Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока : Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими.
Целевой план действий для учащихся:
Добиться усвоения темы «Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове»
Развивать речь, аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию
Воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе
Активизировать творческие способности учащихся
Банк информации:
а) входной контроль
Что такое алфавит?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных букв?
Сколько согласных букв?
Какие буквы не обозначают звука?
Б) объяснение нового материала (лекция с элементами беседы (адаптирование для всех))
Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем какие бывают гласные звуки.
Прочитай.
Голубенький, чистый
Подснежник - цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок.
Спиши. Подчеркни гласные буквы. Какие звуки они обозначают?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и баюкать, Но не желают шипеть и молчать .
При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.
Гласный звук образует слог: у|че|ник.
Гласные звуки: а, о, и, ы, у, э.
Буквы для обозначения гласных звуков: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
Скажи, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают.
Произнеси гласные звуки.
Какие знаем особенные гласные буквы?
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают в слове слияние двух звуков? А когда один звук?
в) закрепление нового материала
Уровень А
Задание 1.
Цель: закрепить теоретический материал лекции.
Спиши предложение. Из какой сказки оно? Подчеркни гласные буквы.
Пришла лиса в гости к журавлю.
Уровень Б
Задание 1.
Методический комментарий для учащихся : Какие гласные звуки ты знаешь? А какие гласные буквы ты знаешь?
Выпиши слова, в которых буквы гласных обозначают два звука.
Ясли, дыня, зёрна, ёжик, ель, тень, июнь, люстра.
Уровень С
Задание 1.
Цель: закрепить теоретический материал лекции
Методический комментарий для учащихся : Какие гласные звуки ты знаешь? А какие гласные буквы ты знаешь?
Прочитай стихотворение.
Миша чинит сам розетки,
Лампы, пл…тки, …тюги.
М…шу зн…ют все соседки,
Часто пр…сят:
Помоги! (Г.Ладонщиков)
Назови, какие пропущены в словах буквы. Объясните, какие звуки они обозначают. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Выходной контроль
Уровень А
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал/а…
Методический комментарий для учащихся :
Уровень В
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал/а…
Самым интересным для меня было…
Методический комментарий для учащихся :
Уровень С
Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.
Заверши тезис:
Сегодня на уроке я узнал/а…
Самым интересным для меня было…
Методический комментарий для учащихся :
Использованные ресурсы:
1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011
2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» Москва «Просвещение» 2011
3. В.П.Канакина «Русский язык» Рабочая тетрадь Москва «Просвещение» 2011
4. А. Ундзенкова, О.Сагирова «Русский с увлечением!» Екатеринбург, 1999
Число букв русского алфавита общеизвестно - 33. Казалось бы, и звуков столько же. Но на самом деле, буквы и звуки - понятия разные, хотя и взаимосвязанные. Есть, к примеру, буквы, которые вообще не имеют звукового соответствия - это твёрдый и мягкий знаки. Они передают не сами звуки, а определённые признаки, например, твёрдость или мягкость согласных фонем русского языка. Кроме того, эти непроизносимые буквы влияют не только на согласные, но и следующие за ними гласные звуки. Но каким образом?
Парные и непарные
Сосчитаем, сколько гласных букв в русском алфавите : «а», «е», «ё», «и», «о», «у», «ы», «э», «ю», «я». Итого 10. А звуков? всего шесть: [а], [о], [и], [у], [ы], [э]. Получается, что у букв «е», «ё», «ю», «я» звукового соответствия нет? Не совсем так. Составим следующую таблицу:
Таким образом, мы видим, что некоторые гласные буквы обозначают не один звук, а целую комбинацию. Так «я» в слове «яд», на самом деле - [йа]. А «ё» в слове «лёд», это [о] после мягкого «л»: [л"от]. А что, если бы после согласной вдруг оказался непроизносимый мягкий знак, например «льёт»? Тогда мы бы вновь получили двойную фонему : [л"йот]. Почему в русском языке оказались «лишние» парные буквы? Очевидно, потому, что алфавит родился раньше, чем наука, называемая фонетика, которая занимается изучением звуков. Во всяком случае, составители азбуки меньше всего думали о том, как влияют согласные звуки русского языка на гласные.
