Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы. Литературно-музыкальная композиция "9 Мая" Начало к музыкальной композиции 9 мая

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого Дню Победы в ВОВ.

Автор: Холкузиева Раиса Фёдоровна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: МБОУ "Общеобразовательная школа № 100", г. Кемерово

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого Дню Победы в ВОВ. За основу взят «Реквием» Р. Рождественского. В процессе используются записи песен.
Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, повышение интереса к героическому прошлому Родины, ветеранам, одержавшим Победу на фронтах ВОВ.
Задачи: прививать любовь и уважение к своей Родине и народу; способность выражать благодарность ветеранам ВОВ.

Ход мероприятия

Звучит песня «Бухенвальдский набат» муз.: В. Мурадели, сл. А. Соболева.
Песня «Бухенвальдский набат», музыка: В. Мурадели, сл. А. Соболева.

Ведущий 1: Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем. (А. Твардовский)
1-ый чтец:
Мы по тропинке школьной в жизнь вступаем
И понимаем, помним до конца
Что эту тропку проложил Абдулов
И заслонил Абызов от свинца.
2-ой чтец:
Мы мечтаем, учимся, строим на просторах мирной земли,
Потому что бойцы-герои от огня планету спасли.
(Была война… - проекция открыток с изображением войны)


Ведущий 1: Около двух миллионов человек сражались на всех фронтах в разных полках и дивизиях. Из Кузбасса было отправлено на фронт несколько дивизий и полков. Это – 486 артиллерийский полк, 133-й, 376-й, 383-й, 237-й и 22-й полк добровольческой гвардейской дивизии.


Ведущий-2: Первыми из наших земляков, принявших участие в боях с гитлеровскими полчищами, были солдаты и офицеры 681-го полка 133-й дивизии. Тысячи кузбассовцев были удостоены многих высоких наград, а двести сорок наших старейших земляков стали героями Советского Союза.
3-ий чтец:
В историю Кузбасса своего,
В истории отечества родного
Ребята поколенья моего
Вписали кровью памятное слово.
Их сердцем молодым Москва жива.
Они Рейхстаг победно штурмовали.
Ведущий 1: Это слова Михаила Небогатого – нашего земляка. В этом году ему исполнилось бы 95 лет. «Он был на фронте все четыре года за много вёрст от дома своего». И как поэт он «Родился» на войне. Это ему принадлежат слова: «Не стареющая, вечная красота земли родной».
4-ый чтец:
Бессильна смерть.
Кровавый росчерк пули
Не зачеркнул героев имена.
У их могил в почётном карауле
Стоит сегодня вся моя страна.


Ведущий 2: Нет, не забыть боль и горечь утрат, нанесённые войной.
Двадцать миллионов лучших сыновей и дочерей потеряла в Великой Отечественной войне Родина-мать.
5-ый чтец:
Спасибо им – героям в битве павшим,
Спасибо тем, кто и сейчас в строю!
(звучит «Реквием» Д. Кабалевского)
5-ый чтец:
Если молнии в тучах заплещутся ярко
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара,
Ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю: Солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: Песня тяжёлых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни
Повторяю: Вечная слава героям!
И бессмертные гимны, прощальные гимны
Над бессонной планетой плывут величаво.
На фоне песни Р. Гамзатова «Журавли» (перевод Н. Гребнёва, музыка Я. Френкеля) проекция открыток. (Или видеоклип песни)


6-ой чтец:
Пусть не все герои те, кто погибли,- павшим вечная слава!
Вечная слава!
Ведущий 1: Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.
6-ой чтец:
Вера Волошина, Юрий Двужильный, Павел Сарыгин, Василий Мрязев, Иван Волков, Александр Епанчин, Михаил Абызов, Лидия Попова, Иван Абдулов, Сергей Якимов, Геннадий Красильников, Владимир Мызо, Сергей Пальчиков, Фахрутдин Загидулин, Василий Сидельников, Михаил Барабанов, Василий Барабанов, Иван Барабанов, Александр Гиззатулин, Владимир Рублёвский, Павел Петров, Павел Шинкоренко, Ваня Иванов.



