У взлетно-посадочной полосы. У взлетно-посадочной полосы Сергия на ходынском

Восстановление взорванного в советское время храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы планировалось завершить в рамках программы строительства 200 новых храмов к предстоящему в 2014 году 700-летию со дня рождения преподобного Сергия. Однако несколько дней назад на сайте Москомархитектуры было опубликовано сообщение об открытом международном конкурсе на разработку архитектурной концепции парка «Ходынское поле», в котором отсутствовало упоминание о строительстве храма в установленном месте. Иерей Василий Биксей, настоятель будущего храма в честь преподобного Сергия, прокомментировал для сайта «Религаре» сложившуюся ситуацию.

— Отец Василий, год назад строительство храма столкнулось с трудностями. Как изменилась ситуация за этот год?

— К сожалению, трудностей за год не стало меньше. Обстановка еще больше осложнилась. В прошлом году нас кормили обещаниями, предлагали дождаться решения арбитражного суда, а потом решать вопрос застройки... В настоящий момент земля по приказу Министерства обороны передана Правительству Москвы. Ранее мы направили письмо в Минобороны с просьбой к этой организации как собственнику земли подтвердить ранее данные обязательства о размещении храма на данной территории. Нам ответили, что готов приказ о передаче земли под застройку Правительству Москвы, поэтому подтверждения надо ждать от Департамента земельных ресурсов Правительства Москвы. Одновременно от Минобороны направлено письмо в Правительство Москвы на имя Наталии Алексеевны Сергуниной о том, что они не против размещения возрождаемого храма прп. Сергия Радонежского и храма-часовни. В этом письме есть ходатайство учесть ранее достигнутые договоренности о предоставлении участка для их строительства.

— Дождались?

— В марте мы направили в департамент письмо с просьбой учесть при застройке планы по возведению храма преподобного Сергия Радонежского и часовни архангела Гавриила. Общины обоих храмов существуют уже давно. Мы 12 лет ждем возрождения храма. Нам был дан ответ, что идет строительство станции метро, и необходимо будет учесть и мнение метрополитена, и необходимость строительства торговых центров, и мнение общин. Нас обнадежили и просили подождать, ссылаясь на отсутствие проекта планировки данной территории. А в это время Правительством Москвы принято решение о разработке проекта планировки участка, ограниченного улицей Авиаконструктора Микояна и Ходынским бульваром, — как раз той территории, где в рамках парка «Исторические ландшафты Москвы» планировалось размещение возрождаемого храма и часовни. В техническом задании разработки проекта планировки размещение храма и храма-часовни, несмотря на обещания властей, не предусмотрено. Ответственным исполнителем данного проекта является Москомархитектура, ответственным лицом назначен главный архитектор Москвы Кузнецов. Это официальная информация, которая размещена на сайте Правительства Москвы и Москомархитектуры.

— И все это происходит, несмотря на данный ранее ответ?

— В том-то и дело. Разбивка парка «Исторические ландшафты Москвы» на данном месте планировалась и ранее, и храм должен был стать доминантной частью парка, но теперь в проекте парка храм отсутствует.

— Вы интересовались, почему?

— Мы направили письма в Правительство Москвы и Москомархитектуру с просьбой дать официальный ответ, где и как потерялся на территории порядка 30 га возрождаемый храм в память воинов-авиаторов. В частных беседах с представителями Москомархитектуры, представителями «Интеко» и Правительства Москвы было сказано, что причина в том, что мы не успели оформить землю и не был выпущен на наш участок ГПЗУ. Якобы в план застройки вошли только те объекты, на которые были выпущены градостроительные документы. А то, что в парке планировалось строительство возрождаемого храма и храма-часовни, что на них были выпущены акты резервирования и акт разрешенного использования, как будто никто не знал и данных документов нет в Москомархитектуре. Вместо предполагаемого музея авиации планируется музей современного искусства и парк, сопутствующий этой тематике.

— Перекос очевидный.

— Более того. Парк увеличивается с 26 до 30 гектаров, но на этом огромном пространстве не находится места ни музею-мемориалу воинам-летчикам, которые погибали на бывшем аэродроме им. Фрунзе (около 150 человек погибли при летных испытаниях), ни возрождаемому храму преподобного Сергия Радонежского. Причем, в канун юбилейного года! При Лужкове именно эти объекты должны были стать доминантой, идейным центром парка, и не только его, но всего аэродрома имени Фрунзе.

