языковую принадлежность более древних обитателей края? Е. М. Поспелов возводит название к русскому некалендарному имени Мозжа ("Географические названия Московской области. Топонимический словарь.", Москва, 2007, стр. 367). Однако один из местных жителей, бывших в нашей купальской компании, поведал, что деревня называется от речушки Мозжа, а также забавное народное топонимическое предание о том, что это потому, что здесь некогда обитали разбойники, "мозжившие" всем головы. На этой версии мы заострять внимание не станем (это как Яхрома от царевны, воскликнувшей "Я хрома!" и прочие истории, никак не связанные с реальностью). К сожалению, кроме единичного устного свидетельства мне не удалось найти сведений о ручейке Мозже, текущем здесь... Зато есть река Мозжинка, протекающая на стыке Башкирии, Татарии, Удмуртии и Перми. Возможно ли финно-угорское происхождение этого топонима? В данном случае, судить не возьмусь.

Фотография очень слабо передаёт крутизну этого оврага

Дальше предстоял четырёхкилометровый переход до звенигородского Городка через территорию самого города, вдоль магистральной дороги, прямо скажем, без большого удовольствия, и в самом городе внимание моё привлёк разве что вот этот памятник: князю Юрию Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского, при котором в конце XIV - начале XV века город достиг наибольшего "расцвета" в качестве удельно-административного и торгового центра, и "святому" Савве, основателю Саввино-Сторожевского монастыря по благоволению того же князя Юрия. Сей скорбный монумент олицетворяет собою извечную нашу российскую "симфонию властей", соединяющую тиранов духовных и угнетателей мирских с тех самых пор. как русская жизнь была отравлена сложением централизованного государства и насильственным крещением в православие, проведённым по инициативе всё того же государства... с тех пор крест и скипетр рука об руку простираются над всеми горестями нашей земли.

На подступах к Городку - историческому центру Звенигорода, месту первой княжеской крепости на месте города, перпендикулярно руслу реки Москвы вклинивается улица Красная Горка, уходящая резко вверх. Название, разумеется, не случайно. Это тот случай, когда имя улицы прямо наследует от локального географического объекта, что подтверждается крутым подъёмом данной улицы. Красными горками на Руси называли возвышенности, раньше других освобождающиеся от снежного покрова весной и служившие местом народных языческих торжеств. И в Подмосковье и во многих других регионах нашей страны название Красная Горка достаточно широко распространено. Это значимое для духовной жизни наших предков место непосредственно прилегает к бывшей крепости с востока, здесь же поблизости были городские посады, расположившиеся за крепостной стеной.

Подъём на Красную Горку

Сам Городок, он же звенигородский Кремль, являет собою небольшую площадку на довольно крутом холме, с трёх сторон окружённом оврагами, а с четвёртой - резким склоном в долину Москвы-реки. На городке сохранились старинные церкви, хорошо сохранился крепостной вал, кажущийся прямо таки громадным на фоне оплывших валов более древних городищ. Здесь снова резко дали о себе знать уже упоминавшиеся усталость, рюкзак и жара вместе с жаждой. Это было прямо таки изменённое состояние сознание сознания. Мне показалось, что я в шкуре средневекового перехожего калики, что охаживал своими пыльными башмаками сотни вёрст родной земли, ничего не ища, но идя навстречу и встречая, и вновь в пути...
Пройдя за Городок я очутился в лабиринте глубоких оврагов, поросших густым лесом... Я диву дался, как этот город ухитрились дважды взять татары и однажды поляки в Смутное Время, как их конница и пешие полки не увязли в этом лабиринте, не осеклись об угрюмые обрывы крепостного вала?

Кстати, прямо из склонов этого холма бьёт несколько ключей, почитающихся в народе за священные и целебные. К "парадному" роднику, бьющему со стороны дороги и основного входа на Городок, оборудован подход и все условия для сбора воды, чем там постоянно и занимается жиденький, но не прекращающийся поток посетителей. Мне же, честно говоря, вода оттуда показалась невкусной и отдающей серо-водородом... Два ключа в более отдалённом месте, на западном склоне холма, производят куда более чистое и девственное впечатление.