Ведущий 2: И как тут не вспомнить стихотворные строки:
Я кровный сын народа…
По имени Иван
Стариннейшего рода
Рабочих и крестьян.
И возвратил свободу
Десяткам разных стран
Сын русского народа
По имени Иван.
6-ой чтец:
Это нужно не мёртвым!
Это надо живым!
Вспомним гордо и прямо
Погибших в борьбе…
Есть великое право:
Пожелать и посметь!
Стало вечною славой
Мгновенная смерть!
7-ой чтец:
Слушайте!
Это мы говорим, мёртвые.
Слушайте!
Это мы говорим оттуда, из тьмы.
Слушайте!
Распахните глаза.
Слушайте! До конца.
Это мы говорим, мёртвые,
Стучимся в ваши сердца…
8-ой чтец:
Не пугайтесь!
Однажды мы Вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесём в тишине.
8-ой чтец:
Мы забыли, как пахнут цветы,
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле без нас?
Как светлеет река
И летят облака над нами без нас.
Мы забыли траву.
Мы забыли деревья давно.
Нам шагать по земле не дано.
9-ый чтец:
Только самое страшное,
Даже страшнее, чем смерть:
Знать, что птицы поют на земле без нас!
Что светлеет река
И летят облака над нами,
Без нас продолжается жизнь.
И опять начинается день.
10-ый чтец:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Пламя ударило в небе!
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
(«Священная война». Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).
1-ый чтец:
Родина!
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твоё – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!
2-ой чтец:
Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звёзды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат,
И слышалась поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
3-ий чтец:
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово.
На наших знамёнах начертано слово;
Победа! Победа!
4-ый чтец:
Во имя Отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!
Войну мы должны сокрушить.
И не было гордости выше
И не было доблести выше –
Ведь кроме желания выжить,
Есть ещё мужество жить!
(Звучит песня «День Победы». Сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова, на экране – кадры празднования Дня Победы.)


(На фоне проекции картины «У могилы».)
5-ый чтец:
Чёрный камень, чёрный камень,
Что ж молчишь ты, чёрный камень?
Разве ты хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то
Стать надгробьем для могилы русского солдата?
Ведущий: (на фоне проекции стелы).


В городе Кемерово северную часть улицы Весенней на набережной Томи венчает стела – монумент в честь воинов-кузбассовцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, у подножия которого горит Вечный Огонь Славы. Здесь по традиции проходит торжественное празднование Дня Победы.
Все чтецы произносят хором:
«Никто не забыт! Ничто не забыто!»
Ведущий:
В этих словах и чувство глубокого уважения нашего народа героическому прошлому, и гражданская ответственность перед настоящим и будущим. Проходят годы, уходят из жизни очевидцы событий, но люди, свершившие подвиги, живут вечно.
6-ой чтец:
Пускай идут, торопятся года
В пороше снежной,
В майской тёплой сини –
Не забывайте, люди, никогда
Живых и мёртвых
Воинов России! (М. Небогатов)
7-ой чтец:
Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький, единственный…
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя,
Горюшко моё, - где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого.
(Звучит песня «Солнечный круг». Сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского.)
8-ой чтец:
Эта песня о солнечном свете,
Эта песня о юной планете,
У которой всё впереди!
8-ой чтец:
Именем солнца, именем Родины
Клятву даём.
Именем жизни клянёмся павшим героям:
То, что отцы не допели
Все чтецы произносят хором:
Мы допоём!
9-ый чтец:
То, что отцы не простроили,
Все чтецы произносят хором:
Мы построим!
10-ый чтец:
Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните.
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны Памяти.

1-ый чтец:
Помните!
Песню свою, отправляя в полёт – помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!