— А теперь торговый комплекс и центр современного искусства?

— Именно. И весь парк будет соответствовать этой тематике современного искусства.

— Изначально храм был включен в план...

— Да, он же подлежал восстановлению. И должен был стать частью парка «Исторические ландшафты Москвы». Что случилось, непонятно. Объявлен конкурс на застройку этого парка, в техническом задании храм не присутствует.

— Почему это случилось?

— У нас в стране все меняется очень быстро. Мы сначала строим, а потом начинаем перестраивать, часто меняются интересы инвесторов, часто решения наших градостроителей и чиновников основываются на поспешных выводах и не всегда на достоверной информации. В Правительстве Москвы сложилось мнение, что здесь актуально размещение парка без храма.

— Не сыграло ли здесь свою роль движение «За парк»?

— Возможно, в какой то мере да, так как его нынешний руководитель господин Ларин, в отличие от прежнего, неоднократно высказывался против строительства храма на Ходынском поле.

— А есть какие-то противоборства строительству храмов?

— Нет. Никто конкретно против храма не выступал и выступать не собирается. Эту волну противоборства кто-то искусственно подогревает. И, кроме того, это выгодно. Были только митинги за осуществление строительства обещанного парка и против коммерческой застройки Ходынского поля, но это другая история. Это движение «За парк», а не «против храма», и практически все прихожане тоже хотят парк, и практически все здравые люди понимают, что храм не помеха парку, тем более на территории не маленького сквера, а пустыря порядка 30 гектаров. Храм, наоборот, может быть украшением парка, идейным осмыслением исторической значимости Ходынского поля для русского государства. К тому же он занимает очень маленькую его часть и будет находится достаточно далеко от жилых домов.Тем не менее, на месте храма в проекте парка появится ряд объектов светского направления: прокат коньков, рестораны...

— Самое страшное, что Ходынка при этом потеряет свой исторический облик.

— Совершенно верно. Теперь не будет увековечена память воинов-летчиков и не будет восстановлен бывший храм. Альтернативных участков на территории Ходынского поля нет. На историческом месте храма преподобного Сергия стоят элитные дома. Где возрождать церковь?

— А Музей авиации — фактически мемориал погибшим летчикам — тоже списан как нерентабельный?

— Увы, это так. Хотя логично было бы построить его именно на месте аэродрома, где эти летчики во время испытаний часто отдавали душу Господу.

— Какое отношение к данному месту имеет музей современного искусства, который планируют построить?

— Абсолютно никакого и данное решение совсем непонятно. Возможно, современное искусство вызывает личный интерес у кого-то из застройщиков, чиновников или инвесторов. Но, согласитесь, на этом месте более уместен музей авиации и возрожденный исторический храм. Тем более, что альтернативного участка для его возрождения на Ходынском поле, кроме пустыря площадью 30 гектаров, нет.

— А как сам архитектор Кузнецов относится к возрождению храма?

— Сам Сергей Олегович Кузнецов — житель Ходынского поля, и предположить, что он не в курсе планов возрождения храма своего небесного покровителя на Ходынском поле, сложно. Он же сам Сергий! В своих официальных заявлениях по Ходынскому полю он храма вообще не касается, как будто церкви и авиационного прошлого на этом месте никогда не было. К тому же любой архитектор хочет оставить после себя какое-то уникальное сооружение. Возрожденный храм в честь небесного покровителя, да еще в своем районе к 700-летнему юбилею преподобного Сергия, игумена земли Русской, не каждому архитектору выпадает на долю! Это лучше всякого пиара.

— А Вы не пытались с ним встретится лично?

— Пытались и пытаемся до сих пор, но пока не получается, несмотря на то, что об этом мы уже просим на протяжение всего года. Наверное, он очень занят, хотя эта занятость не мешает ему встречаться регулярно с Лариным и его сподвижниками.

— Какова же в этой истории роль Ларина?

— Новый проект парка и музея современного искусства разрабатывается под инициативой Москомархитектуры при поддержке общественного движения «За парк». Ответственность за осуществление проекта возложена на самого Кузнецова. Но в состав совещательной группы, которая определяет отбор проектов застройки парка, вошел Олег Ларин, противник строительства храма. На телеканале «Дождь» он четко сказал, что отстоять парк и отменить в нем строительства Атриума удалось, остается сохранить парк от строительства храмового комплекса.

— А как группа формировалась?