Что обозначает положение в слове
Получается, что звучание гласных и написание соответствующих букв зависит от предыдущего согласного, а, точнее, от его твёрдости или мягкости. Исключений из этого правила нет, ведь если «ю» или «я» даже находятся в начале слова, то, с точки зрения фонетики, такое слово начинается с согласного [й "], который, в отличие от других согласных, всегда является мягким. Однако, поскольку традиционно в языке существуют буквы, обозначающие двойные звуки , то мы пишем «юг» и «ящик», а не «йуг» и «йащик».
Казалось бы, логично избавиться от этой путаницы, отменить «лишние» гласные буквы и писать как мы слышим. Но не так всё просто. Дело в том, что если мы углубимся в фонетику , то обнаружим: звучание гласных зависит не только от предыдущего согласного, но и от такой важной вещи, как ударение. Если под ударением гласный отчётлив и понятен, то чем дальше он от ударного слога, тем менее ясно его звучание. Возьмём слово «колобок». Понятно, что последний гласный здесь [о]. А вот что после «л»? Если прислушаться, то мы услышим нечто среднее между [а] и [о]. Такое изменение звука, в зависимости от его положения относительно ударного слога в фонетике называется редукцией.
Для этого нового гласного , среднего между [а] и [о], вводится и новое обозначение - [ʌ]. Но и это ещё не всё. Как уже говорилось, чем дальше слог от ударного, тем больше изменяется в нём гласный. И если снова внимательно прислушаться, то в первом слоге слова «колобок» мы услышим звук, похожий и на [а], и на [о], и на [э]. А обозначается эта новая фонема, как [ъ].
Таким образом, если бы мы захотели писать, «как слышим», то избавившись от одних букв, пришлось вводить другие. Да ещё и менять правила орфографии. Ведь если сегодня нужно просто запомнить, что в слове «колобок» нет ни одной буквы «а», то высчитывать, какую гласную надо писать, в зависимости от положения ударных и безударных слогов - вряд ли более лёгкое занятие. Во всяком случае, грамотность от этого не повысится. Кроме того, писать «как слышишь», может стать проблемой для понимания. Ведь не факт, что все слышат одинаково. А значит, не исключены разные варианты написания одного и того же слова. Например «бигимот», «бегимот», «бигемот» и, наконец, «бегемот».
А ведь мы не учли ещё, что точно так же изменяются не только «а» и «о», но и другие гласные . При этом учёные идут всё дальше, обнаруживая новые варианты звуков. Например, наряду с [ʌ] и [ъ] появился ещё один вариант того же звука - [ɑ̟]. Это «а» после твёрдых согласных перед «л». Получается, что чем дальше мы углубляемся в тему, тем меньше вероятности получить ответ на вопрос: сколько гласных звуков в русском языке?
Гласные буквы русского алфавита - сколько же их?
На самом деле, всё не так печально. Гласных звуков всё-таки шесть. Дело в том, что настоящими звуками наука признаёт гласные в том виде, как они слышатся под ударением. Все же другие варианты называются аллофонами , иначе говоря, формами, зависящими от положения в слове и ударения. Конечно, деление несколько искусственное, но всё же лучше, чем хаос.
Видео
Гласные звуки и буквы, как разобраться? В этом вам поможет видео.
В русском языке 33 буквы образующие 42 звука, шесть из которых гласных, остальные – согласные. Откуда же их столько взялось, ведь буквы – Ь, Ъ, Я, Е, Ю, Ё звуков не обозначают? Очень сложно осилить и понять такую информацию не только первокласснику, но и взрослому. Давайте разберемся по порядку, по-простому, подкрепляя правила незамысловатыми примерами.
Сколько в русском языке гласных звуков – основное понятие
Справка: буквы – это символы, которые мы видим и пишем, звук можно только услышать и произнести, а знака у него нет.
Учимся различать:
- скажите по слогам, растягивая первый слог в слове – мама. Вы слышите чистое одинарное звучание звука А – М-а-а. Теперь скажите слово – ёлка, обращая внимание на первый слог. Прислушайтесь – Ё звучит как “йо”, то есть звук двойной;
- закрепим материал: куст, здесь – [у], юла – “ю” слышится как [йу]. Оля – [о][йа], ель – [йэ], ёжик – [йо][и];
- как видите, у букв – Е, Ё, Ю, Я нет своих звуков, каждый из них состоит из 2-х чужих, позаимствованных у других букв: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Именно поэтому их считают буквами;
- теперь про твердый и мягкий знаки: один выполняет разделительную функцию, другой – смягчает буковки в словосочетаниях, и так как мы их не слышим, они не звуки.
