Житие прп. Евпраксии

Преподобная Иулиания и преподобная Евпраксия Московские

От седой старины до наших дней сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

По плоти были они родные сестры святителя Алексия, Митрополита Московского, и происходили из знатного рода черниговских бояр.

Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон (будущий святитель Алексий), и двух дочерей - Ульяну и Иулию.

Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата, сестры Ульяна и Иулия полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу.

Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг - Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской, а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавеннской.

Самостоятельных женских монастырей в Москве тогда еще не было - обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Любовь к старшему брату, Митрополиту Алексию, внушила этим богомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, его небесного покровителя. Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело.

Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения, подаренные святителю Московскому Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским Митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и где можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля, и омывалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой - Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву Митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 г. был основан первый в Москве женский монастырь.

Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия - Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями - стародевичьим.

Святитель Алексий, будучи строгим подвижником «от юности своея», любил и почитал истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других то же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Богу, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительный устав. К этому времени общежительный устав уже был введен в Свято-Троицком монастыре преподобного Сергия.

Повелением Митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста - числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.

Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания, сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.

Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.

Преподобные жены имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.

Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. В ночь на 3 мая 1393 г. преподобная Иулиания отошла ко Господу. Ее погребли с подобающей честью около монастырского храма. Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: «По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви». Через год преставилась и сестра игумении монахиня Евпраксия.

Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевской Алексеевской обители при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.

Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня. Позднее, в 1766 г., на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который в 1887 г. соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

После кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. Никто не считал, сколько было исцеленных небесным заступничеством матушек, поэтому из ревности к прославлению игумении Иулиании и монахини Евпраксии сестры Зачатьевской обители стали записывать чудеса и исцеления, совершавшиеся по молитвам основательниц.

Лишь с закрытием обители в 1925 г. была прервана монастырская летопись, но не прекратились благодатные исцеления по молитвам преподобных матушек. И ныне, с возрождением монастырской жизни, возобновилась и запись чудес, совершающихся у мощей угодниц Божиих. Множество паломников ежедневно посещает Зачатьевский монастырь, взыскуя духовного утешения у могилок святых основательниц. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумения Иулиания и монахиня Евпраксия в мае 2001 г. были причислены к лику местночтимых святых Московской епархии.

Память преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских совершается 3 (16) мая.

Святая благоверная княгиня Евпракси́я Рязанская Зарайская была супругой Фёдора Юрьевича, князя Рязанского. По рассказам летописей, она славилась своей невероятной красотой. Во время монголо-татарского нашествия хан Батый, наслышанный о её красоте, потребовал, чтобы сам князь привел к нему Евпраксию. Князь Фёдор отказался привести жену в Орду, сказав: «Не гоже нам христианам водити своих жен к тебе нечестивому», за что был убит по приказу Батыя и брошен на растерзание зверям и птицам. После захвата русской крепости полчищами Батыя, чтобы не остаться на поругание поганым, княгиня Евпраксия, вместе со своим сыном, младенцем Иоанном, бросилась с высокой крыши княжеского терема на землю и разбилась.

Русской Православной церковью княгиня Евпраксия прославлена в лике святых с именованием Рязанская Зарайская.

Княгиня Евпраксия

В Зарайске городе в старинные года
Смерть приняла ты на покрове снежном.
Под башнею была погребена тогда
С супругом Федором, с Иваном, сыном нежным.
Зимой морозною ворвалася орда,
И пламя деревень взвилось столбом мятежным,
Как черная пурга, нагрянула беда,
И разоренный край простором стал безбрежным.
На похоть и позор жестокому монголу
Тогда не отдалась ты, верная жена.
С узорной лестницы низринулася долу.
И памятью веков теперь окружена.
Три каменных креста я помню над могилой,
И в сердце я ношу твой горький образ милый.

Радимов Павел

Евпатий Коловрат

В ту самую пору служил в Рязани боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия хана Батыя на Русь, по имени Евпатий Коловрат (в некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий-Неистовый).
Родился наш герой в селе Фролово Шиловской волости (годы жизни: 1200 - 1238 гг.). Находясь в Чернигове с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань, но застал город уже разорённым. «...государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города». Узнав о брошенном на съедение зверям князе Феодоре, о трагической гибели княгини Евпраксии с младенцем Иоанном, с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - «Что вы хотите?» И получил ответ - «Умереть!».
Согласно преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий (пороков), предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем и с тмочисленых пороков, и едва убиша его».
Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца! Он отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
Ныне, на одной из мемориальных плит русскому богатырю высечены такие слова:
Ты вел нас в бой. Врага мы били.
За ту Рязань, сожженный град.
Тебя, герой, мы не забыли.
Живи в веках, наш Коловрат.
И ты, Родная сторона, героев помни имена.