— В закрытом режиме.Туда вошли архитекторы, представители метрополитена, «Интеко», а из жителей почему-то оказался один Ларин — человек, который на протяжении длительного времени пытался уверить жителей района в том, что самая большая угроза для парка — это храм.

— А какие были аргументы у противников?

— Аргументы у противников храмов во всех районах одни и те же, так же как и личности, выступающие против строительства храмов в разных районах Москвы, те же самые. Они словно под копирку написаны: дьявол не изобретателен. Им всегда что-то мешает: колокольный звон, крестный ход, усопшие. Когда храмы строятся буквально во дворах, эти аргументы еще можно принять во внимание. Но всерьез говорить о том, что на территории в 30 гектаров нет места для храма, тем более для возрождаемого, на месте которого стоят их же дома? Странно, почему бы не разработать проект парка на территории 30 гектаров с размещением храма в любой его части, и в таком виде выставить его на публичные слушания? Почему жителей Хорошевского района лишают возможности выразить свое мнение в публичных слушаниях? Это прямое нарушение законодательства.

— Слушания не проводились?

— Слушания будут проводиться, но отстаивать то, что уже есть в плане строительства, и то, чего там нет, — это большая разница. Все делается для того, чтобы на слушаниях был представлен парк без храма, и это пока кому-то удается. Это не проект Церкви, а потребность жителей, которые обращались к депутатам муниципального собрания. Более тысячи подписей собрано, остается только определить место. Вопрос о месте воссоздания исторического храма и строительстве храма-часовни должен решаться не ограниченной группой людей, а всеми жителями Хорошевского района, и я бы сказал больше, так как Ходынское поле имеет историческое значение для всей православной Москвы. Возрождаемый храм и музей, посвященный памяти воинов-авиаторов, не должны покидать Ходынку из-за прихоти кого-либо.

— Это же просто прикрытие.

— Конечно. А православные не выходят на митинги, это не их метод, они наполнены терпением. И слава Богу. Метод верующего человека — молиться, ждать, но в то же время взывать к властям. К большому сожалению, власти чаще обращают внимание на агрессивные крики и хамские выходки, а не на просьбы терпеливых православных верующих. В последнее время митинги против застройки Ходынского поля де-факто стали митингами против храма.

— Как это?

— Да попросту сбор подписей за парк, за пешеходный бульвар, подписи против застройки торговыми центрами впоследствии были интерпретированы как подписи сугубо против строительства храма, которых никто не собирал. И это сыграло свою роль. Сейчас разрабатывается проект планировки данной территории, и в техническом задании проекта планировки храма нет, но никто из чиновников нам конкретно не сообщает об этом. А потом просто проинформируют «Простите, не получилось. В проекте планировки вас нет, чтобы внести в проект планировки, нужно постановление Правительства Москвы...» И далее: «Не согласитесь ли вы на другой участок?» Мы это уже проходили.

— Когда?

— В 2002 году. Тогда как раз была организована община и утверждался проект застройки этих домов — «Колизея», «Гранд-парка». И «Гранд-парк» поглощал историческую застройку храма. Чиновники ответили: «В качестве компенсации мы вам предлагаем место, близкое к историческому возле взлетно-посадочной полосы». Печально, что для возрождения исторического храма отводится участок в последнюю очередь, да еще с таким скрипом. И это в районе, где нет ни одного православного храма! Православные жители Хорошевского района очень огорчены, что им так долго приходится ждать возрождения исторического храма.

— А ведь храмы в современной Москве выполняют очень широкие функции...

— И прежде всего — воспитания народа в духе верности Отечеству, нравственным ценностям, противодействия экстремизму. Храм — место, где молодежь находит нравственные ориентиры. Рано или поздно храм на Ходынском поле будет однозначно, этого требует историческая справедливость. Память воинов-летчиков будет увековечена, потому что у нас в Росссии до сих пор нет храма, который бы был посвящен героям авиации. Надо, чтобы люди поняли: за строительством храма стоит не коммерция, а духовная жажда православных священников и мирян, желание что-то изменить в обществе, чтобы оно не скатывалось по наклонной дурных нравов и примитивных инстинктов. Духовное, нравственное общество возможно только под эгидой Церкви. Раньше все начиналось с храма, вокруг него возникала жизнь. А сейчас для кого-то храм становится обличением: колокола мешают, молитва мешает... Потому что человек центром жизни ставит не Христа, не заботу о вечной жизни, а самого себя.

— Но я знаю, что несмотря на все трудности, община продолжает молиться на месте предполагаемого строительства по воскресеньям...