2-ой чтец:
Люди Земли!
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда, -
Заклинаю –
Все чтецы произносят хором:
Помните!
3-ий чтец:
Так пусть же видят все простые люди,
Как делу мира мы верны.
И судят по делам родной страны,
Хотят ли русские войны?(звучит песня «Хотят ли русские войны?» Сл. Е. Евтушенко, муз. Э.Колмановского).

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Поклонимся великим тем годам»


Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувства к Родине.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с историей нашей страны.
2. Продолжать формировать у детей чувство патриотизма через знакомство с творчеством периода Великой Отечественной войны: песнями, танцами, стихами.
3. Вызвать у детей чувство сострадания к тем, кто не вернулся с войны;
4. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны
Описание: Данный сценарий может быть использован в работе музыкальных руководителей, воспитателей, родителей и детей подготовительной к школе группы.
Костюмы: Военная форма для мальчиков, костюмы поварят 2 шт. костюмы медсестер, костюмы журавлей.
Оборудование:
Котелок, поварешка, лошадка на палке, венок, вечный огонь.

Ход композиции:

Фонограмма «Эх, дороги» муз. А.Новикова.
Дети в военной форме парами заходят в зал и встают в шахматном порядке пред зрителями.


Ведущая –
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)
Фонограмма «Голос Левитана – начало войны»
Фонограмма «Священная война» Муз А.Александрова

1 ребенок –
Все на рассвете мирно спали,
Ночь таяла как - будто тень.
И жители Земли ещё не знали,
Какой рождался страшный день.
2 ребенок -
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым чёрным днём,
От крови покраснеют реки,
Земля опалится огнём.
3 ребенок -
Тот день всю жизнь на "до" и "после"
Разделит раз и навсегда,
Никто не мог представить вовсе,
Что в этот день придёт война.
Н. Андриянова
4 ребенок -
Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток. Их строй
Нёс, притаясь, начало новой ноты,
Что, дирижёрским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полёта
Начнёт запев по имени - война.
Н. Браун
Фонограмма «Поклонимся великим тем годам». Муз. А Пахмутовой
Дети перестраиваются в две шеренги лицом друг к другу.
Двое мальчиков проходят сквозь строй и возлагают венок к вечному огню.


1 ребенок -
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
2 ребенок -
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
3 ребенок –
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...

Песня «У вечного огня» муз. А. Берлякова

Ведущая – Почтим память павших героев минутой молчания.

Фонограмма Минута молчания.


Фонограмма «Тёмная ночь» муз. Н.Богословского.
Солдаты располагаются на отдых. Кто пишет письма, кто штопает одежду, кто сидит у костра.
Ведущая –
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут.
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Солдат мальчик -
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть-
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
Ольга Каспирович

Песня «В землянке» муз. К. Листова


Фонограмма «В лесу прифронтовом» муз М. Блантера
Солдат мальчик подходит к девочке медсестре.

Солдат -
Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Может быть, вальс потанцуем,
Дорогая моя!
Дети-солдаты расступаются, освобождают площадку для танца
Танец «Вальс»


Фонограмма «Извозчик муз. В.Пушкова.
Двое детей в поварских колпаках с котелками едут на лошади.

Ведущая –
По дороге громыхая
Едет кухня полковая,
Повар в белом колпаке
С поварешкою в руке.
Повар –
Эй, служивые, вставайте!
Чашки, ложки доставайте.
Ох, и каша хороша,
Пробуй, русская душа!


Солдаты выстраиваются в очередь к кухне, получают свой паёк и располагаются обедать. (Имитация)
Фонограмма «Давай закурим»муз. М.Табачникова.
Мальчик-солдат выходит на круг и читает отрывок из поэмы «Василий Тёркин»

Нет, ребята, я не гордый,
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив ещё? – едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне её тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое –
Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
А в руках моих тальянка…
Будет пляска или нет?
А. Твардовский


Пляска «Кадриль»

Звучат фанфары. Все строятся в колонну по одному.
Фонограмма «В путь» муз. В. Соловьев-Седой
Дети маршируют на месте.
Ведущая –
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда - в сорок пятом!!!
Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем!!!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!!!

