В коломне название древних деревень. Археология и древняя история коломенского района

Заселение Подмосковья стало возможно 15-20 тысяч лет тому назад , после окончания ледникового периода. Отступивший на север ледник оставил после себя полноводные реки и озера. Окружавшие их холмы были покрыты обильной травянистой растительностью. В поисках пищи переходили на новые места стада мамонтов и другие привычные к холодному климату животные. А следом за ними продвигались первобытные охотники. Это было время палеолита - древнекаменного века, когда люди умели делать лишь примитивные орудия труда из камня, кости и дерева. К этому времени относятся исследованные археологами стоянки во Владимире и Зарайске , а также черепная крышка древнего человека, обнаруженная в 1939 г. при строительстве гидроэлектростанции на трассе канала, проходящего по территории Тушина.

Находки более близкого к нам времени встречаются довольно часто. Известны они и в нашей местности, и в ее ближайших окрестностях. Особенно приметны и внушительны городища раннежелезного века. Это были не города, а сравнительно небольшие поселки, в которых проживало обычно несколько десятков человек. Но вокруг поселка, располагавшегося на высоком речном мысу, были устроены земляные валы частоколом и окружающим их рвом. По остаткам этих укреплений они еще в давние времена получили в народе название городищ, которое и сейчас используют археологи для характериистики этих памятников.

Одно из таких городищ располагалось около села Красково , на высокой горе близ пересечения реки Пехорки большой Касимовской дорогой. Оно было обнаружено еще в прошлом столетии геологом Н.О. Криштафовичем. К сожалению, раскопки на нем не производились, а при внешнем осмотре памятника археологи высказывали разные мнения. Одни относили его к эпохе средневековья, другие считали его городищем раннежелезного века. Скорее всего, правы были и те и другие, поскольку древнейшие городища часто использовались и славянами, и русским населением в эпоху средневековья. На берегу реки жители неоднократно находили осколки глиняной посуды. Но образцы ее остались неизученными, а с образованием Кореневского силикатного завода песчаная гора была полностью срыта.

Гораздо больше повезло Лыткаринскому городищу, расположенному над рекой Москвой в урочище Соколова Гора. Оно исследовалось археологами в 1956 и 1958 гг. и дало ценный научный материал, подтверждающий заселение нашей местности еще в дославянское время.

Славяне-земледельцы, пришедшие в эти места в IX-Х вв. , селились обычно на открытой местности и не строили земляных укреплений, а от частокола, окружавшего такой поселок, не осталось следа. Остатки таких поселений археологи называют селищами, но обнаружить их на местности, которая позже многократно перепахивалась и зарастала лесами, гораздо труднее.

Зато очень приметны сохранившиеся во многих местах славянские курганы . В Х-XIII вв. среди славян был распространен обычай насыпать над захоронениями умерших округлые насыпи высотой от 1 до 3-5 метров. Там, где длительно существовали поселения, со временем остались курганные группы, насчитывавшие десятки насыпей. Большая курганная группа около селения Машково была отмечена еще в 1879 г. в списке подмосковных археологических памятников, составленном сотрудником Исторического музея М.А. Саблиным. Она располагалась к востоку от селения в лесном урочище Бушева. В составе группы было 34 кургана. В 1929 г. они были обследованы и некоторые из них раскопаны участниками археологического кружка МГУ под руководством археолога С.В. Романовской. Новые обследования и раскопки этих курганов, получивших название Марусинских из-за близости их к селению Марусино, проводились учеными в 1947, 1961 и 1962 гг. Материалы последних находок были переданы в Люберецкий народный музей.

Большая группа из 46 курганов около деревни Михнево (теперь поселок Октябрьский) еще в 1867 г. была описана профессором Московского университета А.П. Богдановым, в 1922 г. она раскалывалась В.А. Городцовым. Археологами также были открыты Русавкинская группа из 12 курганов на речке Вьюнке и 4 курганных группы у селения Милет, насчитывавшие в общей сложности более 50 насыпей.

Встречались и одиночные курганы около реки Пехорки близ Машкина и Зенина, а в ее верхнем течении были известны курганные группы на территории современного города Балашихи, а также в районе селений Троицкое-Кайнарджи, Акатово и Лобаново. И это лишь небольшая часть того, что существовало раньше и было уничтожено в результате многовековой хозяйственной деятельности. Сохранились курганы в основном в лесных угодьях или на неудобных для земледелия склонах.

Находки в курганах позволяют археологам проследить границы расселения в далеком прошлом разных славянских племен. Если на севере от Оки в древности жили славяне-вятичи, то Акатовские курганы уже принадлежали племени кривичей, расселявшихся на территории между верховьями Волги и рекой Клязьмой.

Поклонитесь древней земле предков наших, помяните их в мыслях своих! Такими словами встречает прохожего двухметровый деревянный крест, установленный на дороге, петляющей по вершинам Коломенских холмов. И по другую сторону креста: «Село Дьяково основано в 1237 году». В самом деле, лишь на несколько десятков лет, согласно летописным упоминаниям, Дьяково младше самой Москвы. История гласит, что в том самом голу войско хана Батыя осадило Коломну и часть жителей - старики, дети, больные - по льду Москвы-реки перебрались сюда. Кстати, история села Коломенского начинается с того же года. Археологи же еше в XIX веке обнаружили на месте села Дьяково древнее городище, отнеся его к I веку до н. э. Результаты раскопок, продолжавшихся и при советской власти, вплоть до 30-х голов, говорят о том, что жители городища занимались охотой, рыболовством, гончарным делом. Многочисленным находкам ученые дали тогда название целой археологической культуры - «Дьяковская». http://www.proza.ru/2007/09/19/248


Фото 1970 год
Село Дьяково располагающееся высоком правом берегу Москвы-реки. С севера оно отгорожено от Коломенского глубоким и живописным Голосовым оврагом, называемым в древних документах Безымянным.
Название Дьяково, возможно, происходит от дьяка князя Владимира Андреевича Серпуховского, управляющего сёлами и имевшего здесь двор.


Фото где-то 1980
Виктор Григорьевич Качалин На фото он в центре
был председателем колхоза (имени Дзержинского) в Дьяковском во время войны.
Дьяково было селом зажиточным. О достатке крестьян свидетельтвовала богатая орнаментация домов, украшенных пропильными резьбой и наличниками, подзорами, коньками. Во многих домах имелись изразцовые печи. Археологические исследования А.В. Никитина показалии, что в домашнем строительстве сел Коломенского и Дьякова XVIII—XX вв. была использована скобяная фурнитура (дверные ручки замки, ключи, дверные накладки и пр.) деревянного Коломенского дворца царя Алексея Михайловича, скупленная крестьянами при разборке памятника во второй половине XVIII в.

На крутом склоне Дьяковского холма расположен, замечательный памятник эпохи Ивана Грозного— церковь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Москва, проспект Андропова, д.31
Проезд: м.Коломенская, м.Каширская
Год постройки: не ранее 1547.
Церковь. Действует.