— Да, есть много радостных моментов. Община храма растет вместе с трудностями, духовно крепнет. Регулярно совершается молитва по воскресеньям, все больше и больше к нам присоединяются молодые семьи из того же «Гранд-парка». Многие подходят и спрашивают, когда же начнется строительство храма. Надеюсь, что наши Сергии — мэр Собянин и архитектор Кузнецов — позаботятся о том, чтобы храм в честь их небесного покровителя к 700-летнему юбилею святого вернулся на Ходынское поле.

Храм построен по программе «200 храмов».

Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском после был построен в 1893 г. для войск Московского гарнизона (летние казармы). Принимать участие в богослужении могли до тысячи человек. По свидетельству современников, храм, располагавшийся на площади 1,29 га и вмещавший до тысячи верующих, был величественным сооружением и служил истинным украшением Ходынского поля. В 1920-х гг. по решению Московского политотдела Красной Армии храм был снесен как якобы «мешающий политработе с красноармейцами».

В августе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, начавший воссоздание святыни. Верующие разыскали архивные документы, обратились к властям, начали служить молебны и участвовать в крестных ходах. Поскольку оригинальный проект храма найти не удалось, Обществу охраны памятников было заказано историко-архивное исследование. По его результатам было рекомендовано воссоздание храма по имеющимся визуальным данным. В 2005 г. был получен акт резервирования земельного участка под строительство храмового комплекса площадью 1 га. К 2006 г. была изготовлена предпроектная проработка (буклет).

В дальнейшем решением Правительства Москвы на сопредельной территории было запланировано строительство часовни в честь Архангела Гавриила, которую ранее предполагалось возвести на противоположной стороне Ходынского поля. Община Храма Архангела Гавриила начала свою деятельность по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 г. Инициаторами создания этого храма стали генералы-авиаторы - участники Великой Отечественной Войны. Решение построить храм было связано с желанием увековечить имена погибших летчиков-испытателей (подобно тому, как в храме Христа-Спасителя увековечены имена героев, отстоявших нашу Родину в Отечественной войне 1812 г.). Для строительства храма и часовни потребовалось выделение дополнительной территории. Комплекс был органично вписан в планировку парка «Архитектурные ландшафты Москвы», а его строительство согласовано с представителями городских властей и соответствующих ведомств.

После получения необходимых документов в марте 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла оба прихода начали объединяться, чтобы с удвоенной силой приступить к строительству и воссозданию поруганных святынь.

22 октября 2017 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Осенью 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве и наградил настоятеля храма протоиерея Василия Биксея очередными и внеочередными наградами «за внимание к особым трудам и достойное преодоление многих скорбей и бед на этом славном пути».

Красивый и величественный храмовый комплекс вырос на Ходынском поле буквально за два года, но не все знают, что этому радостному событию предшествовала почти десятилетняя бюрократическая борьба, митинги, протесты и попытки убедить всех, что храм на Ходынском поле никому не нужен.

О скорбях и бедах, которые возникали при строительстве храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, а также о том, каким должен быть современный храм, мы говорим с настоятелем отцом Василием Биксеем.

Храм как часть жизни

О ходынском приходе я узнала от одной из его постоянных прихожанок. Я до сих пор помню, с каким чувством она сказала тогда: «Знаешь, этот приход стал частью моей жизни. Я и не представляю уже, что раньше ходила в другие храмы».

Действительно, храмовый комплекс на Ходынке стал и для меня настоящим открытием. Здесь царила какая-то особенная атмосфера духовной сплоченности, уюта и тепла, которую невозможно не заметить.

После воскресного богослужения тут никто не спешит расходиться по домам. Все вместе - священнослужители и прихожане - собираются за большими столами в трапезной, где сам настоятель стоит на раздаче плова или печет блины.

Пока взрослые ведут беседы, дети быстро кушают и разбегаются по кружкам. Помимо традиционной воскресной школы тут можно найти увлечения на любой вкус. Есть здесь и курсы иностранных языков, и театральная студия, и спортивные секции; также при желании можно освоить музыкальные инструменты и научиться петь в профессиональном хоре, и еще очень много всего.

Чего стоит, например, игровая комната, где родители могут оставить ребенка на время богослужения или посидеть вместе с ним, чтобы вернуться уже ко Причастию или полиелею.