Дети проходят строем по залу и садятся на стульчики.
Ребенок –
Видела вся планета
В тучах огня и дыма -
Армии слава бессмертна,
Воля несокрушима.
Армии сила стальная
Двигалась как лавина
По берегам Дуная,
По площадям Берлина.

Мальчики исполняют танец «Казаки в Берлине» муз. Д.Покрасс


Ребенок –
Только не смеет время
Вынуть из песни слова,
Только доброе семя
Всходит снова и снова -
Мы на огне горели,
Мы по сугробам спали,
Многие - постарели,
Многие - в поле пали.


Девочки исполняют танец «Журавли» муз. Я.Френкеля


Ведущая –
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Фонограмма «Голос Левитана- окончание войны»

Фонограмма «День Победы» муз. Д.Тухманова.
Дети выполняют торжественное перестроение, выстраиваются в четыре колонны перед зрителями.


Ведущая –
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
(А. Твардовский)
1 ребенок -
Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
2 ребенок -
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши прадеды и деды.
3 ребенок -
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
4 ребенок -
Эту песню посвящаем
Нашим прадедам и дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!
Абдулхак Игебаев

Песня «Наследники Победы» муз. Е. Зарицкой

Все - Мы победили! Ура!

Сценарий театрально – музыкальной композиции «Память сердца», посвященной

Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Звучит песня «Изгиб гитары»

Фонограмма колоколов.

1 вед . Много лет живёте, вы колокола.

Много знаете о жизни на Руси,

2 вед . Расскажите на, колокола,

Расскажите всё, о чем нельзя молчать,

В нашем гуле день за днём стучат/

Для которых нет ни солнца, ни дождей,

Позабывших, как цветут поля.

Не увидевших своих детей.

4 вед. Почему, когда спокойно на земле,

И прозрачны голубые купола,

В каждом городе по всей большой стране,

Всё звонят колокола, колокола….

1 вед. Много лет живёте, вы колокола.

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать.

Что вы помните, и что нельзя забыть…

(на экране слайды Мамаева кургана)

2 вед . Я не участвую в войне-

Она участвует во мне.

И отблеск Вечного Огня

Дрожит на скулах у меня.

3 вед. Всем, кто добыл Победу – посвящается!

Выходят девочки 1,2 (7-8 класс), ведущие стоят рядом с ними.

(Звучит фонограмма «Рио Риты».) Музыка затихает

(Звучит отрывок мелодии «Синий платочек»). Девочки поют:

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Ребята – ведущие подошли к девочкам, приобняли их. Отошли от девочек, вышли вперед, построились в 2 шеренги.(Негромко зазвучала «Священная война»). Ребята повернулись и молча ушли.

Девочки 1,2 стоят чуть в стороне и молча смотрят вслед ребятам.

Девочка3 читает стихотворение А. Дементьева «Березы России».

(Звучат колокола, затем звук немного затихает).

4 вед . Мы помним,

Мы помним, как жили мечтой –

Вернуться с Победой под кров свой родной.

Мы верили свято, и были верны –

Той вере, которой мы были сильны.

1 вед. Над памятью нашей – время не властно.

Ничто не прошло для нас стороной,

Закрою глаза лишь на миг – и ясно

Снова былое встает.

(Колокола стихают. Слышны звуки боя. Они то приближаются, то удаляются).

Мальчик1 читает стихотворение А.И. Твардовского «Рассказ танкиста»).

(Звучит мелодия «Эх, дороги …» ,затем немного затихает).

Девочки: Мама, а что такое война?

(Продолжает звучать фонограмма «Эх, дороги…»,выходят 4 ведущих ).

1 вед . Война – жесточе нету слова.

2 вед. Война – святее нету слова.

3 вед. Война - страшнее нету слова.

4 вед . Война – печальней нету слова.

(«Эх, дороги…» затихает).