На конференции по канонизации святого благоверного князя Феодора и княгини Евпраксии было немало споров: самоубийство это или нет? Конечно, она сделала это не по своей воли и не случайно, не от отчаяния, а во спасение своей души - чтобы самой не достаться поганым, и чтобы сын её не попал в Орду... Молодая княгиня знала: монголы её обесчестят, а сына возмут в плен и воспитают потом в ненависти ко Святой Руси. Допустить этого она не могла. И это был настоящий христианский подвиг.
Один из выступающих сказал тогда знаменательные слова, и эта мысль потом звучала тогда в докладах: "Давайте воспитаем таких жён и матерей, и тогда у нас будет совсем другое Отечество...".
Насколько в современной России пали нравы, свидетельствует, например, площадь Джузеппе Гарибальди в Италии. На обозрение всему мiру, во свидетельство всем языкам, вся эта площадь словно голубями усеяна русскими девушками, которые по-прежнему считаются самыми красивыми в мiре, но которые там продаются; причем, не по воле монголов и Батыя - по собственной воле.
Однажды, я задал вопрос трем совсем юным девушкам из субкультурного движения «готы», что для них значит заповедь Божия Не прелюбодействуй. И получил ответ: «Ничего не значит», это, мол, вчерашний день. Когда я их спросил: «Знаете ли вы, как вас после этого будут называть юноши из Кавказа?», они молча потупили глаза.
Почему же так скудны и убоги в наши дни знания о людях высокой жизни? И что мешает нам рассказать современной девушке, с нечистых уст которой вырывается мат, о душевной красоте таких женщин, какими были Анна Кашинская, милосердная Иулиания Лазаревская или великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова? Святые были путеводными звёздами христианского мира, а подражание их подвигу выпрямляло вывихнутую набок жизнь не одного поколения, пережившего окаянные времена.
"В русских святых, - пишет философ Иван Ильин, - мы чтим не только Небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути... Их идеал веками питал народную жизнь: у их огня Русь зажигала свои лампадки."


Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии-младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два-три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением и, когда ее просили дать себе немного отдыха, не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии было видение игумении монастыря. Святая дева была приведена в светлый чертог и поклонялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо, заболела и вскоре мирно скончалась в возрасте 30 лет.

25 июля (7 августа) 2013 года исполняется 1600 лет преставления преподобной Евпраксии девы, Тавеннской (†413).

Тропарь, глас 8:

В тебе мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная, Евпраксие, дух твой.

(Православный церковный календарь 2013 г. – Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013 – Стр.5; иллюстрация - kotlovka.ru).

О богатых родителях; шестилетней девочке, которая захотела остаться в монастыре; кознях дьявола; зависти коллеги и снах игуменьи, отправляющих на скорую праведную кончину. Место действия: Римская империя, восточная часть; время: рубеж 4-5 веков н.э. А также об одноименной императрице из Киевской Руси 11 века

Святая Евпраксия и дьявол, толкающий ее в колодец. Створка полиптиха. Около 1500 года. Неизвестный автор. Дворец епископа Эразма Циолека - филиал Краковского Национального Музея / Diabeł usiłuje wrzucić św. Eufraksję do studni. Pałac Biskupa Erazma Ciołka, Muzeum Narodowe w Krakowie. Nr identyfikacyjny: MNK ND-13/e. Twórca: nieznany. Czas powstania: około 1500 roku.

Святая Евпраксия Константинопольская /греч. Εὐπραξία /лат. Eufrasia (383-413/380-410) - дочь и племянница святых. Святыми стали ее мать, а также родственник (вроде бы дядя) и по совместительству приемный отец император Феодосий I Великий (379-395).

Говорят, что святая дева родилась во второй по богатству и знатности семье Константинополя.


Ее отец, Антигон занимал должность сенатора, по латинской версии он был наместником Ликии. Антигон – родственник императора Феодосия I Великого. Мать Евпраксии тоже Евпраксия (ум. ок. 393) – богобоязненная христианка знатного происхождения. Благочестивые супруги раздавали свое имущество нищим, после рождения дочери они решили жить в браке как брат и сестра.

Через год сенатор Антигон умер. Рано овдовев, Евпраксия обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить свою осиротевшую дочь. Когда девочке исполнилось 5 лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Вскоре императрица стала склонять Евпраксию-мать вступить во второй брак. Евпраксия отказалась и вместе с дочерью покинула Константинополь. Мать и дочь направились в Египет, в район Нижней Фиваиды, где у матери были обширные владения.

Евпраксия посещала монастыри и церкви, делая щедрые пожертвования. Придя в женскую обитель, расположенную недалеко от Фив, мама и дочь поразились строгости ее устава. Там подвизалось около 104-130 монахинь. Мать хотела принести щедрый дар в 20 или 30 литр золота, чтобы сестры молились о ней, о дочери и об Антигоне, но настоятельница монастыря Феодула сказала, что примет только немного елея для лампад и фимиам.

Через некоторое время Евпраксия-младшая, которой не исполнилось и 7 лет, пожелала остаться в той самой обители. Несмотря на то что мать и игуменья противились такому решению из-за малолетства девочки, шестилетний ребенок все же настоял на своем. После ухода дочери в монастырь Евпраксия продолжала путешествовать по обителям Египта и помогать нуждающимся, она усилила свой духовный и телесный подвиг, не пила вина, не вкушала ни мяса, ни рыбы и принимала пищу один раз в день, вечером.