Если погода позволяет, прихожане собираются на улице. При храмовом комплексе большая благоустроенная территория, где можно и пикник устроить, и в футбол поиграть. Нередко здесь можно увидеть, как сам отец настоятель, сняв подрясник, гоняет с прихожанами мяч.

И вот когда смотришь на всю эту идиллию, видишь радостные счастливые лица взрослых и детей, то и представить сложно, что всего этого могло и не быть. И не так уж и давно было собрано тысячи подписей против строительства храма на Ходынском поле.

Отец Василий, как же вам удалось создать не просто храм, а настоящий уютный дом для прихожан? Кажется, что я еще нигде не видела такой сплоченности.

Ну, это совсем не моя заслуга, а людей, которых сплотили трудности. Практически каждый из наших прихожан отстаивал этот храм своей четкой позицией. Это люди, которые вложили сюда свои молитвы и свои средства. И естественно, что сейчас они чувствуют себя частью этого прихода. Вот только бы нам теперь сохранить все это.

С инициативой построить храм и часовню на Ходынке выступили еще в 2000-м семьи и потомки авиаторов

- То есть эти люди - местные жители Ходынки, которые хотели, чтобы здесь был построен храм?

Когда возникла идея строительства храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле и храма-часовни во имя архангела Гавриила в честь погибших авиаторов, такой Ходынки, какую мы видим сейчас, не было. Все эти дома начинали строиться в 2006 году, а идея строительства храма и часовни возникла в 2000-м! Поэтому первыми людьми, которые двигали эту идею, прежде всего были потомки авиаторов.

Как вы, наверное, знаете, в прошлом здесь располагался Центральный аэродром им. Фрунзе, на котором в разные годы погибло более 100 человек летчиков-испытателей, в том числе и народный герой Валерий Чкалов. Однако их память никак не была увековечена.

Летчики-ветераны и их родственники выступили с инициативой возведения на Ходынском поле храма-часовни в память о своих погибших близких. В 1999 году по благословению Патриарха Алексия была создана община храма-часовни во имя архангела Гавриила.

А в 2000 году была зарегистрирована еще одна община - по воссозданию храма во имя .

Остро же вопрос об отстаивании строительства храма именно жителями встал в 2012- 2013 годах, когда здесь образовался новый район.

- Вы сказали, что изначально было две общины, которые хотели здесь храм…

Да, две небольшие общины. Храм и храм-часовню первоначально планировалось возвести в разных концах Ходынки, но впоследствии правительством было принято решение разместить их на одном участке. Храм и храм-часовня лаконично вписывались в проектируемый парк «Исторические ландшафты Москвы». Чтобы не строить два полноценных храма и не дублировать хозяйственные постройки, общины объединились и начали разрабатывать единый храмовый комплекс, что позволяло минимизировать площадь застройки и увеличить зеленую территорию.

Но вот только начать строить здесь было невозможно, так как земля была под судебной тяжбой между Министерством обороны и Правительством Москвы.

Люди безуспешно писали обращения и ходатайства, но получали ответ, что пока нужно подождать.

Постепенно дело было предано забвению. Общины одна и другая приходили сюда все реже и реже… ну, поплакали, помолились один или два раз в год, и на этом все.

Мы решили: будем молиться. Поставили крест на пустыре и стали каждое воскресенье служить Литургию

- А когда состоялось ваше знакомство с общинами?

В 2012 году указом Святейшего Патриарха я был назначен настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского. Тогда я и познакомился с представителями общин, и все вместе мы стали потихонечку разбираться с документами. И действительно, оказалось так, что храм Сергия Радонежского и храм-часовня находятся на смежных участках, есть акт резервирования земли и есть акт разрешенного использования, но на этом все.

Соответственно эту землю нам никто подтвердить не мог, и эту землю никто и забрать у нас не мог, но ведь и делать ничего мы здесь не могли. Тогда мы решили, что будем молиться.

- Где же вы молились, ведь здесь ничего не было, просто поле?

Да, здесь был просто пустырь, люди с собаками гуляли. А мы поставили в том месте, где предполагалось строительство храма, крест и стали там каждое воскресенье служить Литургию.

За парк или против храма?

Вот только в это время аппетиты вокруг Ходынского поля стали нарастать. Появился самый большой торговый центр, строились все новые и новые жилые комплексы, наметилось строительство метро, а над станцией метро было запланировано возвевдение еще одного огромного торгового комплекса.

Видимо, поэтому наша первая служба на Ходынском поле вызвала крайне негативную реакцию. Неожиданно люди стали выходить в «защиту своих прав», начались митинги против застройки Ходынского поля.