Вед. отходят в сторону.Звучит песня «Моя Москва» в исполнении вокальной группы).

Девочка и мальчик (9-10 кл.) выходят вперед. Звучит их диалог:

Девочка: Скоро рассвет…Наш последний рассвет…

Мальчик : Не думай об этом…Что ты делал в этот день до войны?

С .: Сегодня, какое число?

А.: Не помню… Наверное, как всегда, сбежал с лекции…(Усмехнулся) на концерт в Колонный зал…

С.: А я никогда не был на концерте в Колонном зале…Это, наверное, интересно?

А.: (после паузы) Очень…

Вок. группа исполняет песню «Сережка Малой Бронной и Витька с Моховой ».

Выходят 1,2,3 ведущие:

. Над землей бушуют травы.

Облака плывут, как павы.

А одно, вон то, что справа,-

И мне не надо славы.

2 в. Ничего уже не надо

Мне и тем, плывущим рядом.

Нам бы жить – и вся награда.

Нам бы жить.

А мы плывем по небу.

3 вед . Эта боль не убывает.

Где же ты, вода живая?

Ах, зачем война бывает?

Ах – зачем?

Зачем нас убивают?

Облака, облака.

В.группа исполняет песню «Журавли».

Песня закончилась. Появляется, держа в руках шкатулку мальчик. К нему подходит девочка.

Надя : Что у тебя там?

Толик : Письма.

Надя : Письма.

Толик: Да. С той, далекой войны.(вынул из шкатулки письма).

Надя : А почему без конвертов и марок?

Толик : Так было.

Надя : А твои письма настоящие?

Толик : Настоящие. И среди них письмо, которое я написал моему прадеду, воевавшему в ту войну. А еще я посвятил ему стихи. Вот послушай. (Читает стихи и письмо).

Выходит 4 вед.:

4 вед . Кто сказал, что на войне песня не нужна,

Тот не знает, как она для бойца важна.

Прибаутка, шутка, друг,

Помогает жить.

Ну, а песня для бойца.

Что воды испить.

Той живой воды, что нам

Силы придает,

А в недобрый час беды –

Жизни сбережет.

Звучит веселая мелодия

В. группа поет песню про гармонь.

Выходят 4 ведущих:

1вед . Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые.

Где извещенья похоронные,

И перестуки эшелонные.

2 вед . Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

3 вед . Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России.

А мы такие молодые.

4 вед . Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Бреста до Берлина -600. Итого – 1600 километров. … Это если считать по прямой…

1 вед . Так мало, правда? 1600 километров – это поездом если, то менее двух суток, самолетом – примерно 3 часа… Перебежками и по- пластунски – 4года!

2 вед. Четыре года! 1418 дней, 34 000 часов. И 26 миллионов погибших советских людей.

(на экране цифры )

3 вед. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к большим цифрам. Мы легко произносим: «Тысяча километров в час, миллион тонн сырья, миллиард долларов прибыли… Но 26 миллионов погибших… Вы представляете себе. Что это такое?

Вед. уходят.

В. группа исполняет песню «Здесь птицы не поют».

Звучат колокола, затем затихают. Звучит первая фраза песни Д.Тухманова «День Победы».(фонограмма).

Выходит 4 вед.:

4 вед . Победа! Ура! Да здравствует Победа! Наша взяла!(остается на сцене).

Выходит девочка:

Девочка. Это вальс, это вальс, это вальс…

Это медленный плавный полет…

Для него, для нее,

И для вас

Вальс над городом нашим плывет.

Для девчонок, изведавших бед,

Для мальчишек, крещенных войной.

Через столько немыслимых лет

Снова звуки его над Москвой.

В. группа поет «Вальс», дети танцуют.

Выходят 1,2 вед.:

1вед. И на синих просторах Земли

Столько дел, ожиданий и встреч!

Это вы нашу землю спасли.

2 вед. Сквозь время, что страною пройдено,

Сквозь звоны всех колоколов.

Всегда я слышу слово – Родина,

Что мне дороже всяких слов.