Престолы: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Зачатия Анны, Двенадцати апостолов, Константина и Елены, Зачатия Иоанна Предтечи, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святителей Московских
Первые упоминания о поселении Дьяково, как о селе относятся к началу XV века, в это время здесь уже существовал храм, по всей вероятности, деревянный. Исследователи предполагают, что он был освящен во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Возможно, что церковь имела «моленные» приделы во имя Зачатия Праведной Анны и равноапостольных Константина и Елены
Позднее, в XVI столетии, Дьяково считалось приселком дворцового села Коломенское, где издревле располагалась великокняжеская (позже царская) летняя резиденция. В 1554 году, и в последующие годы государь Иоанн IV Грозный праздновал здесь свои именины «праздник творяще рождению своему». Исходя из этого, можно заключить, что к середине XVI века в Дьяково существовал еще один храм (тоже деревянный) с престолом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. По одной из версий, после пожара 1547 года, сюда был перенесен храм с таким посвящением главного престола и приделами во имя апостола Фомы и святителя Петра митрополита Московского. Первоначально его «поставил» по обету в 1529 году на Старом Ваганькове великий князь Василий III . Престолы этих двух храмов перенесли под своды строящейся дьяковской церкви. Пример подобного объединения престолов уже существовал: в 1555-1561 годы именно так складывалась программа посвящений престолов собора Покрова на Рву на Красной площади.
Главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный - во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный - Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены. Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м - 1570-м годам, хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами.
Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х - 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

Точная дата постройки храма неизвестна. Одна из версий: храм заложен в связи с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 г., по другой: заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына Ивана, рожденного в 1554 г.
Храм состоит из пяти близко сдвинутых восьмигранных столпов. Средняя башня вдвое выше остальных. Каждая из них имеет отдельный вход и отдельный алтарь, но все пять церквей соединены общей галереей. На западном фасаде между двумя столпами приделов располагается многопролетная звонница. Храм не отапливается.
В 1924 г. храм был закрыт, стоял заброшенным. В 1970 г. уничтожили иконостас. Богослужения возобновлены в 1992 г.
Главный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, приделы расположенные в угловых башнях: Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Московских святителей Петра, Алексея, Ионы, Двенадцати апостолов.На втором этаже северо-западной угловой башни святых равноапостольных Константина и Елены.

Фото 1983 год

Сёла Коломенское и Дьяково находятся совсем рядом, но в Духовных грамотах Калиты 1336 и 1339 годов о Дьякове упоминаний нет, значит, его в то время ещё не существовало. Отсюда можно сделать вывод о том, что село Дьяково возникло между 1339 и 1400 годами.
В 1401 году село упоминается уже как существующее, следовательно, само оно и его название возникли раньше. В сохранившихся документах Дьяково впервые упоминается в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского, завещавшего села Коломенское своей жене Елене Ольгердовне, дочери великого князя литовского Ольгерда. В завещании князь Владимир Андреевич оговорил что села княгини полностью находились в ее распоряжении:"А дети мои в материн удел и в села и что из уделов села подавал есмь своей княгини, не вступаются ни каковыми делами, и в Медкино село с деревнями и в Дьяковское село с деревнями".
С этого времени Дьяково находилось в постоянном «опричном» владении московских княгинь.
По другим источникам село Дьяково появляется в документе 1401— 1402 годов — Духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, в которой вместе с Коломенским он завещает сыну Ивану и село Дьяково с деревнями.
Встречающийся в этом документе термин — «село» говорит о что Дьяково в этот период было крупным поселением и было административным центром округи, куда, очевидно, входило несколько деревень.
В середине XV в. жена великого московского князя Василия Темного-Мария Ярославна выменяла Дьяково у своей тетки княгини Василисы. Первоначально она предполагала отдать село Рождественскому монастырю в Москве, служившему усыпальницей московских княгинь и в котором она завещала себя похоронить. Однако позднее она изменила свое решение в пользу сына — будущего великого князя Ивана III. Так Дьяково снова попало во владение великих московских князей и стало их дворцовой вотчиной-В 1447 году в «Докончании великого князя Василия Васильевича с князем Серпуховским и Боровским Василием Ярославичем» наряду с Коломенским говорится о селе Дьякове уже как о владении великого князя....
Имеется предположение, что в Духовной грамоте 1401 года упоминается не наше, а другое Дьяково, тогда первое упоминание, относится к 1447 году.Дьяково было селом зажиточным. О достатке крестьян свидетельтвовала богатая орнаментация домов, украшенных пропильными резьбой и наличниками, подзорами, коньками. Во многих домах имелись изразцовые печи. Археологические исследования А.В. Никитина показалии, что в домашнем строительстве сел Коломенского и Дьякова XVIII—XX вв. была использована скобяная фурнитура (дверные ручки замки, ключи, дверные накладки и пр.) деревянного Коломенского дворца царя Алексея Михайловича, скупленная крестьянами при разборке памятника во второй половине XVIII в.
После смерти царя Алексея Михайловича дворцовые постройки в Дьякое приходят в запустение. При Петре I строится новая столица, и как следствие этого, на московском рынке происходит резкое падние спроса на садовые культуры. Поэтому местные крестьяне переходят на преимущественное выращивание овощей — в основном огурцов и капусты. Они выращивались в огромном количестве и продавались на московских рынках. Сохранилась глубокая, вырытая в землю выложенная кирпичом цистерна для засаливания капусты во дворе крестьянина Ильи Квашнина. По свидетельству источников соленые капуста и огурцы из Дьякова поставлялись к царскому столу в Петербург. Свой огороднический профиль село сохраняло вплоть до середины XX в. Отсюда и шутливое прозвище местных жителей — «кочерыжники».


Село Дьяково в пределах Москвы. Худ.Г.Б.Смирнов. 1971 год.

С горечью и болью в сердце за свое село обращаются к Вам жители г. Москвы Красногвардейского р-на с. Дьякова, того самого Дьякова, о котором так много говорят и пишут.
В 1980 г. под Олимпийские игры начали сносить старинное кладбище под видом "благоустройства" парка. Останки погребенных перевозились на перезахоронение на Хованское кладбище. Мы очень горевали. Кладбище действительно очень старое, но ухоженное, как музей под открытым небом, со множеством старинных памятников и старинных изгородей. Тут вскоре пошел слух, что и село наше будут сносить, а на нашей территории будет музей деревянного зодчества под открытым небом. И начали ломать, а вернее сказать - крушить. Лучшие дома были вывезены райисполкомовскими работниками и дирекцией охранной зоны музея-заповедника "Коломенское" на дачи. Было бы не так уж обидно, если бы и к нам отнеслись по-доброму, а к нашему селу - живописнейшему и древнему - по-заповедному. Нас подгоняли, вручали повестки, где назывался срок сдачи дома или разбора пристроек. Это делала Н.Н.Винокурова от ДЭЗ-3. Было отключено уличное освещение, когда село еще жило полнокровной жизнью и народу было немало. Мы звонили в Мосэнерго, там сказали, что село наше снято с питания энергией по решению райисполкома. Затем стали приезжать электрики по запросу Винокуровой Н.Н. со списком и обрезать провода от домов, лишая электричества, хотя еще и жили те, кто сдавал дома и кто не думал их сдавать. 41 о/м отделение милиции тоже поторапливало с выездом. Только под таким большим давлением трогались мы с родных мест, оставляли дома. Резали скотину (коров, овец, свиней и т.д.). Жители тяжело продолжают переносить выселение. Кому мы помешали? Село наше находилось в стороне от дороги, утопало в зелени. Жили дружно и весело. Кормили себя и большие свои семьи. Излишки мяса и овощей сдавали государству и продавали на рынке, вносили свой посильный вклад в решение Продовольственной программы, а это не так уж плохо для Москвы.

Дальше в селе начался настоящий разбой. Лучшие дома были разобраны и вывезены неизвестно куда... Когда крепкие были выбраны, менее интересные для продажи стали сгорать один за другим. Сгорели дома 15, 19, 20, 21, 23, 45, 55, 59. В их числе - дом Мазовой Антониты Михайловны, не успевшей получить ни компенсации за дом, ни квартиры. Не получили компенсации Ольга Ивановна Юдченко (№ 65), владельцы домов №№ 26, 38, 42, 42ф, 76 и ряда других. Дирекция охранной зоны не принимает никаких мер по охране домов. Нас, жителей, не уважают, гонят от родных мест. Мы едем и горюем, некоторые плачут, ведь мы едем на пустые места. Как же мы можем забыть свое родное место, ведь мы родились здесь и выросли, корнями вросли в землю. Эта боль никогда не пройдет, ее нечем успокоить. А самое большое зло сделано земле нашей. Варварское отношение к ней потрясло нас. Земля до сих пор знала только заботу и любовь к ней. Теперь вырываются огромные котлованы, туда бульдозер сталкивает кирпич, бревна, железо, и засыпают все это глиной, доставаемой со дна котлована, и размазывают. Разве так можно? ведь очень скоро все сгниет в яме и снова надо будет возить землю и засыпать ямы. Беспощадно уничтожают культурный слой почвы, копившийся веками. Уничтожают ценные сорта плодовых деревьев. Стирают с лица земли наши сады, в которые вложен огромный труд. Горит наша утварь, одежда, иконы, старинные книги, которые впору показывать в музеях. И все это цинично называют благоустройством.