- То есть эти люди были против строительства храма?

Нет, я не могу так говорить! Большинство из них не были против храма… Скорее всего они просто отстаивали свое право на то, чтобы рядом с их домом не было никаких строек. Они отстаивали свой кусочек земли под парк. Мне кажется, они просто искренне хотели защитить свою территорию. Но в то же время, да, действительно, среди них появлялись и решительно настроенные люди, которые стали выступать конкретно против строительства храма. Почему так случилось, мне непонятно. Еще как-то объяснимо, когда храм был в рамках парка и люди выступали за парк без храма. Но ведь через какое-то время мы отступили и стали строить за территорией парка. Но и тогда эти же люди выступили против, на этот раз уже просто против строительства нашего храма.

- Люди выходили на митинги?

О, митингов здесь было очень много. Были митинги за парк, митинги против строительства стадиона ЦСК… Только знаете, это были митинги не созидательные, а разрушительные, на которых людей часто вводили в заблуждение. Например, говорили всем, что храм будет занимать 4 гектара земли, хотя на самом деле под него было выделено только 1,2 гектара. Происходили какие-то абсурдные трения, вплоть до того что подделывались подписи.

Например, просили подписаться за строительство парка, но в итоге оказывалось, что все подписывались против храма. Все внимание было на этом храме и парке, а в это время Ходынка спокойно застраивалась и проекты парка постоянно переделывались, в результате чего территория, выделенная под парк, постепенно уменьшалась.

Стройте хоть сейчас!

- Отец Василий, а вас не пугала вся эта нескончаемая борьба?

Нет. Пока шла вся эта борьба, мы молились под открытым небом и служили Литургию каждое воскресенье. Люди все больше и больше сплачивались, приносили из дома самовары, выпечку. Все вместе мы старались как-то облагораживать и озеленять наш пустырь. Иногда людям реально приходилось вести дежурства у молельного креста, с которым что только ни пытались сделать.

Крест поджигали, пытались распилить… Но мы продолжали молиться

- Что же, например?

И поджигали, и распилить пытались, и поливали какими-то пахучими жидкостями. Но мы продолжали спокойно молиться.

И вот в 2014 году, когда уже действительно было понятно, что перспектива появления парка и предполагаемого в нем храмового комплекса очень туманная, нам предложили выделить участок на взлетной полосе. У нас сразу возник вопрос о том, когда нам приступать к строительству. И нам ответили: «Да хоть сейчас! Оформляйте документацию и начинайте строить».

- Как же так быстро все перевернулось в пользу храма?

Когда люди узнали, что они подписались «за парк», а в итоге их подписи преобразовывались в подписи против храма, они были возмущены! Они сказали: «Как это так?! Мы никогда не были против храма, мы очень хотим, чтобы здесь был храм!»

И был организован новый сбор подписей, и около 8 тысяч человек подписались за строительство храма на Ходынском поле, притом неважно, где он будет: в парке или нет.

- Получается, тех, кто был за храм, оказалось гораздо больше?

Конечно. И всем стало понятно, что надо слушать именно этих людей, а не тех, кто обманными путями наводят непонятную суету и страх.

Как только нам разрешили строить, мы сразу очень быстро поставили храм-часовню во имя архангела Гавриила в память погибших авиаторов. В октябре 2014 года мы служили там первую Литургию, а уже через год, в мае 2015-го, началось строительство храма во имя преподобного Сергия Радонежского.

«Любви настоящей не может быть без храма»

- А нужен ли был здесь храм?

Я-то, конечно, как священнослужитель верю в то, что человеку храм нужен - всегда и везде, нужен гораздо больше, чем торговые центры и все остальное.

Ведь вне храма не может быть ничего настоящего, а только обманчивое и фальшивое. Любви настоящей не может быть вне храма, настоящей женственности не может быть вне храма. Ведь что это за любовь, если человек через два года говорит, что «разлюбил», ушел из семьи, да еще и детей бросил!

Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну!

Человек, который хоть иногда ходит в храм, постепенно выравнивает свою жизнь под то, что слышит в храме. Храм через слово Божие исправляет всю мирскую кривизну.

Хотя знаете, сколько раз меня пытались убедить в обратном! Большую часть своей жизни я провожу в храме и общаюсь со многими жителями района, не только с прихожанами. И много раз одни и те же люди говорили мне: «Батюшка, да бросьте вы это! Мы вас уверяем: храм здесь никому не нужен!»