Сколько в русском языке согласных звуков – подразделения
Согласный буквенный ряд насчитывает 21 букву, звуков – 36.
- Пятнадцать букв – Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х обладают двойным звучанием: мягким – белье [б′] и твердым – баран [б], иначе говоря, в одной букве – два звука. Итого – 15 х 2 = 30 звуков.
- У самых мягких буковок – Й, Ч, Щ по одному звуку.
- Только твердые звуки выходят при произношении – Ж, Ш, Ц (тоже по одному звуку на букву).
Считаем: 30 + 3 +3 = 36 согласных звуков.
Сколько в русском языке гласных и согласных звуков – дополнительная информация
- Согласные звуки делятся на звонкие – четко слышимые при разговорной речи (жар) и глухие, произношение которых похоже на шепот (сон, шум).
- Звонкие/глухие объединены в пары, которые легко запоминаются – б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с, остальные звуки непарные – [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
- Звонкий звук при произнесении может оглушаться, а глухой – становиться слышимым: бровь – слышим – брофь, ягодка – говорим – ягатка. В этом случае найдите проверочное слово, чтобы после этого согласного шел гласный – брови, ягоды. Исключение (нужно запомнить) – космонавт, вокзал, зигзаг и другие.
- Шипящие – Ж и Ш при наличии твердого звучания – Ы, пишутся с мягким гласным – И (камыши, живот, живность). Звуки Ч и Щ при мягкой озвучке (Я-Ю), пишутся с твердыми гласными – А-У. Например: щавель, грачата, щука, чудо.
- Есть среди согласных и непроизносимые, которые проверяются по родственному слову с четким звучанием: тростник – тросточка.
- Некоторые звуки нам только слышатся. К примеру: искусный, чудесный, небесный звучат со звуком “Т”, но его там нет. На этот счет есть смешной стишок, заучите его и – пишите правильно.
Соотнесения буквы и звука очень важно для правильного произношения и написания, поэтому хорошенько изучите представленный материал и постарайтесь доступно донести его до ребенка.
Образование гласных звуков, их отличие от согласных, слабая и сильная позиции гласных звуков, ударные и безударные гласные звуки и их обозначание буквами, слогообразование, орфограммы-гласные.
В русском языке 10 гласных букв 10: А-Я,
О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е
и всего
6 гласных звуков : [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И
]
.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит через гортань и ротовую полость между голосовыми связками и не встречает преград. Гласные звуки состоят из голоса при полном отсутствии шума.
Согласные звуки отличаются от гласных тем, что при образовании согласных воздух встречает в полости рта преграду, создавая шум. Согласные состоят из голоса и шума (звонкие) или только из шума (глухие).
Если слово состоит из нескольких слогов, от один из них звучит с большей силой, более четко, чем остальные. Такой
называется ударным, а произнесение слога с большей силой и длительностью — ударением
.
Гласный звук ударного слога — ударный звук
, гласные безударных слогов — безударные
гласные.
Положение под ударением — сильная позиция для гласных. Здесь гласные произносятся отчётливо. Различают 6 основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И] .
Звук | Буквы | Пример |
---|---|---|
[а] | а | азарт[азарт] |
я | мял [м’ал] | |
[о] | о | нос [нос] |
ё | нёс [н’ос] | |
[у] | у | тур [тур] |
ю | тюк [т’ук], парашют [парашут] |
|
[и] | и | тип [т’ип] |
[ы] | ы | мыло [мыло] |
и после ж, ш, ц | жила [жыла] шило [шыло] цирк [цырк] |
|
[э] | э | мэр [мэр] |
е | лес [л’эс] |
Позиция гласных в безударном положении — слабая позиция
.
В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем ударные, ослабленно, более кратко. Звук видоизменяется и может не соответствовать букве, которая используется при написании слова, поэтому безударные гласные — это .
Без ударения различают меньше гласных звуков, чем под ударением – всего 4 гласных безударных звука: [А], [У], [Ы], [И]
.