На этом наша театрально – музыкальная композиция закончена.

«Победа в сердце каждого живет»

Разработала Абитова Келбет Азанбековна-учитель истории Горного Алтая

Аннотация: разработка представляет собой сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне. Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формирования патриотических чувств у обучающихся. В данной разработке представлены стихи и песни о войне.

Цель: воспитание патриотизма, гордости за подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны, интереса и уважения к историческому прошлому родной страны.

Задачи:

формировать у учащихся знания о подвигах горноалтайцев в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.; о героях-тружениках, о поэтах Горного Алтая в годы войны;

способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;

воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, к истории малой Родины.

Участники мероприятия : учащиеся 9 -11 классов школы.

Оформление зала: лозунги, плакаты о ВОВ, рисунки и стенгазеты, выполненные учащимися, воздушные шары.

Оборудование: компьютер, СД с презентацией, записи песен «Священная война», Л.Лещенко «День Победы»

Чтец

Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года,
Им не затмить тот яркий лучик света,
Победа в сердце каждого живет.
Она во мне, как праздник самый светлый.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду,
Что засияла ярко в сорок пятом.
Средь тысяч звезд ее всегда найду,
Победа для меня навеки свята.

(Выходят 2 ведущих).

1 ведущий . Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов посвящается это выступление.

2 ведущий. Сегодня у нас необычный день, мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника-дня Победы над фашистской Германией.

(Слайд №1 - фото ветеранов).

1 ведущий.

Глянь на живых,
Пока они живы...
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые,
Спасло от рабства вольную страну.

2 ведущий.

Глянь на живых. Они ведь смерть встречали,
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами,
О тех друзьях, что спят в земле сырой.

1 ведущий. Прошло более 70 лет с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая праздник необычный. Всякий праздник - это, прежде всего, радость, веселье и смех. А 9 Мая праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.

Вспомним, как наш народ шел к этой Победе.

(Слайд № 3)

2 ведущий. На рассвете 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. Началась Великая Отечественная война Советского народа против фашистских захватчиков.

1 ведущий. 22 июня на заседании Ойротского обкома ВКП(б) и облисполкома был обсужден мобилизационный план. Для обеспечения его выполнения по районам было послано 10 человек из партийного актива. В первый же день в г. Ойрот-Тура (ныне г. Горно-Алтайск) было подано 119 заявлений, в том числе от 65 женщин. Всего лишь за несколько дней после начала войны по области поступило свыше 800 заявлений добровольцев, из которых более 200 заявлений было от женщин. В июле месяце из Кош-Агачского района ушло на фронт 90 добровольцев. В их числе Чагандай Карманов - бывший председатель колхоза «10 лет Октября».

2 ведущий.

Война- жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война- святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все 4 года.

(Слайд №4 - Запись песни “Вставай страна огромная”.)

1 ведущий . Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности.

2 ведущий Подвиги горноалтайцев высоко оценены Родиной. Достаточно сказать, что наша небольшая по численности населения автономная область дала Родине 25 Героев Советского Союза. Кроме двадцати пяти Героев Советского Союза, в Республике Алтай хорошо известно имя полного кавалера ордена Славы Чевалкова Вениамина Владимировича.

(Слайд №5)

25 нашим землякам присуждено звание Героя Советского Союза: Боляев Яков Илларионович, Гордополов Геннадий Дмитриевич, Елеусов Жанбек Акатович, Ермолаев Феогент Филиппович, Казаков Тимофей Токурович, Камзараков Дмитрий Константинович, Ленкин Александр Николаевич, Маскаев Михаил Филиппович, Морозов Лаврентий Ильич, Нагибин Николай Анисимович, Налимов Сергей Венедиктович, Ноговицин Пимен Николаевич, Осипов Илья Тимофеевич, Паршуткин Тимофей Иванович, Стяжкин Михаил Михайлович, Семенов Иван Ильич, Стренин Федор Михайлович, Тартыков Семен Владимирович, Трофимов Николай Игнатьевич, Трофимов Евгений Федорович, Тугамбаев Кыдран Александрович, Уфимцев Сергей Кириллович, Федоров Николай Дмитриевич. Харитошкин Василий Иванович, Шуклин Илья Захарович.