И это были в основном те люди, которые стояли у истоков протестных движений - будь то против строительства ЦСК или против торговых комплексов.

- Как они аргументировали свою позицию?

Знаете, всегда особенно начинают возмущаться и «описывать» церковную жизнь те люди, которые к Церкви не имеют никакого отношения. Они обычно находят тысячу аргументов. Они всем и говорили: «Вот увидите, что будет! Построят они тут храм, а при храме будет гостиница, а тут у них будет хозяйство для священника, а здесь они сделают ферму, а на ферме будут животные… И потом каждый день начнутся похоронные вереницы с катафалками. А в довершение всего каждое утро в 6 часов вас будут будить колокола! Это же просто кошмар!» Конечно, кому всего этого захочется?! (Смеется.) Таким образом нецерковных людей очень легко ввести в заблуждение.

Очень часто у людей возникают подозрения, что храмы строятся на бюджетные средства, которые могли бы пойти на строительство школ и больниц, но это не так.

И я хотел бы сейчас подчеркнуть: все храмы строятся на пожертвования добрых людей, которые хотят молиться и своих детей водить в храм.

- Радует, что верующих людей оказалось большинство.

Тех, кто говорил и убеждал меня в том, что храм здесь не нужен, было человек 10-15.
Зато с 2014 года в нашем храмовом комплексе было крещено 700 человек! Это, может быть, и немного, но если храм «никому не нужен», то как объяснить, что 700 человек уже крещены в этом храме?! А это ведь больше тысячи человек родителей и крестных, бабушек и дедушек. А меня убеждали, что храм здесь не нужен!

- А сейчас сколько раз в неделю служится Литургия?

Литургия у нас каждый день, всегда есть причастники. А в воскресные и праздничные богослужения наш храм забит битком.

Отец Василий, насколько я знаю, вы еще и многодетный отец - у вас 6 красивых дочек. Вы с семьей живете где-то поблизости?

Нет, мы живем в Сергиевом Посаде, и я каждый день сюда приезжаю. Правда, конечно, когда много дел, мне приходится здесь оставаться. Благо что здесь есть такая возможность. Только вот никаких «покоев настоятеля» у нас нет. (Улыбается.) Все только для людей. 14 классов для просветительской деятельности, в которых сейчас занимается около 70 детишек, трапезная на 100 человек, для того чтобы прихожане могли собираться и чувствовать себя здесь как дома.

Мне очень понравилась ваша традиция собираться всем вместе в трапезной после воскресной службы. Это ваша инициатива?

Трапеза после Литургии - это нормально, это продолжение Литургии и хорошая традиция, но в рамках проектов современных храмов ее сложно осуществить. Даже наш приход ограничен размером трапезной, мы пока не можем вместить больше 100 человек. Инициатива же собраться часто исходит от самих прихожан - например, когда у человека день рождения, ему хочется всех угостить, и он привозит рыбу и сам готовит уху.

- Какими должны быть современные храмы?

Храм должен быть традиционным, но в то же время большим, многофункциональным и комфортным. Чтобы нам не нужно было отдавать детей в какие-то коммерческие кружки. По крайней мере здесь ты знаешь, что все объединены верой и точно никто не будет материться и учить ребеночка чему-то плохому.

А еще пребывание в храме должно быть комфортным, современный человек не должен чувствовать себя в храме чужим.

Самый главный в храме - Бог, потом - человек, пришедший к Богу, а священник только служитель - Богу и людям

То есть, с одной стороны, нужно соблюдать канонические традиции строительства, а с другой - надо учитывать современные потребности. Например, мы не увидим в древности храма с гардеробом. А сейчас это стало необходимостью. Раньше храмы были холодные, а сейчас теплые. В зимнее время стоять на богослужении 2-2,5 часа в шубе очень тяжело. Для прихожан с детьми в храмах будет не лишней детская комната, где ребеночка можно перепеленать, а если ему тяжело выстоять всю Литургию, то можно дать ему немного отдохнуть. Также в храмах должны думать об условиях безопасности, о доступности для маломобильных слоев населения, чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли комфортно ходить в храм.

Нужно всегда помнить, что самый главный в храме - Бог, а потом - тот человек, который пришел к Богу, в то время как священник - служитель Богу и тем людям, которые идут к Богу. Храм должен быть территорией райского уголочка.