Крепостные валы на Городке, вид изнутри

Один из родников на западном склоне

Теперь путь лежал к месту второго дьяковского городища, что, по указанию в "Археологической карте", должно было находиться в "300 метров к западу от Городка, у ответвления шоссе к д/о Связист, 100 м. от русла, при впадении оврага в долину"... Однако на предполагаемом месте опять едва ли можно было различить следы древних. возможно, оно и вовсе сгинуло под дорожным асфальтом и пансионатной застройкой. Лишь угрюмая почерневшая деревянная статуя советского времени, изображающая богатыря, словно хмурый древний идол возвышается примерно на месте обитания древних "дьяковцев".

К Саввино-Сторожевскому монастырю я уже и вовсе еле плёлся. Кажись, было все +35, хорошо восславили Солнышко накануне! Но после непродолжительного полудремотного отдыха на автобусной остановке в Саввинской Слободе, тоже кстати весьма старинном поселении, ровеснице монастыря, я начал карабкаться в гору, на вершине которой виднелись островерхие крепостные башни и купола... Чтобы пояснить, почему мне на каждом шагу приходилось покорять вершины, словно бы я в Альпах, а не на равнине, уточню, что путь мой в целом пролегал вдоль течения Москвы-реки, по её левому берегу, где сразу за пологой долиной, чуть поодаль от реки начинается длинная гряда холмов, идущая также вдоль реки. на этих-то холмах и расположились многие исторические достопримечательности...

Как вы, должно быть, уже догадались никаким мощам я поклоняться не стал, равно как и свечки не ставил:-) правда грешным делом прикупил в церковной лавке свежего хлеба и медовухи, поскольку с ночи был не емши- не пивши (кстати, цены святые отцы ломят весьма немилосердные)... Вновь посетил местный краеведческий музей, освежил память. В этот раз особенно пристально разглядывал немногочисленные выставленные находки из "домика мёртвых", поскольку к стыду своему я впервые обратил должное внимание на то, что один из немногих дьяковских погребальных памятников находится именно здесь. Потом наслаждался видом с местной смотровой площадки у монастырской стены, вид и правда великолепный, а ещё там был вожделенный тенёк.

Вид с монастырского холма. Можно себе представить какой простор открывается с башен!

Коллекция находок дьяковской археологической культуры в Звенигородском краеведческом музее. А в верхнем левом углу - находки из того самого "домика мёртвых". Описанные в первой части моего повествования бронзовые привески и миниатюрные глиняные сосудики

Домик мёртвых и городище на Сторожке

Однако главным мотивом моего посещения монастыря был не музей и не хлебушек, а то, что он служил для меня ориентиром, чтобы найти самое древнее дьяковское городище на звенигородской земле. Согласно археологической карте, Место лежало в одном километре к северо-северо-западу от монастыря, на мысу левого берега Сторожки. Надо сказать, что после двух неудачных попыток найти места других городищ, я уже сильно сомневался в успехе своего предприятия... Тут мне немного помогла консультация со смотрительницей музея, подсказавшей, где проще пройти берегом речки. Левый берег сторожки являет собой, не сказать, что крутой, но довольно ощутимый склон длиной несколько десятков метров, ведущий в самый низ речной долины. По верху этого склона пролегает дорога от монастыря к монашескому скиту, святому источнику и дому отдыха. Это очень сильно облегчило поиск - поскольку в самом низу городище быть не могло (так вообще не бывает. да и в карте указана высота 27-30 метров над рекой), на склоне тоже особо не разживёшься, мне оставалось лишь искать подходящие плоские площадки у самого склона и окружённые оврагами. Мне удалось это не с первого раза, но вот... взгляд мой упал на тропу, ведущую в сторону от дороги к оврагу, но при этом немного вверх, и вот - радостное предвкушение сменилось эйфорией. когда стало отчётливо видно, как тропа перемахивает через оплывший вал и ведёт дальше на весьма характерную площадку, окружённую со всех сторон кроме одной овражками. Это оно! Здесь жили достойные люди давно минувших лет, я стоял и смотрел вниз на длинный лесистый спуска там же, где полторы тысячи лет назад стояли они, там же, куда и спустя столетия их потомки приносили прах своих почтенных предков. Удивительное чувство обуревает меня всякий раз. когда я в таких местах.

На этот раз, однако, радость моя была сильно подгажена половником дёгтя в виде мусора и алко-столика, вносивших в общую атмосферу ощущение бомжатника и осквернения. Надо бы там устроить субботник! Облазив городище и побыв там некоторое время, я понял. что надо бы сюда вернуться - в более сосредоточенном настроении...