Просим Вашего вмешательства по наведению порядка, потому что больно смотреть, как государственные деньги тратятся на разрушение. Получается, что село наше сожгли, разграбили и бросили. Везут сюда всякий хлам и мусор, даже у дома № 69 закопали в такой котлован резиновые покрышки. Что же здесь, мусорка? А еще с нас берут подписку о не пользовании землей. Почему? Чтобы земля наша плодородная не зарастала бурьяном, почему бы не разрешить бывшим жителям села Дьяково пользоваться ею. Ведь пока еще что-то здесь будет, мы охотно будем выращивать урожай, тогда и вид будет ухоженный, а не заброшенный. Как известно, мы ведь потомственные и знаменитый садоводы и огородники, всю свою жизнь трудились честно и добросовестно в колхозе им. В.И.Ленина, отдавая свое здоровье, знания и богатый опыт, копившийся из поколения в поколение. Разве может быть плохо кому-нибудь от изобилия овощей и фруктов, которые мы возами везем на рынок? Для москвичей это неплохое подспорье. Посудите сами, что мы выращиваем: картошку, редьку, репу, лук, редис, огурцы, свеклу, укроп, салат, щавель, шпинат, кинзу, кабачки, патиссоны, малину, сливу, смородину черную и красную, клубнику. Очень просим Вас найти справедливое решение.

Многочисленные жители с. Дьяково
(более 80 подписей)

Я, Миронов Вячеслав Васильевич,
являюсь свидетелем, как варварски громили село Дьяково-городище, тракторами равняли загородки и земли жителей села, засеянные зеленью и овощами, сжигали и уничтожали дома, гаражи, сараи, кто не давал бутылки коньяка т. Абрамяну и бригадиру. Я имею личную собственность полдома по адресу: 1-я ул. Дьяково-городище д. 45а, имею документ "дарение" на 39/100 долей дома. Мать, Миронова Вера Ивановна, имеет документ "наследство" на 13/100 долей дома. 30 мая у меня в доме взломали дверные замки рабочие музея под руководством бригадира Володи. Я обратился с жалобой к т. Абрамяну и попросил справку на продажу своей половины дома. Он ответил, что никакой справки он не даст и уверял меня, что с 10 июня 1986 г. будут работать в моем доме архитекторы, и если они сочтут, что дом имеет историческое значение, то мне выплатят компенсацию. Три месяца работали архитекторы в моем доме. Дом был выстроен в 1862 г., имеет историческую и художественную ценность, сняты чертежи (так сказал архитектор Гусев И.В.) и относится к музею-заповеднику "Коломенское".
После: месяцев моих хождений и мучений по вышестоящим организациям мой дом был сожжен 28 ноября под руководством зам.директора музея охранных зон заповедника т. Беляева Н.В. и компенсацию я не получил.

Март 1988 г.

Я, Мазова Антонина Михайловна, свидетельствую:
Я родилась в 1928 г. в с. Дьяковском Московской обл., Ленинского р-на, раньше оно так называлось, когда не входило в черту города Москвы. Теперь именуется Дьяково-городище. Все мои предки: дед, прадед, прапрадед жили в этом селе. В 1983 г. начали сносить это село. Многие получали квартиры, но я не захотела расставаться с родными, прекрасными, памятными с детства местами, и не получала квартиру, живя в своем доме № 59 по ул. Дьяково-городище. Многие дома, из которых выехали, стали поджигать, затем подгоняли бульдозер и разравнивали бугры от пожара. 6 февраля 1987 г., когда я ушла на работу в 14 часов, мой дом подожгли. Когда утром 7 февраля я шла с работы, в 9 часов меня повстречал участковый из 41 о/м и спросил, где я живу? Я ответила в доме 59, он сказал, что вчера ваш дом сгорел. Я осталась, в чем ушла на работу. Сгорело все: мебель, посуда, одежда. Обращалась я в бюро инвентаризации, чтобы мне помогли получить компенсацию, но все от меня отвернулись. В ЖЭКе тоже не помогли, там т. Панарошкин С.А. пообещал помочь, потом отказал. Такой же случай произошел с Качалиным Василием Самуиловичем, его тоже подожгли, но ему выплатили компенсацию, а мне нет, он тоже не сумел сдать дом, только сказал, чтоб пришли и ему уплатили компенсацию, а мне одной из всего села не уплатили. Это очень обидно для меня. Я же была на работе. Проработала 39 лет и никаких плохих замечаний не было.
Теперь я живу в благоустроенной квартире, но все равно сердце мое лежит в Дьяково-городище. Я бы очень хотела снова жить там.
На месте, где стоял мой дом, какой-то тип выстроил сарай с окнами с одной стороны и террасой с другой, и говорят, что это кузница для музея. Это все маскировка. Кто-то из музейных людей собирается там летом жить, это очень обидно мне. Меня подожгли, а этот тип будет жить.
Прошу помочь мне в устройстве моего прежнего жилья.
Осенью 1987 г. подогнали бульдозер и вывернули с одной стороны 10 корней вишен.
С уважением Антонина Михайловна Мазова.

Я, Герасимов П.П., свидетельствую:
Нас, жителей Дьяково-городище стали вытеснять с осени 1983 г. по выборке домов. Самые свежие, последних лет постройки - первыми. Этим жителям сразу же предлагали квартиры. И на эти дома приколачивали вывески такого типа: "Дирекция Заповедной зоны музея Коломенское". Недолго эти дома просуществовали, их начали разбирать и увозить неизвестные нам люди на дачи. И командовал этой операцией Абрамян Николай Георгиевич, мастер реставрации Заповедной зоны. Он до сих пор находится в облюбованном им доме-"конторе". Мой дом по ул. Дьяково-городище 11а к сносу не подлежал. Так мне ответил в дирекции заповедной зоны бывший директор Семенов Ю.А.
Мой дом исправный, он построен по старому ладу и его реставрировать не надо, простоял бы еще около 100 лет. Но мне стали надоедать посещениями из ДЭЗа. Тех смотритель Винокурова Н.Н. и еще незнакомые мне люди говорили, чтобы я шел просить квартиру, и сказали мне, что дом мой продан. Спрашивается, зачем же я должен выпрашивать, они ведь сами должны были предложить мне квартиру. Когда я пошел в жил.отдел поинтересоваться, то там мне сказали что квартиры мне нет, что дом в "красной" черте и к сносу не подлежит. Но меня стали доводить, срезали провода освещения несколько раз. Так я жил и мучался весь 1984 г. и по сентябрь 1985 г. Придешь с работы домой - свет не горит, холодильник не работает, телевизор тоже. А еще страшны были пожары, нет-нет, да вспыхивают вокруг. Поневоле пришлось ходить несколько раз выпрашивать, стал бояться сгореть, как некоторые соседи. В общем пришлось выехать. Как говориться, выгнали не мытьем, так катанием. Я никогда не расстался бы со своим домом. Но обстановку создали хуже некуда и пришлось покинуть гнездо. Тот гражданин, который разбирал и увозил дом, заплатил за него по квитанции 270 рублей. Мне думается, что он даже в переводе на дрова стоил дороже, дом-то пятистенок.