Качество безударного гласного зависит от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука. Один и тот же безударный гласный звук может обозначаться разными буквами на письме.
В безударном положении не могут произносится звуки [о], [э] и обозначаемый буквой я звук [а] после мягких согласных. Буква о обозначает в безударном слоге звук [а], буквы е, э и я — в безударных слогах звук между [и] и [э].
звук | буквы | Условие | Пример |
---|---|---|---|
[а] | а | в начале фонетического слова, после твердых согл. |
артист[арт’ист]; корова [карОва]; шокирован [шак’ираван] |
я | после парных мягких, после [й’] |
азарт[азарт] | |
о | после твердых, в начале фонетического слова |
тома [тама]; шокирован [шак’ираван]; окно [акно] |
|
[у] | у | в начале слова, после твердых и мягких ([ч’], [щ’]) |
урок [урок]; дуга [дуга]; шуметь [шум’эт’]; чудеса[ч’уд’эса] |
ю | после парных мягких, непарных твердых, после [й’] |
любит [л’уб’ит], жюри [жур’и] ([ж’ур’и]), ютиться [й’ут’ица] |
|
[ы] | ы | после твердых согл. (кроме ж,ш), после ц | вымыть [вымыт’], цыган [цыган] |
е | после твердых согл. | те
стировать [ты
ст’ирават’], же лтеть [жы лт’эт’], шестой [шыстой’] |
|
а | после твердых шипящих и ц | лоша дей [лашы д’эй’] | |
и | жи
вот [жы
вот], шишка [шышка], циркач [цыркач’] |
||
о | после твердых шипящих и ц | шоколад[шыкалат], Цокотуха[цыкатуха] |
|
[и] | и | в начале фон.слова, после мягких согласных |
игра [игра], пирог[п’ирОк] |
э | в начале фон.слова | этаж [иташ] | |
а | после мягких согласных | часы [ч’исы] | |
е | лежать [л’ижат’] | ||
я | ряды [р’иды] |
- А, О, У, Ы, Э — буквы, которые обозначают один звук; согласные перед этими буквами (кроме всегда мягких [ч’], [щ’]) читаются твердо: лама [лама], кора [кара], бутон [б утон], быт [быт]; но, [ч’ ащ’ а], часы [ч’и с ы].
- Я, Ё, Ю, И, Е — буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]): миля [м’ил’а ], тёрн [т’орн ], любя [л‘ уб‘а ], ленив [л‘ энэиф]; НО, шишка [шышка], жёлтый [жолтыйэ], цирк[ц ырк].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е
— йотированные. Могут обозначать один или два звука:
- Если эти буквы стоят после согласных, то они обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: м яч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [п‘ э на].
- Эти буквы согласный звук [й’]
и соответствующий гласный звук (я — [й’а], ё — [й’о], ю — [й’у], е — [й’э]
), если они стоят
- в начале слова: яд [й’ат ], ёж [й’о ш], юнга [й’унг], егерь [йэ ‘гер’];
- после гласных: боевик [бай’эв’ик], паяц [пай’ац];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: объем [абй’ом ], обезьяна [аб’из’й’ана], съезд [сй’э ст].
- [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
- В транскрипции (в обозначении звуков) буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]
Орфограммы — гласные:
- безударные гласные в корне:
- проверяемые ударением;
- чередующиеся;
- непроверяемые (словарные);
- гласные и и ы в начале корня после на согласные.
- Гласные в приставках:
- в приставках пре — и при — ;
- в остальных приставках.
- Гласные (не после шипящих) в суффиксах разных частей речи:
- существительных;
- прилагательных;
- спрягаемых форм глагола;
- причастий.
- Гласные в окончаниях слов:
- в существительных и числительных;
- в прилагательных, числительных и причастиях;
- в глаголах.
- в корнях;
- в суффиксах и окончаниях:
- под ударением;
- без ударения.
- Гласные после шипящих, ы и и после ц в разных частях слова:
- в корнях;
- в суффиксах и окончаниях:
- под ударением;
- без ударения.
Использованная литература:
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
- Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011
В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.
Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.
Ударные и безударные гласные звуки
Гласные звуки бывают:
- ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
- безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].
Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».
Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.
Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).
Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.
Йотированные гласные звуки
Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
- в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
- после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
- после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].
Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.