Тропа форсирует три вала, которые тысячелетия назад были призваны остановить врага при подступе с незащищённой оврагами стороны

Весёлый столик. Нет, здорово конечно, но почему именно здесь и почему бы мусор за собой хотя бы не унести?!

Яма от раскопок, в центре площадки городища. Возможно именно здесь располагался "домик мёртвых"

Починка моста на Сторожке и отъезд

Хронологический принцип неумолимо требует от меня поставить один их самых интересных эпизодов путешествия в самый конец. В этот раз получилось до неприличия много букв, да и потом я с горечью чую, что мой стиль письма год от года становится всё более тяжёл и громоздок.... Но надеюсь, кто-то всё же читает ещё эти строки.

Итак, с городища я отправился к святому роднику, рядом с которым, как мне сказали, должен был быть мост через речку и дальше можно было бы пройти на станцию окружной железной дороги (БМО), где как раз должна была быть вечерняя электричка...

Но на подходе я увидел. что мостик со своего места вывернут, вокруг возится толпа мужиков, среди них пара монахов и священник, а чуть поодаль ходят и причитают живописные тётушки в косынках... я почти машинально решил пройти мимо и искать брод выше по течению. не то. чтобы мне не хотелось помочь разобраться с мостом. Просто, "в одном челне" с попами мне право не уютно. Есть у меня на это ряд своих причин. Но одна из тётушек заприметила меня и позвала на помощь. поведав попутно, что мост "снесло водой" (не знаю, правда, что это за паводок там у них в конце-то июня, что вода мосты уносит?). Ну тут отказываться вариантов не было, и я присоединился к коллективному труду. Коллектив был тот ещё: толпа человек пятнадцать алкоголично-гопницкого вида мужичков с южнорусским или украинским говорком, руководимые уже помянутыми представителями священства. Кто были эти мужички? Монастырские трудники или ещё кто? Для меня осталось это тайной. Головой был отец Феодосий, игумен скита святого Саввы, про него кое-что есть в сети даже. Он, похоже, ветеран Афганистана. Мне он предстал как такой грубовато-простоватый и слегка экзальтированный старец с седой бородой. Любопытно было наблюдать за его взаимоотношением с остальными: он явно пользовался определённым авторитетом, хотя и достаточно зыбким и неформальным.
Деятельность заключалась в том, чтобы, пихая и перекатывая, водрузить на своё место мосток, сколоченный из трёх массивных, прямо неподъёмных, брёвен и досчатого настила... Долго ничего не получалось, в итоге примостили кое-как, до приезда трактора. За это время я успел схлопотать от отца Феодосия по рукам, то ли за нерадивость. то ли за площадную брань. Вообще работка не из простых. Очень горьким для меня эпизодом стал момент, когда отчаявшись справиться только руками, решили подложить под мост брёвна, чтобы катить по ним. Ну и разумеется "венцы божьего творения" в растеньях ни малейшей ценности не видя, принялись рубить живые деревца на берегу. Теперь жалею и друзья упрекают, что постеснялся запечатлеть Феодосия, рассекающего по берегу с бензопилой в руках. Попутно к реке подбегали тётушки-косыночки - просили Феодосия их благословить, что было довольно забавно. Говорить за деревья я им ничего не стал. ясно было, что от этой публики я бы получил в лучшем случае насмешки. Но вот, мост стал проходим и, смущённо выслушав похвалы и благодарности отца Феодосия в свой адрес, я в смешанных чувствах отправился к станции.

Слева, на заднем плане, уже за рекой, кирпичные постройки скита Саввино-Сторожевского монастыря. вид со станции

Станция это отдельная песня. Станция Дюдьково. Она необычная - она на Большой Московской Окружной железной дороге, которая соединяет все радиальные железнодорожные ветки из столицы и по которой гоняют, в основном, товарняки. Однако три раза в день (на разных участках по-разному) ходят и электрички. Станции тут низенькие, плиты на земле. Электрички стабильно ходят с опозданием, а на подъезде помощник машиниста спросил меня с подножки кабины, куда я еду - на станциях, где никто не стоял и никому не надо было выходить, поезд попросту не останавливался. В общем, ощущение глухой железной дороги где-то очень-очень глубоко в глубинке... Вспомнилось как летом минувшим я запрыгивал почти на ходу в поезд в Центральной Карелии, на станции Химолы... после высадки с той электрички приключения закончились - мне оставалось лишь добраться до постели и, наконец, забыться крепким сном...