Шустова Анна Георгиевна свидетельствует:
В прошлом году в деревне Дьяковское, я увидела потрясающую картину: варварское разрушение домов, груды железа и кирпича, обгоревшие электрические столбы, обгоревшие и обломанные фруктовые деревья и ягодные кусты.
Заплаканные жители этой деревни рассказывали, как еще не получили жилье, а их дома уже сломали и сожгли. Я смотрела на все это и тоже плакала. Так как эти картины напомнили годы Великой Отечественной войны. Тогда фашисты так расправлялись с нашими городами и деревнями. Но то были чужеземцы, фашисты! А кто же теперь чинит такую расправу над деревней Дьяковское? Ведь она имеет историческое прошлое! Еще в школе в 30-е годы и позже я читала, что с Дьяковского городища начиналась Москва!!! И еще приведу такой факт. Когда-то моя бабушка, жительница д. Садовники, рассказывала мне, как ее прабабушка со многими женщинами деревень Коломенское, Садовники и Дьяковское устроили побоище французским солдатам, бежавшим из горевшей Москвы. Били и гнали: вилами, лопатами, граблями.
Я сама родилась в д. Садовники и все мое предки родились здесь. А где эта наша родина? Я сейчас не могу найти.
Так неужели мало деревень уничтожено. Только в Красногвардейском район их 11: Коломенское, Садовники, Борисово, Шайдурово, Хохлово, Шипилово, Орехово, Борисово, Братеево, Сабурово, Дьяковское! Сейчас взялись восстанавливать и оберегать памятники культуры и исторические места.
Люди!!! Я обращаюсь к вам, в первую очередь к тем, кто по долгу службы обязан остановить это варварское уничтожение в д. Дьяковское!!! Возродите обратно хоть несколько домов д. Дьяковское! Оставьте память об историческом месте, что немаловажно для будущего наших детей и внуков.
Ветеран Великой Отечественной войны и труда
пенсионерка А.Шустова.

Я, Депутатов Василий Михайлович,
как и другие коренные жители с Дьяково-городище, подвергся варварскому изгнанию из родного дома. Моя семья проживала в доме № 8 по 2-й улице Дьяково-городище. Жители ничего не знали о том, как пойдет переселение. Надо было хотя бы собрать нас в клубе и проинформировать, но руководители Красногвардейского исполкома и дирекция охранной зоны все делали скрыто. Первыми выгоняли тех, у кого были хорошие дома. Их выбрало начальство себе на дачи, дома продавали через райисполком. Ко мне приходила начальник ЖЭКа Винокурова Надежда Николаевна, требовала: "Давай уходи, твой дом уже продан". Но я отвечал, что я еще не получил квартиру, куда же вы меня выгоняете из родного дома? Приходили люди, которые купили мой дом, я их даже на порог не пустил. Приходили из 41 о/м, спрашивали, скоро ли я буду выписываться, проверяли паспорт, предупреждали, что я остаюсь один на всю улицу, жить будет страшно. Я ответил, что денег у меня нет и убивать меня не за что. Я участник войны, имею шесть медалей и медаль за многолетний доблестный труд, вышел на пенсию, имея 40 лет стажа. Жил я один, жену похоронил в июне 1985 г.

В первых числах ноября пришел Абрамян из дирекции охранной зоны, дал мне на выезд одну неделю. Угрожал, что если я не получу за это время квартиру, он меня все равно выгонит. 8-го ноября 1986 г. на мой дом было совершено первое нападение. В 2 часа ночи пришли трое неизвестных, требовали, чтобы я открыл дверь. Я отказался открыть, они дверь выломали, ворвались в дом, требовали вина. Я сказал, что этой гадости не пью. Тогда они сорвали замок в гардеробе, нашли 30 рублей денег, забрали их, пригрозили мне, чтобы молчал, и ушли. Через неделю было второе нападение с покушением на мою жизнь. В три часа ночи в дверь начали стучать. Кто-то пригрозил: если не откроешь, мы тебя сожжем. Я ответил, что лучше сгорю, но не открою, тогда они разбили 6 окон. Их было двое в солдатской форме и трое в гражданской одежде. У меня стояли вилы недалеко от кровати, я схватил их и стал обороняться, одного как следует зацепил. Они обозлились, связали меня и бросили в подвал,а сами пошли шарить по углам - искали деньги и керосин. Если бы нашли, то сожгли бы и меня вместе с домом. Около пяти утра я смог выбраться, вызвал наряд из 41 о/м. Приехала милиция около 6 утра. Составили акт и протокол. Их было 2 человека в милицейской форме и один в гражданской, он и составлял акт. Никакого ответа на мое заявление я не получил.

Я, Садофьева Раиса Григорьевна,
проживала по ул. Дьяково-городище, д.33а. У нас был новый дом, построен в 1958 г. Сколько было вложено труда на постройку и на разведение сада. В 1984 г. начали сносить деревню, сначала выбирали новые хорошие дома и увозили их в первую очередь. В эту очередь попал и наш дом, для дачи сотрудника райисполкома.
Нас из дома выгнали в три дня. Сначала обрубили свет, потом начал ходить участковый, говорил: "Выезжайте, срок 3 дня, а то подъедет бульдозер и все разрушит".

Я, Качалин Г.А.,
жил в доме № 15, ветеран войны. Реставраторы определили, что моему дому более ста лет. И всего один-единственный венец нуждается в замене, настолько крепкая была постройка. Сказали, что цена этому уникальному дому - 59 тысяч. Реставраторы разобрали обшивку и вдруг средь бела дня дом вспыхнул, как спичка и сгорел за полтора - два часа. Так гореть может только древесина, облитая горючей смесью. Мне передали, что приказ о поджоге отдал Н.Г. Абрамян, начальник реставрационного участка дирекции охранной зоны.

От Качалина Василий Федоровича.
До 1984 г. я проживал по 1-й Дьяково-городище, д. 38. Там был свой дом, сад и огород. Два раза я видел, как сжигались дома, декоративные и плодовые деревья.
В июне 1987 г. в газете "Советская Россия" была опубликована статья "Реставрация огнем". В редакцию я написал отклик-жалобу, с какой жестокостью бригада "молодцов", возглавляемая начальником Абрамяном Н.Г., проводила эти "реставрационные работы". Редакция ответа мне не дала. Жалоба моя была направлена туда, на кого я жаловался, т.е. в дирекцию музея-заповедника "Коломенское". За что я и получил должное, как в народе говорят "ушел не солоно хлебавши".

Что же творили "реставраторы огнем" и "молодцы с бульдозером"? На территории бывшего села находились бульдозеры и экскаватор, для них автоцистерна завозила горючее (солярку), учета никакого не было, и этим горючим в изобилии пользовались "молодцы" Абрамяна.
Соляркой поливали внутри домов и сараев, с расчетом, чтобы дома к полуночи загорались зловещим огнем.
Зимой 1986 г. пьяный бульдозерист гусеницами мощного бульдозера своротил водозаборную колонку, и вода била фонтаном, создавая ледяные торосы вплоть до весны. Все это видели руководители райсовета, все это творилось у них под носом, но они делали вид, что ничего не происходит.

В октябре 1987 г. "Советская Россия" напечатала вторую статью - продолжение, есть в статье и моя фамилия. Как мне грозили, находясь на работе, пьяные "молодцы" Абрамяна, как начали разрушать дамбу вокруг холма, которую я и сын сооружали на протяжении 40 лет, сажали декоративные деревья, восстанавливая довоенную красоту.

В статье есть абзац, который с мучительной болью отзывается в моем сердце и в сердцах граждан бывшего села. В котором директор музея-заповедника "Коломенское" Черняховская говорит, что в селе Дьяковское проживало бывшие кулачье, выходит, что это мы. Это клевета на граждан бывшего села Дьяковское. Наши граждане испокон веков труженики.