Прошло несколько лет, и игуменье Феодуле во сне было открыто, что через три дня Евпраксия-старшая отойдет ко Господу. Настоятельница объявила Евпраксии о близости ее кончины. Евпраксия дала последние наставления дочери и с миром почила. Она была похоронена в монастыре, где подвизалась ее дочь.

После смерти матери ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства в пользу Церкви и нуждавшихся. Через некоторое время после кончины матери девочка получила из столицы письмо, в котором ей напоминали об обручении с сыном сенатора. По одной из версий - жених умер еще до того, как Евпраксия приняла постриг. В ответ Евпраксия написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать монастырь.

В обители Евпраксия выполняла самую трудную работу: готовила на кухне, колола дрова, прислуживала другим сестрам. С каждым годом она все более усиливала свою аскезу: постепенно научилась вкушать пищу 1 раз в 3 дня, а затем - 1 раз в неделю. Сестры любили смиренную Евпраксию. Но одна из сестер завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Монахиня стала досаждать Евпраксии и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

3.

Святая Евпраксия и дьявол, направляющий топор на ногу Святой деве. Створка полиптиха (илл.1). Около 1500 года. Неизвестный автор. Краков. Национальный Музей / Diabeł i św.Eufraksja. Muzeum biskupa Erazma Ciołka. Kraków.

Диавол всячески пытался смутить Евпраксию, являясь ей в ночных видениях. Борясь с искушениями, она в течение 40 дней неподвижно простояла на молитве с поднятыми к небу руками. Не сумев повредить ей духовно, сатана заставлял Евпраксию страдать физически: он пытался утопить ее в колодце, сбрасывал с высокого здания, устраивал так, что Евпраксия ранила себе ногу топором и обливала себя кипятком. Каждый раз Евпраксия чудесным образом спасалась от козней дьявола. Полуживой ее вытащили из колодца, быстро зажила, казалось бы, смертельная рана на ноге, нанесенная во время рубки дров. А когда она упала с охапкой хвороста в руках, тонкая лучина вонзилась у самого глаза, не задев его.

4.

Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. ЦАК МДА.

Бог наградил Евпраксию даром чудотворения: она исцелила глухонемого парализованного ребенка. После этого настоятельница поручила Евпраксии ухаживать за бесноватой, много лет жившей в обители. Женщина была связана цепями по рукам и ногам, никто не смел к ней приблизиться, пищу ей подавали в корзине на длинном шесте. Сестры молились об исцелении больной, но тщетно. Зная, что Евпраксия удостоилась принять от Господа особую благодать, настоятельница повелела ей исцелить бесноватую. Евпраксия сказала, что недостойна, но, проявив послушание, пошла к одержимой и в присутствии сестер изгнала беса из женщины.

За 10 дней до смерти Евпраксии игумения Феодула увидела сон. Во сне Евпраксия была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами. Богородица показала Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что через 10 дней она войдет в эту обитель.

5.

Saint_Euphrasia from page 164 of Little Pictorial Lives of the Saints, Benzinger Brothers via

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться с Евпраксией. Сама же дева, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала Евпраксию и говорила, что так надо – Господь удостоит тебя Своей великой милости. Внезапно здоровая дева почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет.

На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись. Святая Евпраксия известна исцелением глухонемых, слепых, тяжелораненых, она охраняла от утопления, изгоняла дьявола из человеческих душ.

Преподобную Евпраксию высоко чтили в Киевской Руси. Так, Евпраксией назвали внучку Ярослава Мудрого, дочь Всеволода Ярославича.

6.

Передача императорских инсигний Генрихом IV (слева) Генриху V / The abdication of Henry IV in favour of Henry V, from the Chronicle of Ekkehard von Aura / Frutolfs von Michelsberg und Ekkehards von Aura Chroniken und die anonyme Kaiserchronik. via

В то время позор за обнародование подробностей сексуального насилия ложился не только на насильника, но и на его жертву. Публичное выступление жены против мужа было равнозначно гражданскому самоубийству. После подробных рассказов о сексуальных извращениях мужа, Адельгейда была освобождена собором от всякого наказания, ибо «к греху, в котором она покаялась добровольно и публично, ее принуждали тяжелейшим насилием». Разоблачения Адельгейды-Евпраксии оказались сокрушительным ударом по престижу императора. Евпраксия же по окончании собора к дворцовой жизни не вернулась, а отправилась после всех передряг к родственникам. По смерти Генриха IV в 1106 году, Евпраксия постриглась в монахини. К тому времени она жила в доме матери в Киеве. Умерла монахиня Евпраксия, бывшая императрица, в 1109 году в Киеве на 38-м году жизни.

Так что сатана своим вниманием Евпраксий не обделял, что в четвертом веке, что в одиннадцатом.

Смотрите также :
- Иулиания Никомидийская