1 ведущий. Около двух тысяч участников войны были награждены орденами. 4677 человек награждены медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», более десяти тысяч воинов отмечены боевыми медалями за освобождение городов Советского Союза и европейских стран, а также за участие в крупных военных операциях. Посмотрев на награды наших ветеранов, можно увидеть названия почти всех столиц современной Центральной и Восточной Европы.

(Слайд №6)

2 ведущий Для трудящихся Горного Алтая Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была серьезным испытанием на прочность, проверкой его морального духа и национального самосознания, верности великому братству народов. Самоотверженно трудились в эти суровые военные годы труженики тыла.

1 ведущий- Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт.

2 ведущий - Наша область остро ощущала нехватку крепких рабочих рук у станков, заводов, на колхозных полях. Так, общая численность квалифицированных рабочих в связи с мобилизацией уменьшилась на 30%. Несмотря на тяготы войны, промышленность области вносила свой посильный вклад в победу над врагом.

(Слайд № 7)

1 ведущий В Горном Алтае в первые месяцы войны были проведены огромные работы не только по мобилизации людских и других ресурсов, но и по приему эвакуированного населения.

В августе - октябре 1941 года в город прибыли два вуза - Московский педагогический институт им. К. Либкнехта и Государственный плодово-овощной институт им. И. В. Мичурина из Тамбовской области.

В областной центр была эвакуирована из Ленинграда школа военно-воздушных сил.

В области были размещены три эвакуированных детских учреждения, много семей военнослужащих и других граждан из прифронтовой полосы. Всего было принято и размещено около 5 тысяч человек. Жители Горного Алтая по-братски приняли всех эвакуированных.

2 ведущий Единственной отраслью, имевшей оборонное значение, была горнорудная промышленность, созданная в области в начале войны. Промышленная разработка ртути имела большое значение для страны, поскольку Горный Алтай стал единственным центром по добыче этой руды. Строительство Акташского рудника началось в декабре 1941 года.

(презентация ученика)

1 ведущий. В огне великого испытанья рождались новые поэты. Незабываемы заслуги литераторов, которые винтовкой и пером защищали свое Отечество. Оставшиеся в тылу писатели, не покладая рук, трудились во имя великой победы.

(Слайд №8)

2 ведущий. В первые же дни войны ушли добровольцами на фронт алтайские литераторы И. Тантыев, В. Иртанов, Т. Кукуев, Я. Бедюров, И. Шодоев. И. Кочеев. Н. Куранаков и другие. В героической обороне Ленинграда участвовала поэтесса А. Саруева, в обороне Москвы принял участие поэт и прозаик С. Суразаков. Некоторые из них пали смертью храбрых на полях сражений.

1 ведущий Профессиональная алтайская литература периода Великой Отечественной войны была представлена в основном именами Н. У. Улагашева, П. Кучияка, Ч. И. Енчинова. На страницах областных газет периодически появлялись стихи и очерки Ч. А. Чунижекова, стихи других начинающих авторов. Эти писатели, своим творчеством в годы военного лихолетья как могли, приближали день Победы

Чтец

Песня, песня! Я твой навсегда!

Ты мне крылья дала.

Ты меня увлекла из гнезда,

Над землей подняла!..

Помню фронт. Как поют на войне!..

Пел солдат, и слеза

По щеке, как ручей по стерне,

Покатилась, скользя…

То о Родине песня была!

Вновь я вспомнил тогда

Наши горы, озер зеркала,

Избы сел, города…

Перед боем та песня была!

На пути боевом

В бой за жизнь,

Против смерти звала

Всем своим существом.

Может пуля отыщет певца

В том бою у села?

Только песне не будет конца,

Песне, что в бой звала.