В минувшую войну все молодые и пожилые с честью защищали советскую Родину, более половины сложили свои головы на полях сражений. А женщины и подростки трудились, не доедая, не досыпая, делали все для фронта, все для победы. Какое же это бывшее кулачье. Это клевета, за клевету есть статья уголовного кодекса. Мне 70 лет, я родился и вырос на этой земле, отсюда ушел защищать Родину, сюда вернулся после войны. На холме у нас участок на четыре пенсионера. Желательно, чтобы он остался и мы им пользовались, чтобы сюда приходили мои внучки, вспоминали дедушку, как я трудился здесь на благо нашей Великой цветущей Родины.

Колотушкин Михаил Романович свидетельствует:
До уничтожения деревни жил по 1-ой ул. Дьяково-городище, в доме 68а. Дом новый, 1957 г. постройки, был небольшой сад. Сносили дом не сразу, а постепенно с запугиванием. Сначала отключили свет, потом воду, затем сломали изгородь. Я был несогласен, так как чувствовал, что это надругательство. Квартиры отдельной я не получил, а получил вместе с сыном, а у него семья из 4-х человек. Меня, участника войны, ветерана труда, принудили к этому. "Бери, пока не поздно". А дом продали за бесценок и увезли.
Случилась большая беда - уничтожено историческое место. Немалая часть и плодородного слоя уничтожена, т.к. селение было расположено на гористой местности, если не принять меры, может начаться коррозия почвы. Необходимо сохранить, а во многих местах и восстановить почву, избавить местность от оползней и обвалов. Как коренной житель деревни, готов приложить все силы, чтобы восстановить известность и гордость Дьяково-городища. Вы нам немного помогите, а мы все сами сделаем.

Мы, жители, проживавшие по адресу ул 1-я Дьяково-городища,
дом 45, Алексеева О.П., Деева Т.А., были очевидцами сноса нашего дома. Из дома еще не все выехали, а его уже пришли разбирать. Дом был рубленый, площадь 8х9 и плюс кухня 8х4, тоже рубленая. Дом вывезли за один день. Нижние венцы, совсем хорошие, брать не стали, фундамент не разбирали. Заметая следы, подогнали бульдозер и все оставшееся вместе с посаженной сиренью сдвинули в подвал и засыпали землей. Сиренью все ходили раньше и любовались. Ее было нимного-нимало, а 15 кустов. Больно и обидно это все.

Современный вид из бывшего села Дьяково


+++++++++++++

Здесь располагалось Дъяковское кладбище

Неподалеку от центра усадьбы, в Дьяково, на округлом холме с плоской вершиной 2,5 тыс. лет назад возникло древнейшее поселение на территории Москвы - Дьяково городище, давшее название археологической культуре. Недавно археологами были обнаружены селения раннего средневековья (VIII-X вв.) в центральной части Коломенского, а также уникальное селище Дьяково-пойма - древнерусская деревня XI-XII вв. у подножия Дьяковского холма. Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к XIV в. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты (1336г. и 1339 г.) По сообщениям исторических источников, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г., собирались в военные походы дружины великих князей Московских, происходили другие события, связанные с историей русского государства. С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, проникнутый идеей торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность.


деревянный крест поставлен перед олимпиадой в Москве 1980 году.
село Дьяково основано в 1237 году.в 1985 году снесено!!!

1 вая улица Дьяково-городища

Овраг на против бывшего дома № 71

Скульптура лев
(новодел). 2 улица Дьяково городища

Некрополь при храме


памятник крестьянке и ее младенцу
Коломенское кладбище расположено в живописном уголке музея-заповедника Коломенское, находящегося на высоком берегу Москвы реки. Кладбище занимает вершину холма, возвышающегося над уровнем реки почти на 100 метров. В центре кладбища расположена церковь Усечения Главы Иоанна Предтечи

Современое Дьяково-городище
Московская область,Ступиннский район,Сапроново,СНТ Дьяково (я)

Генеалогический форум ВГД
Дьяково
http://forum.vgd.ru/59/28207/


Москва,село Дьяково-Городище 2 улица Дьяково-Городище (2-я у́лица Дья́ково Городи́ще - улица в районе Нагатинский Затон Южного административного округа города Москвы на территории парка Коломенское.) До вхождения территории в состав Москвы в 1960 году, улица располагалась в деревне Дьяковское и носила название Новая улица. Нынешнее название утверждено 18 февраля 1966 года. Улица была названа по древнему поселению Дьяково Городище, находящемуся в этом районе


Москва,село Дьяково-Городище В 1401 году село упоминается уже как существующее, следовательно, само оно и его название возникли раньше. В сохранившихся документах Дьяково впервые упоминается в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, родного брата Дмитрия Донского, завещавшего села Коломенское своей жене Елене Ольгердовне, дочери великого князя литовского Ольгерда. В завещании князь Владимир Андреевич оговорил что села княгини полностью находились в ее распоряжении:"А дети мои в материн удел и в села и что из уделов села подавал есмь своей княгини, не вступаются ни каковыми делами, и в Медкино село с деревнями и в Дьяковское село с деревнями". С этого времени Дьяково находилось в постоянном «опричном» владении московских княгинь. По другим источникам село Дьяково появляется в документе 1401- 1402 годов - Духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, в которой вместе с Коломенским он завещает сыну Ивану и село Дьяково с деревнями. Встречающийся в этом документе термин - «село» говорит о что Дьяково в этот период было крупным поселением и было административным центром округи, куда, очевидно, входило несколько деревень. Москва,село Дьяково-Городище Москва, проспект Андропова. м.Коломенское, Каширское Дьяков овраг Правый приток р.Москвы ниже с.Дьяковское (Дьяково) вблизи Коломенского (отсюда название Дьяковский овраг). Длина оврага менее 1 км, по дну его протекает небольшой ручей длиной ок.100 м. Левые отвершки Дьяковского оврага носят названия (сверху вниз): Воспеньков, Лексеев, Базарихин и Радюшин овраги. Этот овраг редко посещается, что связано с подтоплением его днища на 2/3 длины и крутизной склонов – 25-40 градусов. Здесь сохранились реликтовые, редкие виды растений: тимьян Маршалла, овсяница валлисская (типчак) и др. смотри http://optimisty.com/diakovo
Дьяково городище Археологические раскопки неолитического поселения I тысячилетия до н.э. - IV века н.э. Древнейшее поселение людей на территории Москвы. Дьяково городище дало название всей культуре этого периода - "Дьяковская культура" (археологическая культура раннего железного века). Расположено на высоком одиночном холме в устье Дьяковского оврага, на холме есть кратер. Его раскопки начались в 1864 г. Д. Я. Самоквасовым и затем в 1889 г.продолжены В. И. Сизовым. Носители дьяковской культуры - финно-угорские племена. Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, при чём, в первую очередь, разводились лошади (на мясо), а также коровы, свиньи. Значительную роль в хозяйстве играла также охота. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика - ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего, бобра, также куницу, лису, выдру). Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается. В IX-Х в. земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. Названия Яуза, Яхрома, Талдом, возможно и Москва свидетельствуют о славяно-финских контактах в этом регионе. Становой овраг


Дьяков овраг Правый приток р.Москвы ниже с.Дьяковское (Дьяково) вблизи Коломенского (отсюда название Дьяковский овраг). Длина оврага менее 1 км, по дну его протекает небольшой ручей длиной ок.100 м. Левые отвершки Дьяковского оврага носят названия (сверху вниз): Воспеньков, Лексеев, Базарихин и Радюшин овраги. Этот овраг редко посещается, что связано с подтоплением его днища на 2/3 длины и крутизной склонов – 25-40 градусов. Здесь сохранились реликтовые, редкие виды растений: тимьян Маршалла, овсяница валлисская (типчак) и др. смотри http://optimisty.com/diakovo


Голосов овраг. Родник Николая-угодника. Москва » Южный административный округ » Коломенское