Прихожане как часть храма

Я вышла от отца Василия с полными пакетами вкусных ароматных свежеиспеченных пирожков и подумала, что храм чем-то неуловимо похож на своего настоятеля. Насколько отец Василий открытый, неунывающий, гостеприимный, все всегда успевает - и по делам храма, и в футбол с прихожанами поиграть, и шесть дочек воспитывать. Настолько и храм у него получился - многофункциональный.

И вот воскресным днем мы встретились с прихожанами Ходынского храма за большим столом в просторной уютной трапезной. Они с радостью стали делиться воспоминаниями о том, как молились на улице, как приходилось охранять молельный крест, с которым «что только ни делали». Некоторые отметили, что именно с Ходынского прихода началось их настоящее воцерковление. Дети наперебой рассказывали, как им нравится посещать занятия, а особенно - хоровую студию, ведь многие из них поют во время Литургии. Родители же довольны тем, что дети при деле, а в храме у них появились настоящие друзья. И те и другие часто ездят поздравлять с праздниками воспитанников детских домов и старичков из домов престарелых. А еще при храме есть пункт помощи нуждающимся людям. В Неделю жен-мироносиц священники и прихожане раздали тысячи цветов жительницам Ходынки.

Но главное, почти все прихожане говорили о том, что храм давно стал для них не только храмом, но и частью их жизни.

Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском после был построен в 1893 г. для войск Московского гарнизона (летние казармы). Принимать участие в богослужении могли до тысячи человек. По свидетельству современников, храм, располагавшийся на площади 1,29 га и вмещавший до тысячи верующих, был величественным сооружением и служил истинным украшением Ходынского поля. В 1920-х гг. по решению Московского политотдела Красной Армии храм был снесен как якобы «мешающий политработе с красноармейцами».

В августе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, начавший воссоздание святыни. Верующие разыскали архивные документы, обратились к властям, начали служить молебны и участвовать в крестных ходах. Поскольку оригинальный проект храма найти не удалось, Обществу охраны памятников было заказано историко-архивное исследование. По его результатам было рекомендовано воссоздание храма по имеющимся визуальным данным. В 2005 г. был получен акт резервирования земельного участка под строительство храмового комплекса площадью 1 га. К 2006 г. была изготовлена предпроектная проработка (буклет).

В дальнейшем решением Правительства Москвы на сопредельной территории было запланировано строительство часовни в честь Архангела Гавриила, которую ранее предполагалось возвести на противоположной стороне Ходынского поля. Община Храма Архангела Гавриила начала свою деятельность по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 г. Инициаторами создания этого храма стали генералы-авиаторы - участники Великой Отечественной Войны. Решение построить храм было связано с желанием увековечить имена погибших летчиков-испытателей (подобно тому, как в храме Христа-Спасителя увековечены имена героев, отстоявших нашу Родину в Отечественной войне 1812 г.). Для строительства храма и часовни потребовалось выделение дополнительной территории. Комплекс был органично вписан в планировку парка «Архитектурные ландшафты Москвы», а его строительство согласовано с представителями городских властей и соответствующих ведомств.

После получения необходимых документов в марте 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла оба прихода начали объединяться, чтобы с удвоенной силой приступить к строительству и воссозданию поруганных святынь.

Нельзя не отметить, что усилия по восстановлению храма и часовни иногда наталкиваются на сопротивление отдельных местных жителей, распространяющих листовки с протестами, ведущих «антихрамовую» кампанию в Интернет-пространстве, пытающихся помешать богослужениям. Эти протесты связаны, в числе прочего, с незнанием церковной жизни и боязнью, что строительство православного храма «в недопустимой близости от фасадов жилых домов» чреват возможным «нарушением тишины и спокойствия», якобы вызванным «вибрацией от звонниц», «гарантированным аншлагом из катафалков» и «лимузинами, полными свадебных гостей». Авторов листовок также беспокоит, что «непосредственная близость детских садов к храму нарушит комфортное и тихое пребывание детей в детских дошкольных учреждениях». Однако беседы с местными жителями позволяют сделать вывод о том, что количество «принципиальных» противников строительства храма и часовни невелико и главная причина сопротивления благому делу - элементарная нехватка информации о будущем храмовом комплексе, которую мы постараемся восполнить всеми доступными нам средствами. Мы надеемся, что разъяснительная работа поможет нашим сегодняшним противникам и просто сомневающимся стать нашими союзниками в благом деле строительства храма, прийти к Господу и стать православными христианами.