1 ведущий - В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И понимаем, что за всё. Что мы имеем - жизнь и праздники в нашей жизни, - мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех условиях, когда казалось, что невозможно было выжить.

2 ведущий .4 года.1418 дней, 34000 часов, и более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет.

1 ведущий.

Помните!
Через века, через года,-
Помните, о тех,
Кто уже не придет
Никогда-помните!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших,
Будьте достойны!
Вечно достойны!

2 ведущий.

Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда, не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат,
Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье…
Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания.)

1 ведущий.

В девятый день ликующего мая.
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края.
Мир победил! Окончилась война!

2 ведущий.

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем всех с великим днём,
С днём нашей славы.

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордость за свою страну, благодарность и уважение к ветеранам ВОВ.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит радостная весёлая мелодия. Дети играют, читают книги, скачут, играют с игрушками, шепчутся (5-6 человек).

Ученик

Если скажут слово "Родина",

Сразу в памяти встаёт

Старый дуб, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Со скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Звучит запись с голосом Левитана: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города… Звучит запись песни «Священная война» (А.Александров, В.Лебедев-Кумач). Входят дети, одетые в военную форму и читают стихи.

1 ученик.

Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

2 ученик.

Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

3 ученик. 41-й! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.

Звучит запись песни «Священная война».

4 ученик.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат,
До свидания, мальчики,
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Учитель: На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. «Все для фронта, все для победы» – повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

5 ученик.

Да разве ж об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Остался один на один.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
Рубила, возила, копала –
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Учитель: Солдаты сражались во имя мира. В передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах они писали письма домой. Письма посылали без конвертов, свернув их треугольником.

Звучит песня «Землянка» (К.Листов, А.Сурков). Три мальчика изображают у «костра» бойцов на привале, которые пишут «письма».

6 ученик. Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Неблизок путь, далек родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

7 ученик. По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Свое большое счастье защищая.

(Мальчики складывают письма треугольниками, встают и уходят)

Учитель: На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу.

(Группа детей выстраивается в шеренгу, у каждого в руках плакат с портретом пионера – героя. Дети произносят фамилию героя)

9 ученик. Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.

Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.

10 ученик. Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, все равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.

11 ученик. И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнем,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идем.

Учитель: Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских воинов у стен Брестской крепости, под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Севастополем, на Курской дуге. Трудно было. А выжить помогла песня. Особенно дороги нам песни военных лет.

Дети исполняют попурри из песен военных лет. «Катюша» (М.Блантер, М.Исаковский)

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.

«На безымянной высоте» (В.Баснер, М.Матусовский)

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из 18 ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.

«Эх, дороги» (А.Новиков, Л.Ошанин)

Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

«Журавли» (Я.Френкель, Р.Гамзатов)

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда – то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех давних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Учитель: Война длилась 4 страшных года – 1418 дней и ночей. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

12 ученик.

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Победа!
Победа!
Во имя Отчизны –
Победа!
Во имя живущих –
Победа!
Во имя грядущих –
Победа!

Учитель: В годы Великой Отечественной войны погибли более 20 миллионов советских людей. Объявляется минута молчания. Почтим память павших.

Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда.
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны,
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Звучит песня «День Победы» » (Д.Тухманов, В.Харитонов)

13 ученик.

Нам нужен мир – тебе, и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.

14 ученик.

Кому мешает этот мир – с цветами на опушке?
Кто в этот мир, чудесный мир
Прицелился из пушки?
Я буду рад…
Ты будешь рад…
И все мы будем рады…
Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!
Зачем же вновь пугают нас
Со злобой затаенной
То страшной атомной войной,
То бомбою нейтронной?

15 ученик.

«Нет!» – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
А небо синим – синим.
Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться.
Так пусть она цветет всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее
Влюбленными глазами!

16 ученик.

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжёт в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

17 ученик.

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

18 ученик.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

19 ученик.

Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Дети исполняют песню «Солнечный круг».