Еще с древних времен люди верили в чудотворные силы воды. Об этом сложены даже сказки о живой и мертвой воде - люди считали что вода способна возвращать молодость и даже жизнь. Родниковой водой лечились от различных недугов и болезней, от дурного сглаза. Вот и родники группы "Кадочка" - всегда были почитаемы и люди приходят сюда несмотря на предупреждения о негативном состоянии вод большинства родников. Сохранилась такая легенда, рассказывающая о появлении родников в Голосовом овраге. Георгий Победоносец скакал на своем коне дабы догнать Змея, похитевшим невесту. И в том месте где копыто коня касалось земли открывался родник чистейшей воды. Вот так в Голосовом овраге появилось множество родников. На сегодняшний день более менее обустроенных около 20 родников. Еще с древнейших времен здесь жили люди. Родниковые воды Голосова оврага всегда славились своей чистотой и вкусом. В XVIII веке Голосов овраг упоминается как Власиев от имени Святого Власия - христианской вариации языческого бога древних славян Велеса-Волоса. Голосов (Дворцовый) овраг является уникальным историческим и геологическим Памятником природы, здесь находится музей-заповедник "Коломенское". Здесь есть что посмотреть - памятники природы - родники группы "Кадочка", валуны "Девичий камень" и "Голова коня" или как еще его называют "Гусь камень". В Голосовом овраге бьют ключи носящие имена святых: Георгия Победоносца, Двенадцати Апостолов, Николая Угодника. Голосов овраг в прошлом имел и другие, более понятные названия: Садовнический ручей, Коломенский ручей, Дворцовый овраг, Царский овраг и т.д.
Происхождение современного Мифология происхождения названия "Голосов овраг" связана с именем языческого бога Волоса или Велеса - властителя подземного мира, тайных знаний и покровителя домашних животных и богатства. Имя Волос происходит от "волохатый", мохнатый. Наши предки издревле волосы отождествляли с богатством, как материальным, так и духовным, с мудростью и с крепким здоровьем. Историки считают, что изначально овраг назывался "Волосов". И происхождение названия оврага может быть связано также с фамилиями Голосов, Власов.
Голосов овраг упоминается так же в XVIII веке как Власиев овраг. Святой Власий - покровитель охотников, хранитель животных, скота и богатства. Скорее всего, что Святой Власий - это христианская интерпретация языческого бога Волоса-Велеса. Имеет протяженность около километра, причем последние сотни метров по его дну течет небольшой ручей, формируемый несколькими родниками, который впадает в Москва-реку. Голосов овараг.Коломенский ручей
Москва, проспект Андропова. м.Коломенское, Каширское В разные времена овраг называли по-разному: Голос-овраг, Садовнический (Садовнин) ручей, Коломенский ручей (овраг), Дворцовый овраг, Казённый овраг, Царский овраг, Власов (Власиев) овраг. Длина ручья, протекающего по дну оврага - около 1 км, оврага - около 1,3 км. Работы по восстановлению и укреплению русла ручья и сооружению лестничных спусков к нему по склонам оврага проведены в 2006-2007 гг. Работы были начаты в связи с решением сделать из Коломенского этнографический музей-заповедник. подробнее В АЛЬБОМЕ Голосов овраг https://fotki.yandex.ru/users/alek-ka4alin2012/album/378368

И волости . Волости оставались средоточием великокняжеских владений, в станах группировались поместья и вотчины служилых людей. Преобладающим типом светского землевладения в XV веке стало поместье . Вотчины доминируют в центральной части уезда, поместья же рассеяны по всей его территории.

Коломенский уезд по своему происхождению разнился с другими уездами Подмосковья, выросшими из бывших удельных княжеств . Он сложился в ходе обособления части великокняжеских волостей при образовании Московского уезда. Поскольку земли обоих уездов принадлежали одному хозяину - великому князю, граница между ними пролегала произвольно.

На протяжении нескольких столетий Коломенский уезд занимал обширную территорию. В него полностью или частично входили 9 современных районов и 2 городских округа Московской области: Егорьевский , Зарайский , Каширский , Луховицкий , Ногинский , Раменский , Серпуховский и Ступинский , городские округа Озёры , Подольск .

История

Точное время заселения территорий Коломенского уезда неизвестно, тем не менее достоверно известно, что во II-VIII веках пришли сюда с юга славяне-вятичи . До прихода славян на территории Коломенского уезда существовали стоянки финно-угорских племён .

Первые сведения о «волостях коломенских», составивших территорию Коломенского уезда (позднее - района), восходят к 1339 году и встречаются в духовной грамоте (завещании) великого князя Московского Ивана Калиты .

Демографическая справка

Дореволюционная статистика

Кроме того, по землям уезда проходило несколько оживлённых торговых путей, имевших общегосударственное значение. И крестьяне многих селений вовлекались в торговлю .

Коломенский уезд был одним из самых богатых уездов Российской империи. Так, в 1892 году государственная казна получила платежей на сумму 243 625 рублей, в том числе:

  • выкупных 167 261 руб.;
  • государственного земельного налога 5613 руб.;
  • земского сбора 24 870 руб.;
  • волостного 28 440 руб.

Преобразование в Коломенский район

Как административно-территориальная единица Коломенский уезд просуществовал до 1929 года . Тогда в Московской и других областях были созданы районы, в том числе и Коломенский . От бывшего Коломенского уезда отошли сотни гектаров земель со многими населёнными пунктами к вновь созданным районам: Воскресенскому, Малинскому, Озерскому, Ступинскому. А земли вдоль Оки из ведения Рязанской области перешли в состав Коломенского района. В Коломенский район влилось более 30 деревень и сёл из Зарайского и Егорьевского уездов.

Персоналии

  • Пётр Ионович Губонин - купец первой гильдии, промышленник и меценат .

Примечания

Карты

В один из последних зимних и солнечных деньков февраля я устроил себе отличную прогулку по Старой Коломне. Была просто потрясающая погода! День был холодный, но солнышко уже давало себе знать о приближающейся весны.

Сразу же появился повод для прогулки!

Коломна, как ни странно, прекрасна в любое время года! Ведь Коломна один из древнейших и красивейших городов Подмосковья в котором отлично сохранилась его "Старая" часть. Конечно многое было разрушено, как же без этого, но, что важно, "Старая Коломна" до сих пор ничем новым не застроена и сумела сохранить свой первоначальный древний дух!

Впервые упоминания о Коломне появились в Лаврентьевской летописи в далеком 1177 году. О Коломне говорится, как о активно развивающемся городе, пограничном посте Рязанского княжества и торгово-ремесленном центре.

Происхождений названия города много, одно из популярных и более очевидных версия В.И. Даля. По словарю Даля, название города произошло от рязанских слов "коломень", "колошение" - околица, околоток, соседство. То есть Коломна - приграничный город. Действительно он входил в состав Рязанского княжества и граничил тогда с Московским княжеством. Возможно отсюда и пошло название Коломна.

Сегодня Коломне официальных 838 лет. Никто точно не знает, сколько уже существовал город до первого написания в Лаврентьевской летописи, но исходя из раскопок, очевидно что город старше своей официальной даты.

"Новая Коломна" , - это типичный образец любого города России. Конечно прогуляться по нему тоже интересно. Думаю про Новую Коломну я сделаю отдельный пост ближе к лету. Коломна делится на несколько районов, как и любой крупный город. Формально, я бы просто разделил Коломну на "Старую" (древнюю) и "Новую" (современную). Думаю так будет проще ориентироваться как мне, так и другим туристам.

До Коломны легче всего доехать на электричке от Казанского вокзала, не придется стоять в пробках на выезде из Москвы. К примеру, от метро Выхино электрички ходят каждые 2 часа. Время в пути также около 2 часов.

Еще можно добраться от Выхино на комфортабельном автобусе. Ходят они чаще, каждые 30мин.

И электричка и автобус приходят на современный вокзал "Голутвин" , главный транспортный узел города. Он расположен в "Новой Коломне". Оттуда до старой исторической части Коломны придется добираться на городском транспорте. Удобнее всего это сделать на автобусе № 14. Также можно на трамвае или маршрутках №20 и №68.

Думаю отличным вариантом будет приехать на машине. От Москвы всего 100 км пути. Дорога отличная!

Первое, что замечаешь приехав в Коломну, - очень много церквей! Действительно, их тут более 50!! Это один из крупнейших духовных центров как Москвы, так и всего Подмосковья!

Начал я свою зимнюю прогулку именно с них.

1) Первой на моем пути была Церковь Троицы Живоначальной на Репне .

2) Коломенский трамвай.

Сход снега

3) Музей "Любимой Игрушки" , - частный музей, в экспозиции представлены фарфоровые куклы 19 -20 века России и Европы, мишки Тедди 1930-1950 г., плюшевые мишки, игрушки СССР, современные авторские работы.

4) По соседству с ним расположен еще один музей "Кузнечная слобода" . Экспозиция музея состоит из кованых, литых и деревянных изделий разных эпох.

5) Сосульки

6) Далее я поехал в одно из старейших поселений Коломны, - село Городищи . Тут была построена Церковь Зачатия Иоанна Предтечи . Предтеченский храм считается одним из самых древних в Московской области. Ему более 700 лет, многие считают, что именно с села Городище зародился нынешний город Коломна.

Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна, - «Святой Иоанн Предтеча. Ангел пустыни» , написанная в 1390−х гг. иконописцем школы Феофана Грека.

Икона эта уникальна и хранится сегодня в запасниках Третьяковской галереи.

7) Церковь Михаила Архангела в Коломне , является самой большой в Коломне.

8) Через улицу Октябрьской революции стоит величественный Коломенский кремль! По всей видимости это одна из самых старых улиц города. Как только эта улица не называлась! Город был вытянут вдоль старого тракта, большинство старых районов размещены вдоль него. Сперва она была Московской , так как ведет к столице. Потом Астраханская , т.к. фактически это дорога идет по направлению от Москвы к Рязани и далее на Астрахань. После революции улицу назвали Красной , и только в 1921 году переименовали в улицу Октябрьской революции .

Коломенский Кремль был построен всего за 6 лет(1525-1531 г.) по указу Московского князя Василия III. Кремль в Коломне в то время был одним из наиболее мощных крепостей Московского государства, он расположен на месте слияния рек Москвы и Коломенки. По некоторым данным, его строительством руководили итальянские архитекторы, которые принимали участие в возведении стен и башен Московского кремля. По площади, толщине и длине стен, а так же по количеству башен Московский и Коломенский кремль практически не отличаются. К сожалению, время кремль не пощадило, - от крепости остались только несколько башен и пара фрагментов крепостных стен. Но зато каких!

9) Памятник великому князю Дмитрию Донскому перед стенами Кремля.

Дмитрий Донской был очень тесно связан с Коломной. Он любил этот город и часто бывал тут! В Коломне он венчался и здесь же было место сбора русских ратей перед сражением на реке Воже и перед Куликовской битвой. Позже Дмитрий Донской достроил Успенский собор в Коломне и неподалеку расположенный Бобренев монастырь.

Коломенцы почитают память Дмитрия Донского. Его именем в городе названы улица и набережная.

10) За все время существования Кремля никому не удавалось взять Коломну штурмом. Также вышло и с конкурсом, организованным сайтом http://10russia.ru . Коломенский Кремль занял 1 место в финале конкурса лучших мест России. Никто так и не смог опередить Коломну по количеству голосов.

11) Малаховские ворота лежат через крепостной ров, который проходит вдоль стены.

В старые времена мост был подвесным и опускался только по назначению.

12) Панорама Кремля.

Слева, - Коломенская или Круглая башня (в народе - Маринкина) . Эта башня является самой высокой из всех сохранившихся башен кремля. Ее высота составляет 31 метр, а диаметр - 13 метров. Башня двадцатигранная, но если на неё смотреть издалека, то она кажется круглой. Именно это объясняет одно из ее названий. Еще эту башню называют Маринкиной в честь Марины Мнишек, которая по легенде скончалась тут в заточении.

Справа, - Грановитая башня . Получила свое название из-за своей формы. С внешней стороны она шестигранная, а с внутренней прямоугольная. Такую форму имеет только эта башня Коломенского кремля. Внутри она делится на пять ярусов, из которых нижний скрыт грунтом. Верхний ярус в виде галереи с зубцами, в свое время тут хранилась Коломенская казна.


Коломенский Кремль

13) Пройдя через ворота, я оказался на территории Кремля.

360-градусная панорама.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Коломенский Кремль 360 градусов

14) Схема Кремля. Красным цветом выделены сохранившиеся участи кремлевских башен и стен.

Как видно из схемы, Кремлевские стены напоминают многогранник, почти овал. Равномерно по всему периметру стен располагались башни, которые во время нападения позволяли вести активную оборону, а также эффективный фронтальный и фланговый огонь по противникам.

15) Ивановские ворота Коломенского Кремля. К сожалению не сохранились до наших дней.

16) Участок старой стены, ограды Брусенского монастыря с небольшой башенкой, построен в 1820-х годах.

17) Коломенская, Круглая башня или Маринкина , вид внутри территории Кремля.

18) Коломенский Успенский Брусенский женский монастырь , основан в 1552 году по указу Иоанна Грозного после удачного похода его из Коломны в Казанское ханство и присоединения Казани к русскому государству. Тогда это был мужской монастырь. После Смуты монастырь пострадал и пришел в упадок. Позже, при его реконструкции он стал значиться уже как женский монастырь.

19) Западный и Северный келейные корпуса (отдельные жилые дома смотрителей монастыря).

20) Трапезная и богадельня Успенской церкви Брусенского монастыря.

21) Крестовоздвиженский собор. Построен в 1852-1855.

22) Панорама, слева направо, Трапезная и богадельня Успенской церкви, Успенская церковь, Крестовоздвиженский собор и Башня с кирпичной оградой .

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Коломенский Успенский Брусенский женский монастырь

23) Улица Лажечникова , одна из старейших улиц города. Названа в декабре 1968 в честь писателя-романиста Ивана Лажечникова.

24) Церковь Апостола Иоанна Богослова. Построена на месте деревянной церкви в 1733-1758 годах. Имеет самую высокую колокольню в Коломне (67 метров), левее расположена автостанция "Старая Коломна" . Именно сюда прибывают маршрутки и автобусы от автостанции "Голутвин" .

25) Сохранившийся отреставрированный участок стены Коломенского Кремля, в конце которой стоит еще одна башня, - Ямская или Троицкая башня .

26) Дом сувениров и подарков. Здесь можно приобрести различные изделия ручной работы коломенских мастеров.

27) За ним Коломенский Краеведческий музей .

28) Единственная новая постройка, - Конькобежный центр "Коломна" . Построен в 2006 году. Это тот редкий случай, когда новое современное здание не портит исторический пейзаж. К тому же Конькобежный центр "Коломна" считается одним из лучших спортивных комплексов мира. Центр занимает пятое место в рейтинге самых быстрых катков мира. Тут занимаются как новички, так и Олимпийские чемпионы со всего мира! Здесь проходят не только соревнования, но и массовые катания.

29) Домики на улице Лазарева просто чудесны! Многие люди, посетившие Европу восхищаются их безумно привлекательными домиками, я в их числе. Мне очень по душе то, как Европейцы строят дома. Так вот, домики у стен Коломенского кремля, - это тот случай, когда Русские дома могут выглядеть интересно и не хуже европейских!

30) Дом соляного пристава Горлицина

31) Дом сестры А. И. Куприна

32) Вид на Соборную площадь с разных ракурсов. Площадь считается старейшей в Коломне.

42) Соборная площадь. Панорама 360-градусов.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Соборная площадь. Панорама 360-градусов.

44) Братский корпус.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Братский корпус.

45) Собор Успения Пресвятой Богородицы, - был заложен в 1379 г. святым князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой при реке Воже. В 1380 г. в этом строящемся храме он молился перед Куликовской битвой. Считается, что в росписи храма в 1392 г. принимал участие сам Феофан Грек.

46) Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Построена в 1858-1861 гг. на месте разобранной старой, 1776 года постройки.

47) Школа №3 , одно из старейших действующий учебных заведений с вековой историей.

48) Вход на территорию Свято-Троицкого Ново-Голутвинского женского монастыря .

49) Памятник Святым Равноапостольным Кириллу и Мефодию. Памятник представляет собой бронзовые фигуры братьев, которые стоят на фоне православного креста. Мефодий держит в руках Библию, а Кирилл, – свиток с русским алфавитом.

50) На Соборной площади много голубей.

51) Храм Воскресения Словущего, что в Крепости. Еще один из древнейших храмов в Коломне. Построен около 1360 года. 18 января 1366 г. в тогда еще деревянной церкви венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская.

52) Панорама, слева-направо. Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Храм Воскресения Словущего, Здание Коломенского уездного училища.

Посмотреть панораму в большем разрешении 2500px, можно по ссылке:
Панорама церквей Соборной площади.

53) Немного спустившись, я вышел к реке Москве .

54) Дети после учебы катались с горки у Соборной площади.

55) Старые жилые домики на улице Дмитрия Донского .

56) Спуск вниз по улице Кремлевской .

57) Церковь Николы Гостиного.

58) Еще красивые старые жилые домики.

59) Тут очень приятно просто гулять.

60) Вот так гуляя, я вышел к еще одной сохранившейся башне кремля, - Семёновской башне.

61) Очень уютный сквер им. Ю. А. Гагарина , раньше тут была Житная площадь и Бабий рынок, - центральные торговые площади Коломны, окруженные лавками, складами и различными магазинами.

62) Еще одна сохранившиеся башня, - Спасская башня (за ней башня Погорелая или Алексеевская и Пятницкие ворота) .

63) Двухэтажный жилой домик, привлекший мое внимание.

64) Забавное строение на улице Исаева .

65) Церковь Воздвижения Креста Господня в Коломне.

66) Пятницкое ворота, - главные парадные ворота Коломенского кремля.

67) С противоположной стороны Пятницких ворот на улице Зайцева находится Музей «Коломенский Калач» и Музей Изначалья: «Сие деньги коломьски» . Тут был воссоздан древний рецепт приготовления калачей!

По ссылке ниже можно посмотреть на панораму Музея "Коломенский Калач" и Пятницкие ворота в большем разрешении 2500x:
Музей Коломенский Калач и Пятницкие ворота.

68) Затем я снова вышел к реке Москве.

70) Выйдя с территории Кремля, я дошел до Памятника водовозу . Место для памятника выбрано не случайно, - здесь водовозы брали воду из реки Москвы и развозили ее по городу, продавая ведрами до 1902 года когда появился водопровод. В дальнейшем профессия водовоза исчезла.

71) Тут же рядом, была установлена "Шкала уровней паводковых вод" . Красиво выполненный указатель экстремальных уровней паводков на реке Москве с обозначением конкретных годов.

73) Рядом по соседству стоит Музей "Коломенской Пастилы" . Многие приезжают специально в Коломну, чтобы попробовать настоящую пастилу в состав которой входят только натуральные ингредиенты!

Упаковка пастилы тоже напоминает о старинной рецептуре.

74) Храм Богоявления Господня в Гончарах.

75) Совсем недалеко стоит Фабрика пастилы.

76) Ну вот и все, я провел гуляя по Коломне почти весь день. На этом закате я закончу этот пост.

Он получился довольно содержательный, но я не мог вырезать ничего из своей прогулки. На самом деле было бы интересно еще рассказать о каждом месте в отдельности, возможно в будущем я так и сделаю.

Коломна, - отличный город! Чистый, приветливый, интересный! Здесь сохранилась та самая старина. А музеи Пастилы и Калачей в Коломне всячески напоминают людям, что не забыты старинные технологии, по которым выпускались качественные продукты много веков назад!

В "Старой Коломне " приятно находиться и гулять как по территории Кремля, так и по самому городу! Что самое удивительное, на мой взгляд, так это то, что все это можно посмотреть совершенно бесплатно! Никто не будет за вами настойчиво ходить и выклянчивать денег.

По ссылке можно посмотреть на мой маршрут по Старой Коломне:
Маршрут по Старой Коломне .

Если хочется окунуться в старину, Коломна отличное место для этого!

Деревня расположена примерно в 1200-1500 метрах от реки Оки , между деревней и Окой низинные поля. Примерно раз в 10 - 15 лет (по наблюдениям в 1960 - 2008 гг.) в высокое половодье Ока заливает эти поля на 300-500 метров от Оки.

По данным "Сборников статистических сведений" 1882-1888 г.г. деревня "Негомож Пирочинской волости Зарайского уезда" Рязанской губернии принадлежала помещику Головину.

С 28.12.2006 входило в состав Макшеевского сельского округа Коломенского района Московской области с центром сельского округа в деревне Зарудня в соответствии с «Законом Московской области от 28 декабря 2006 г. № 250/2006-ОЗ „О разграничении муниципального имущества между Коломенским муниципальным районом и вновь образованными поселениями, входящими в его состав“ (принят постановлением Московской областной Думы от 27 декабря 2006 г. № 8/204-П)

С 29.01.2007 входит в состав сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района Московской области (в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 29 января 2007 г. № 10-ПГ „Об учётных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области“ (с изм. и доп. от 15 марта, 3 апреля 2007 г.)

Во время великой отечественной войны в ноябре 1941 г. в лесу между селениями Негомож и Городец была создана база партизанского отряда, сформированного из жителей Коломны .

Население

Постоянное население по состоянию на 2001 год - 133 жителя. [ ]

Улицы, организации, предприятия, кооперативы

Улицы

  • ул. Центральная, ул. Луговая,ул. Новая.

Садоводческие товарищества

Садоводческое товарищество „Негомож“ (140479, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОЛОМЕНСКИЙ РАЙОН, Д. НЕГОМОЖ)

Садоводческое товарищество „Пирочи“ (д. Негомож)

Садоводческое товарищество „Транспортник“ (недалеко от дер. Негомож).

Экология и земля в этом районе хорошая и ценится как местными жителями, так и приезжими, в последние годы стали пользоваться популярностью среди москвичей. Цены на земли и строения в этом районе и в ближайшем окружении в среднем в 1,6 - 2 раза были выше среднего по региону для данной километровой зоны до прокладки газопровода. А с учётом подключения к магистральному газу 2010-2011, цены повысились ещё.

Транспорт и коммуникации

Автобусное сообщение

Жители д. Негомож репрессированые в довоенные годы

Кузнецов Иван Никитович, 1898 г.р., русский, м.р. ст. Негамож, Коломенский район, Московская область, заключенный Ухтпечлага НКВД СССР. Арестован 29.12.1937 г. Осужден 11.01.1938 г. «тройкой» при УНКВД Архангельской области по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания.

Фадеев Федор Григорьевич 1898 Московская обл., Коломенский р-н, дер. Негамож русский низшее, б/п,1898, Расстр. 25.10.37 - Бутовский полигон

Черкасов Александр Сергеевич, 1899, м.р.: МО, Коломенский р., д. Негамож. Расстр. 25.10.37 - Бутовский полигон

Черкасов Сергей Сергеевич, 1909, м.р.: МО, Коломенский р., д. Негамож. Расстр. 25.10.37 - - Бутовский полигон

Достопримечательности вблизи деревни Негомож

Памятники природы

  1. «Озеро Ситное с водяным орехом »
  2. «Озеро Осетриное с водяным орехом»

Для защиты озера Ситного и его обитателей - главная ценность озера наряду с редким водяным орехом – обитающий на нем черный коршун - введен с мая 2017 особый режим охраны, запрещающий в пределах памятника природы любое изменение гидрологического режима, выпас скота, применение химпрепаратов, разведение костров и устройство туристических стоянок, а также сбор растений.